Оригинал данного документа подшит и хранится в деле №2-8383/10, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ Дело № 2-8383/10 Р Е Ш Е Н И Е и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 27 сентября 2010 года Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Р.Р. Ахметова, с участием прокурора Д.Г. Хамидуллиной, при секретаре Л.Х. Гараевой, рассмотрев гражданское дело по иску прокурора г. Набережные Челны в интересах Долгановой А.В. к Исполнительному комитету муниципального образования ... о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении вдовы ветерана Великой Отечественной войны и понуждении к постановке на учет, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г.Наб.Челны, действуя в интересах Долгановой А.В. обратился в суд к Исполнительному комитету муниципального образования ... (далее – Исполком) с иском о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении вдовы ветерана Великой Отечественной войны и понуждении к постановке на учет, указав, что Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». В прокуратуру г. Наб.Челны с заявлением о несогласии с отказом в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий обратилась вдова инвалида Великой Отечественной Войны Долганова А.В. Проверкой, проведенной прокуратурой города по указанному обращению, установлено, что главой администрации Автозаводского района г. Набережные Челны № ... от ... года Долгановой А.В. в постановке на такой учет отказано в связи с намеренным ухудшением жилищных условий. Также проверкой установлено, что с ... года Долганова А.В. зарегистрирована по адресу: ..., в жилом помещении общей площадью ... кв.м. с составом семьи ... человек. До ... года Долганова А.В. была зарегистрирована по адресу: ..., в жилом доме общей площадью ... кв.м. составом семьи ... человек. Указанный жилой дом был продан по договору купли-продажи от ... года в связи с тем, что в силу своего возраста она не могла проживать одна, за ней требуется постоянный посторонний уход. Это подтверждается выпиской из Постановления комитета качества поликлиники № ... г.... № ... от ... года, согласно которой Долганова А.В. по состоянию своего здоровья нуждается в постоянном постороннем уходе, имеет ограничение передвижения второй степени, ограничение самообслуживания третьей степени. Решением Городского совета МО «г.Набережные Челны» от 25.12.2007 года № 28/15 установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 15,0 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Согласно данным Набережночелнинского отдела Управления Росреестра по РТ и Управления Росреестра по ..., Долганова А.В. иного жилого помещения в собственности не имеет. Прокурор считает, что отказ в принятии Долгановой А.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является незаконным, так как она нуждалась в смене прежнего места жительства в связи с возрастом и состоянием здоровья, умысел на намеренное ухудшение жилищных условий в данном случае отсутствует. В судебном заседании помощник прокурора Хамидуллина Д.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, приведя в обоснование те же обстоятельства. Истица Долганова А.В в судебное заседание по извещению не явилась, суд счел возможным рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель Исполкома - Мусина Л.Ф. в суде иск не признала, пояснив, что решением Городского совета МО ... от 25.12.2007г. установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 15 кв.м общей площади на одного члена семьи. Долганова А.В. намеренно ухудшила свои жилищные условия, поскольку до прописки к своей дочери ... обеспеченность общей жилой площадью составляла ... кв.м. на одного человека, то есть более учетной нормы, в соответствии с которой производится постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поэтому Долганова А.В. не может быть принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Выслушав доводы сторон, допросив свидетеля и, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Подпунктом «а» пункта 2 данного Указа, Правительству Российской Федерации поручено в двухмесячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв.м. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: …обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. На основании ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно части 1 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В силу статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Решением Городского Совета муниципального образования «г. Набережные Челны» от 25.12.2007 года № 28/15 установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях: не более 15,0 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Как видно по делу, Долганова А.В., ... года рождения является вдовой инвалида Великой Отечественной Войны и имеет право на льготы, установленные статьей 21 ФЗ «О ветеранах» (л.д.10). ... года истица обратилась в структурное подразделение Исполкома ... с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.9). Однако уведомлением № ... от ... года заявительнице отказано в постановке на учет ввиду того, что до прописки к дочери ... ее обеспеченность общей площадью жилья составляла ... кв.м. на одного человека, что является более учетной нормы, в соответствии с которой производится постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. По мнению ответчика, Долганова А.В. намеренно ухудшила свои жилищные условия, в связи с чем, постановка ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении возможна после истечения срока, предусмотренного статьей 53 ЖК РФ (л.д.7-8). Согласно справке № ... от ... года в период с ... года по ... года, Долганова А.В. была зарегистрирована и проживала в жилом доме по адресу: ... (л.д.16). По договору купли-продажи от ... г. Долганова А.В. продала указанный жилой дом (л.д.17). Судом установлено, что с ... года Долганова А.В. проживает у своей дочери ... и состоит на регистрационном учете в квартире № ... дома № ... по ул..... Кроме истицы и ее дочери по указанному адресу зарегистрированы ... (л.д.19). Данное жилое помещение имеет общую площадь ... кв.м., следовательно, на каждого на каждого человека приходится ... кв.м. (л.д.22-24). Другого жилья Долганова А.В. не имеет, нанимателем либо собственником жилого помещения не является (л.д.25-27). Долганова А.В., являясь вдовой инвалида Великой Отечественной войны, в соответствии с Указом Президента в редакции от 09.01.2010 года №30 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов», имеет право на улучшение жилищных условий, поскольку обеспечена жилой площадью менее вышеуказанной учетной нормы. Доводы ответчика о намеренном ухудшении Долгановой А.В. своих жилищных условий суд считает несостоятельными, так как они опровергаются выпиской из постановления комитета качества поликлиники № ... г.Набережные Челны, согласно которой Долганова А.В. по состоянию здоровья нуждается в постоянном постороннем уходе, имеет ограничение движения 2-й степени, ограничение самообслуживания 3-й степени постоянно (л.д.28). Данные обстоятельства подтверждены также показаниями свидетеля ...., согласно которым, они вынуждены были перевезти Долганову А.В. к ее дочери ...., в связи с ухудшением состояния здоровья истицы, которая практически перестала самостоятельно передвигаться, не могла ухаживать за собой, принимать пищу. Оснований не доверять показаниям данного свидетеля у суда не имеется. При таких обстоятельствах, с учетом современной позиции законодателя, прямо направленной на улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны в год празднования 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне, суд не может признать правомерным уклонение Исполнительного комитета г. Набережные Челны от принятия истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью дальнейшей реализации жилищных прав и интересов в соответствии с федеральным законодательством. Руководствуясь статьями 194-196, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора г.Набережные Челны в интересах Долгановой А.В. удовлетворить. Признать отказ Исполнительного комитета муниципального образования ... в принятии на учет Долгановой А.В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, незаконным. Обязать Исполнительный комитет муниципального образования ... принять на учет Долганову А.В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд РТ в течение десяти дней через городской суд. СУДЬЯ подпись Ахметов Р.Р. Копия верна. СУДЬЯ Ахметов Р.Р. Решение не вступило в законную силу СУДЬЯ Ахметов Р.Р. Секретарь суда: