Дело № 2-7859/10 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 17 сентября 2010 года Набережночелнинский городской суд РТ в составе: председательствующего судьи Э.З.Бургановой, при секретаре В.В.Пищиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прохоровой ОИ к Исполнительному комитету г. ... о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: О.И.Прохорова обратилась в суд к Исполкому г.... о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, указав в обоснование, что .... ей отказано в принятии ее как члена семьи ветерана Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст.53 ЖК РФ по мотиву намеренного ухудшения жилищных условий и обеспеченности жильем площадью 15,1 кв.м. на человека. Данный отказ считает незаконным, поскольку в ее действиях отсутствует умысел на ухудшение жилищных условий, а потому в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» имеет право на соответствующую социальную поддержку, в связи с чем, просит обязать ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании истица, ее представитель по устному заявлению Н.К.Куракова требования иска поддержали, подтвердив вышеизложенное. В частности, пояснили, что .... истице сыном ... была подарена комната площадью 9,4 кв.м., расположенная в малосемейной квартире № ... в дома №... ... г...., в которой она проживала и была зарегистрирована с 1987г. Наряду с ней в данной квартире также проживал и проживает ..., пользуясь комнатой площадью 11,1 кв.м. Указанные комнаты 9,4 кв.м. и 11,1 кв.м. ему принадлежали на праве собственности в порядке приватизации с 2005г. Представитель Исполнительного комитета г. ... Л.Ф.Мусина в суде требования иска не признала по основаниям, указанным выше. В частности, она отметила, что решением Городского совета муниципального образования «...» № ... от .... установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 15 кв.м. общей площади на одного члена семьи. Вместе с тем, по мнению представителя, истица намеренно уменьшила уровень обеспеченности общей площадью на каждого члена семьи меньше нормы постановки, а потому она не может быть принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, выслушав судебные прения, суд приходит к следующему. В соответствии с удостоверением серии ... № ... от ...., выданным Управлением социальной защиты Министерства социальной защиты ..., истица О.И.Прохорова является ветераном Великой Отечественной войны л.д.7). Согласно справке №... от .... О.И.Прохорова является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст.21 ФЗ «О ветеранах» л.д.18). Судом установлено, что .... истице сыном ФИО15 была подарена комната площадью 9,4 кв.м., расположенная в четырехкомнатной малосемейной квартире № ... в доме №... ..., в которой она проживала и была зарегистрирована с 1987г. Наряду с ней в данной квартире также зарегистрирован сам ФИО15, проживающий в комнате площадью 11,1 кв.м. Указанные комнаты 9,4 кв.м. и 11,1 кв.м., общей площадью 30,1 кв.м., принадлежали ФИО15 на праве собственности в порядке приватизации с 2005г. В настоящее время последний является собственником комнаты площадью 11,1 кв.м. л.д. 5-6,9 -15,17). Установлено, что истица обратилась в Исполнительный комитет г. ... с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако уведомлением № ... от ... года, а также № ... от .... заявителю отказано в постановке на соответствующий учет. В обоснование отказа ответчиком указано, что решением Городского совета муниципального образования «...» № ... от .... установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 15 кв.м. общей площади на одного члена семьи. Однако, по мнению ответчика, истица намеренно уменьшила уровень обеспеченности общей площадью на каждого члена семьи меньше нормы постановки, поскольку до заключения договора дарения доли ее обеспеченность общей площадью жилья составляла 15,1 кв.м. на человека, а потому она не может быть принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий л.д.8,19 ). Разрешая заявленные требования, оценив исследованные по делу доказательства, суд полагает необходимым отметить, что истица до передачи ей в дар доли в указанной выше квартире в виде комнаты площадью 9,4 кв.м. собственником жилого помещения не являлась, располагая лишь правом пользования данным жильем с согласия его собственника ФИО15. Таким образом, истица, не обладая правом распоряжения обозначенным жилым помещением, не могла предпринимать самостоятельно меры к намеренному ухудшению жилищных условий, что опровергает доводы ответной стороны. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: …обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 этого же Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: …по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: …инвалидов Великой Отечественной войны; …участников Великой Отечественной войны…; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. Истец основывает свои требования на данной норме Закона, однако, в указанной норме называется норма предоставления жилого помещения нуждающемуся ветерану великой Отечественной войны, а не учетная норма. Вместе с тем, согласно Указу Президента Российской Федерации № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Подпунктом «а» пункта 2 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра. Оценив в совокупности все имеющиеся по делу доказательства, суд находит требования заявления обоснованными, поскольку в последнем названном нормативно-правовом акте, по мнению суда, содержатся нормы, позволяющие принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны, имеющего в своем пользовании долю жилого помещения менее 22 кв.м. В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):… являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. На основании ст.5 Закона РТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда РТ и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» №31-ЗРТ от 13.07.2007г., принятого Госсоветом РТ 14.06.2007г., в соответствии с Жилищным кодексом РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане… являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Установлено, что до принятия .... в дар доли обеспеченность общей площадью жилья составляла 15,0 кв.м. на каждого члена семьи, зарегистрированного в двух комнатах площадью 9,4 кв.м. и 11,1 кв.м., расположенных в кв.№... в доме № ... ..., общей площадью 30,1 кв.м. (30,1 кв.м.:2чел.), то есть менее 22 кв.м. В данный момент истица является собственником жилого помещения площадью 9,4 кв.м. После принятия истицы на учет в соответствующем качестве, компетентным учреждением должен решаться вопрос о выделении ветерану из федерального бюджета денежных средств из расчета средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации с учетом нормы предоставления, предусмотренных для ветеранов Великой Отечественной войны, в 36 кв.м. При таких обстоятельствах, с учетом современной позиции законодателя, прямо направленной на улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны в год празднования 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне, суд не может признать правомерным уклонение Исполнительного комитета г. Набережные Челны от принятия истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с момента его обращения за реализацией своих прав с целью дальнейшей реализации жилищных прав и интересов в соответствии с федеральным законодательством. В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что безусловно объективных доказательств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий истицей, ответчиком не представлено, суд полагает доводы ответной стороны не достаточными для принятия их во внимание и, соответственно, отказа в удовлетворении искового заявления. Оснований полагать, что О.И.Прохорова намеренно ухудшила свои жилищные условия, у суда не имеется. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Прохоровой ОИ к Исполнительному комитету г. ... о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий удовлетворить. Обязать Исполнительный комитет г. ... принять на учет Прохорову ОИ в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как ветерана, вдовы умершего участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд РТ в течение 10 дней через городской суд. Решение не вступило в законную силу