О признании незаконным договор дарения.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения оглашена 26.08.10г. Решение принято в окончательной форме 31.08.10г.

26 августа 2010г. с.В-Надеждинское

Надеждинский районный суд Приморского края в составе судьи Наконечной Е.В.

с участием:

истца Демидова А.Г.,

ответчицы Демидовой Л.А., представляющей интересы несовершеннолетней Демидовой Е.Р., и ее представителя Полеску С.И.,

Третьего лица Гацуло Н.Н.,

Представителя органа опеки и попечительства Овчинниковой Н.В.,

При секретаре Рудопас Л.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демидова А.Г. к Демидовой Л.А., представляющей интересы <данные изъяты> Демидовой Е.Р. о признании недействительным договора дарения квартиры,

У С Т А Н О В И Л:

Демидов А.Г. обратился в суд с иском, указав, что июне <данные изъяты>. он подарил принадлежавшую ему квартиру, расположенную в <адрес>, своей внучке Демидовой Е.. При этом он заблуждался относительно существа сделки и полагал, что внучка станет собственницей квартиры после его смерти. Впоследствии он узнал, что это не так и что квартира больше ему не принадлежит. Он с этим не согласен. В своем исковом заявлении просит суд признать названный договор дарения недействительным.

В судебном заседании истец Демидов А.Г. на заявленных требованиях настоял. Дополнительно суду пояснил, что в указанной квартире он проживает вместе со своей женой. Эта квартира является их единственным жильем. Передавать квартиру в собственность других лиц он, пока живой, не собирался. Его один раз возили к нотариусу, где он пояснил что согласен отдать квартиру внучке и подписал документы, касающиеся передачи прав на квартиру. При этом в силу преклонного возраста и состояния здоровья он не понял, что речь шла об отчуждении квартиры до его смерти. Он добросовестно полагал, что все права на квартиру внучка получит только после того, как он умрет. Все документы на квартиру находились у его дочери - Демидовой Л.А. О том, что квартира в настоящее время является собственностью внучки, Демидов А.Г. узнал в конце <данные изъяты> - начале <данные изъяты>., когда они с женой захотели прописаться этой квартире. На данный момент они зарегистрированы в в <адрес>, где фактически проживают их сын и дочь- Демидова Л.А. с детьми.

Ответчица Демидова Л.А. представляющая интересы несовершеннолетней Демидовой Е.Р., <данные изъяты> г.р., и представитель ответчицы Полеску С.И. иск не признали и суду пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ истец через своего представителя Гацуло Н.Н. подарил спорную квартиру своей внучке Демидовой Е.. Доверенность на представителя выписывалась у нотариуса именно с целью дарения квартиры. Перед тем, как заверить доверенность нотариус разъяснил Демидову А.Г. суть передаваемых представителю полномочий, на что Демидов А.Г. ответил, что он все понял, желает подарить принадлежащую ему квартиру своей внучке. Волеизъявление на дарение квартиры являлось добровольным и было связано с тем, что Демидов А.Г. хотел отблагодарить свою дочь Демидову Л.А. за то, что она заботилась о родителях и поддерживала их. При заключении договора в органах регистрационной службы Демидов А.Г. присутствовал, но договор не подписывал, так как у него отсутствует зрение. Подпись в договоре ставил его представитель Гацуло Н.Н. По мнению Демидовой Л.А. истец обратился в суд с названным иском под воздействием своего сына (брата Демидовой Л.А.), который намерен завладеть спорной квартирой. Несовершеннолетняя Демидова Екатерина <данные изъяты> г.р. является дочерью Демидовой Л.А., проживает и зарегистрирована вместе с матерью во Владивостоке, <адрес>. Местонахождение отца Демидовой Екатерины не известно.

Третье лицо Гацуло Н.Н. просил принять решение по иску по усмотрению суда. Дополнительно пояснил суду, что он в течение длительного времени знаком с истцом и ответчицей. Примерно в <данные изъяты>-<данные изъяты>. Демидов А.Г. сказал Гацуло Н.Н., что он хочет подарить свою квартиру в <адрес> своей внучке. Через какое-то время Гацуло Н.Н. по просьбе Демидовой Л.А. вместе с ней приехал в <адрес>, они забрали Демидова А.Г. и вместе с ним поехали в <адрес>. Там они сходили к нотариусу, нотариус составил документ, связанный с дарением квартиры. Какой конкретно это был документ, Гацуло Н.Н. не помнит. При этом нотариус зачитала документ вслух в присутствии Демидова А.Г., все ему разъяснила. Он ответил, что ему все понятно и подписал названный документ. Потом они ездили в регистрационную службу. Там у Демидова спрашивали, согласен ли он подарить квартиру. Демидов А.Г. ответил, что согласен. Никакого давления на него при этом никто не оказывал. Поскольку Демидов А.Г. лишен зрения, дарственную за него подписал Гацуло Н.Н.

Представитель органа опеки и попечительства Овчинникова Н.В. просила принять решение по иску по усмотрению суда. Полагает, что удовлетворение иска не приведет к ущемлению законных прав несовершеннолетней Демидовой Екатерины <данные изъяты>.р.

Выслушав пояснения сторон, исследовав доказательства по делу суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу ст. 178 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения. Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Если сделка признана недействительной как совершенная под влиянием заблуждения, соответственно применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 167 настоящего Кодекса.

В силу ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке

Согласно доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Демидов А.Г. доверил Гацуло Н.Н. подарить принадлежащую ему квартиру, расположенную в <адрес>, Демидовой Екатерине Романовне ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в том числе доверил подписать договор дарения. Данная доверенность удостоверена нотариусом Надеждинского нотариального округа К Как следует из содержания доверенности текст доверенности был прочитан вслух и соответствовал намерениям доверителя.

Согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ Демидов А.Г. подарил принадлежащую ему квартиру, расположенную в <адрес> Демидовой Екатерине Романовне ДД.ММ.ГГГГ года рождения. От имени Демидова А.Г. договор подписал его представитель по доверенности Гацуло Н.Н. За одаряемую Демидову Е.Р. договор подписала ее мать Демидова Л.А.

Договор зарегистрирован в органах Федеральной регистрационной службы ДД.ММ.ГГГГ На имя Демидовой Е.Р. выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 25-АА №.

Допрошенная в качестве свидетеля нотариус К суду пояснила, что обстоятельства составления и удостоверения названной доверенности, а также самого доверителя она не помнит. На практике она удостоверяет доверенности только в том случае, если не сомневается в намерениях доверителя, а также в его правоспособности и дееспособности. Подписание доверенности происходит в ее присутствии. При этом доверитель лично расписывается в доверенности.

Из показаний свидетеля В видно, что Демидова Л.А. является знакомой его жены. Несколько лет назад он по просьбе Демидовой Л.А. отвозил ее и Гацуло Н.Н. на своей машине в <адрес>. Там они забирали отца Демидовой Л.А. и потом ездили к нотариусу и еще в какое-то место. Демидова Л.А., Демидов А.Г. и Гацуло Н.Н. ходили везде втроем. В ждал их в машине. Из их разговора он понял, что они решают вопрос с квартирой. Подробностей он не знает. Каких-либо конфликтов между указанными лицами при нем не было.

Из показаний свидетеля Е видно, что она является женой истца, проживает с ним в <адрес>. Данная квартира была куплена ими в <данные изъяты>. и оформлена на имя Демидова А.Г. Они обсуждали между собой, кому должна достаться квартира после их смерти. Решили, что Демидов А.Г. отпишет квартиру на внучку Демидову Екатерину. При этом передать права на квартиру внучке до своей смерти Демидов А.Г. не собирался. Речь шла о том, что внучка станет собственницей после того, как Е и Демидов А.Г. умрут. В <данные изъяты>. Демидов А.Г. ездил куда-то с дочерью Демидовой Л.А. и Гацуло Н.Н. Потом они привезли его назад, и он рассказал, что подписал какие-то документы, в соответствии с которыми после его смерти квартира перейдет внучке Екатерине. Документы на квартиру остались у Демидовой Л.А. В <данные изъяты>. Е и Демидов А.Г. решили прописаться по квартире в <адрес>, чтобы не ездить за пенсией и в больницу по месту регистрации во Владивосток.. При этом выяснилось, что квартира в <адрес> Демидову А.Г. больше не принадлежит. Им объяснили, что квартира в <данные изъяты>. подарена Демидовой Екатерине и с этого времени она является собственницей квартиры. Демидов А.Г. расстроился по этому поводу, так как он по-прежнему считал квартиру своей и не знал, что подписал какие-то документы, по которым права на квартиру до его смерти перешли к внучке. Демидов А.Г. является пожилым человеком, инвалидом. У него отсутствует зрение и он плохо слышит, без посторонней помощи перемещается с трудом. Е полагает, что давая согласие на дарение своей квартиры он добросовестно считал, что квартира перейдет к внучке после его смерти.

Свидетель Ф суду показал, что он является сыном истца и братом Демидовой Л.А. Родители ничего не говорили ему о том, что свою квартиру в <адрес> они собираются подарить внучке Екатерине. В начале <данные изъяты>. они сказали, что хотят прописаться в <адрес> и для этого попросили взять документы на квартиру у Демидовой Л.А. Однако, когда он подошел по этому поводу к Демидовой Л.А., та ответила, что никакие документы она не даст, и что квартира теперь оформлена на ее дочь Е. О том, что существует договор дарения названной квартиры Ф узнал только в период судебного разбирательства.

Из показаний свидетелей Н и Х видно, что они являются соседями по даче с Демидовым А.Г. и его женой. Несколько лет назад Демидов А.Г. и Е рассказывали им, что собираются завещать свою квартиру в <адрес> своей внучке Екатерине. Позже выяснилось, что Демидов А.Г. и Е не могут прописаться в своей квартире, так как оказалось, что квартира подарена внучке и теперь внучка является собственницей. Для Демидовых это было неожиданностью.

Справкой ВТЭК и выписками из медицинской карты подтверждается, что Демидов А.Г. <данные изъяты> года рождения, страдает хроническими заболеваниями, лишен зрения, является инвалидом, нуждается в постоянной посторонней помощи.

Исследовав указанные доказательства суд приходит к выводу о том, что Демидов А.Г., являясь собственником квартиры, не имел намерения при жизни отчуждать ее другому лицу. Его волеизъявление было направлено на то, чтобы распорядиться квартирой на случай своей смерти, однако в силу преклонного возраста и состояния здоровья он выразил это волеизъявление ненадлежащим образом и совершил юридически значимые действия, связанные с дарением квартиры.

Суд полагает, что Демидов А.Г., давая согласие на дарение квартиры и подписывая документы, необходимые для дарения квартиры, заблуждался относительно природы сделки и добросовестно полагал, что такое дарение не приведет к прекращению его права собственности на квартиру при его жизни, то есть заключил сделку под влиянием заблуждения.

В судебном заседании суд непосредственно мог убедиться в том, что восприятие, понимание и оценка Демидовым А.Г. происходящих событий затруднены для него в силу его преклонного возраста и состояния здоровья (отсутствие зрения, плохой слух).

При таких обстоятельствах суд полагает правильным исковые требования удовлетворить и признать договор дарения спорной квартиры недействительным. При этом необходимо применить последствия признания сделки недействительной. Поскольку по договору дарения Демидов А.Г. не получал за названную квартиру какого либо вознаграждения, применение указанных последствий состоит только в том, чтобы вернуть в собственность Демидова А.Г. подаренное им имущество.

Суд учитывает, что применение последствий недействительности сделки и возврат подаренной квартиры Демидову А.Г. сами по себе являются основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРП.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Демидова А.Г. к Демидовой Л.А., представляющей интересы <данные изъяты> Демидовой Е.Р., о признании недействительным договора дарения квартиры удовлетворить в полном объеме.

Договор дарения квартиры, расположенной по адресу <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Демидовым А.Г. и Демидовой Е.Р. в лице ее законного представителя Демидовой Л.А., зарегистрированный в Надеждинском отделе главного управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за №, признать недействительным.

Применить последствия признания сделки недействительной. Вернуть квартиру, расположенную по адресу <адрес>, в собственность Демидова А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт <данные изъяты> выдан ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> <адрес>.

Настоящее решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Наконечная Е.В.