Решение по делу по иску Ф.З.Гильмановой к ПУПР о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью



Дело № 2-8740/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 октября 2010 года Набережночелнинский городской суд РТ в лице

председательствующего судьи Э.З.Бургановой,

при секретаре В.В.Пищиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гильмановой Ф.З. к Управлению Пенсионного фонда России в ... о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью,

УСТАНОВИЛ:

Ф.З.Гильманова обратилась в суд с иском к УПФР в ... о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью, указав в обоснование, что ей отказано в предоставлении досрочной пенсии в связи с отсутствием необходимого льготного стажа на соответствующих видах работ. В частности, ответчиком не включены в специальный стаж истицы период нахождения на курсах повышения квалификации с ... г. по ... г.; периоды работы с ... г. по ... г. в качестве диетсестры Т. центральной районной больницы, с ... г. по ... г. в качестве диетсестры комбината общественного питания К., с ... г. по ... г. в качестве диетсестры санатория «Ж.». С данным решением она не согласна и просит назначить ей досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью, включив спорные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, назначив пенсию с ... г.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования, подтвердив изложенные выше обстоятельства.

Представитель ответчика Е.Р.Ахметова заявленные требования не признала по основаниям, указанным в решении УПФР в г.....

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему.

В силу ст.27 п. 1 п.п. 20 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. за N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитыва­ется в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждени­ях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст.28 Фе­дерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную дея­тельность по охране здоровья населения в государственных и муниципаль­ных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст.28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федера­ции".

Установлено, что УПФР в г.... в специальный стаж Ф.З.Гильмановой, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, засчитано 07 лет 05 месяцев 18 дней. При этом не включены в специальный стаж истицы: период нахождения на курсах повышения квалификации с ... г. по ... г.; период ее работы с ... г. по ... г. в качестве диетсестры Т. центральной районной больницы по основанию невозможности установления относимости должности истицы «диетсестра» к среднему медицинскому персоналу; с ... г. по ... г. в качестве диетсестры комбината общественного питания К., с ... г. по ... г. в качестве диетсестры санатория «Ж.» по причине отсутствия в разделе «Наименование учреждений» Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, таких учреждений, как «комбинат общественного питания» и «санаторий» (л.д.5-6).

Согласно Рекомендации МОТ от 24.06.1974г. 3148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров или других положений национального законодательства (п.21).

Разрешая заявленные требования, оценив исследованные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для их удовлетворения в части.

Принимая решение по требованию иска относительно включения в специальный стаж истицы периода нахождения на курсах повышения квалификации, суд полагает его подлежащим удовлетворению, исходя из того, что ранее Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде и КЗоТ РСФСР работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.

Установлено, что истица находилась на курсах повышения квалификации с ... г. по ... г. по специализации «сестринское дело в стоматологии», при этом за ней сохранялась заработная плата с перечислением взносов в пенсионный фонд (л.д. 25,28, ), что ответной стороной не оспаривается.

В силу п.5 Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. за N 781 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Учебные отпуска, предоставление которых предусматривается трудовым законодательством, следует рассматривать, по мнению суда, как разновидность дополнительных оплачиваемых отпусков. Кроме того, разрешая исковые требования в этой части, суд принимает во внимание необходимость повышения квалификации работниками, осуществляющими лечебную и иную деятельность по охране здоровья. Учеба и повышение квалификации являются необходимым условием для совершенствования своего мастерства при осуществлении лечебной деятельности и более того, необходимым условием для получения сертификата специалиста с целью повышения профессиональной квалификации.

Обращаясь к требованию иска в части спорного периода работы истицы с ... г. по ... г. в качестве диетсестры Т. районной больницы (л.д. ), суд полагает его основанным на законе, а потому также подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из смысла положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч.1 ст.17, ст. ст. 18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

На момент осуществления истицей в указанный спорный период деятельности диетсестры Советом Министров РСФСР были утверждены Списки профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, от 6 сентября 1991 года N 464, согласно пункту 1 которого право на досрочную пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. По мнению суда, работа истицы, осуществляемая до 1 ноября 1999 года подлежит зачету ответчиком в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, предусматривающим, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным указанным выше Постановлением совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

При этом в законодательстве определение термина "средний медицинский персонал" не раскрывается, в связи с чем, по мнению суда, следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 декабря 1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения" (Приложение №3), где к среднему медперсоналу отнесена « Медицинская сестра диетическая». В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция. Аналогичные положения содержатся в НОМЕНКЛАТУРЕ ДОЛЖНОСТЕЙ МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА И СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (Приказ МЗ РТ от 02.09.1999 N 613 "Об оплате труда работников здравоохранения Республики Татарстан" ). В связи с этим, по мнению суда, истица занимала должность медицинской диетсестры и относилась к среднему медперсоналу.

В то же время, разрешая заявленные требования в части периодов работы истицы с ... г. по ... г. в качестве диетсестры Комбината общественного питания К. и с ... г. по ... г. в качестве диетсестры санатория «Ж.», суд не находит достаточных оснований для их удовлетворения.

Отклоняя исковые требования относительно периода работы истицы на Комбинате общественного питания К., суд принимает во внимание, что ни ныне действующими Списками, ни ранее действовавшим законодательством обозначенное учреждение не отнесено к учреждениям, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии. Между тем, работа на должностях, указанных в списке, в структурных подразделениях организаций, не являющихся учреждениями здравоохранения, подлежит включению в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение пенсии, только при условии создания в данных организациях врачебных здравпунктов, или фельдшерских здравпунктов или медицинских пунктов. Из указанного следует, что работа в организации, не являющейся учреждением здравоохранения, не подлежит включению в специальный стаж лечебной деятельности.

Из материалов дела (л.д. ), пояснений истицы следует, что она работала в указанный спорный период диетсестрой на Комбинате общественного питания К. (столовые №№ 16,19,35), созданном в целях улучшения организации общественного питания данного завода. Таким образом, указанная организация не является учреждением здравоохранения, данных о создании на базе данного завода соответствующего структурного подразделения, в том числе такого как «столовая лечебного питания, диетическая столовая» (что предусмотрено, по утверждению истицы, п. II п.1 Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397), суду не представлено. Не являлась данная организация, в котором в спорной период работала истица, лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждением.

Относительно спорного периода работы истицы в санатории «Ж.» (л.д. 19-24, ) суд полагает требования иска подлежащими оставлению без удовлетворения, исходя из следующего.

На основании Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 в перечень таких учреждений включены: санатории (курорты), в том числе детские для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно - двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.

В период работы истицы в данном учреждении действовали Списки должностей и учреждений, утвержденные постановлением Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 г. (действовали с 1 ноября 1999 г. по 13 ноября 2002 г.) и постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 г. (действуют с 14 ноября 2002 г. по настоящее время), которыми предусмотрены санатории определенного профиля, указанные выше, а лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Ж.», согласно его учредительным документам, не является санаторием определенного профиля. Установлено, что данный санаторий является многопрофильным, где оздоровление проходят пациенты с различными заболеваниями. Из представленных истицей данных не усматривается осуществление лечения в данном санатории по одному или нескольким профилям, указанным в разделе «Наименование учреждений» Списка.

Следовательно, периоды работы истицы с ... г. по ... г. в качестве диетсестры Комбината общественного питания К. и с ... г. по ... г. в качестве диетсестры санатория «Ж.» в специальный стаж на соответствующих видах работ включены быть не могут.

С учетом вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требования истицы о назначении ей досрочной трудовой пенсии, поскольку на момент обращения в УПФР в г...., а также на момент рассмотрения дела в суде у истицы отсутствует необходимый 30- летний стаж на соответствующих видах работ для назначениия пенсии в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гильмановой Ф.З. к Управлению Пенсионного фонда России в г. ... о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда России в г.... включить в стаж Гильмановой Ф.З. на соответствующих видах работ следующие периоды:

с ... г. по ... г. – время нахождения на курсах повышения квалификации;

с ... г. по ... г. – в качестве диетсестры Т. центральной районной больницы.

В части исковых требований Гильмановой Ф.З. о включении в специальный стаж периодов работы с ... г. по ... г. в качестве диетсестры Комбината общественного питания К. и с ... г. по ... г. в качестве диетсестры санатория «Ж.» и назначении досрочной трудовой пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней через Набережночелнинский городской суд РТ.

Судья:

Решение не вступило в законную силу.