Дело №2-10219/10 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 декабря 2010 года Набережночелнинский городской суд РТ в лице председательствующего судьи Э.З.Бургановой, при секретаре В.В.Пищиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального учреждения здравоохранения «С.» к Федеральной службе по труду и занятости Государственной инспекции труда в РТ об отмене пункта 6 предписания № ... от ... г. в части предоставления компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, УСТАНОВИЛ: МУЗ «С.» обратилось в суд с иском к Федеральной службе по труду и занятости Государственной инспекции труда в РТ об отмене п. 6 предписания № ... от ... г. в части предоставления компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, указав в обоснование, что ... г. истцом было получено предписание ответчика, в котором истца обязывают устранить нарушения трудового законодательства в частности п. 6 предоставлять компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Однако в настоящее время всем работникам МУЗ «С.» заработная плата выплачивается на основании Приказа Минздрава РТ от 02.09.1999 г. № 613 «Об оплате труда работников здравоохранения РТ» и осуществляется повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда согласно приложению № 2 данного приказа. На основании распоряжения Администрации г. Наб. Челны № 294 от 24.08.2005 г. «Об установлении надбавки работникам скорой медицинской помощи» установлен определенный размер доплаты за работу в данных условиях труда в размере 50%, на основании которого МУЗ «С.» производит максимальную надбавку за особые условия труда в размере 50% к окладам медицинских работников. На основании изложенного, просит отменить п. 6 вышеобозначенного предписания в части предоставления компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. В судебном заседании представитель заявителя С.О.Крылов, А.Ш.Кириллова поддержали исковые требования, подтвердив вышеизложенное. Кроме того, пояснили, что МУЗ «С.» проведена аттестация рабочих мест работников, по результатам которой предусмотрена доплата в размере от 4% до 8%. Доплата, производимая учреждением не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами. Кроме того, Положением по премированию, материальному стимулированию и материальной помощи для работником МУЗ «С.» предусмотрено, что медработникам могут производиться доплаты на работах с тяжелыми и вредными условиями труда по результатам аттестации на рабочих местах с начислением за время фактической занятости на таких рабочих местах за счет экономии фонда оплаты труда. В то же время представители истца согласились с содержанием п.6 предписания, которым истцу предписано проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в установленном порядке. По результатам аттестации предписано определить соответствие рабочего места требованиям охраны труда, предоставить компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и.т.д. Представитель ответчика - Главный государственный инспектор труда Р.С.Хегай исковые требования не признала, пояснив, что по результатам проверки соблюдения трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права МУЗ «С.», проведенной ... г., выявлен ряд нарушений. В частности, истцом аттестация рабочих мест проведена лишь на 60%, соответственно, соответственно, остальным 40% не аттестованных работников не производятся соответствующие доплаты в силу действующего законодательства; работникам, которым по результатам аттестации полагается доплата в размере 8% (санитарки, фельдшер заправочного кабинета), 4% (медсестра стерилизационная, меддезинфектор) – доплата не производится. Полагает оспариваемый истцом п.6 предписания соответствующим требованиям закона, отражающим фактические обстоятельства, а потому подлежащим оставлению без изменения. Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 146 ТК РФ Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. На основании ст.147 указанного Кодекса Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором. В силу положений Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 г. № 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда") предусмотрено установление работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации: …повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Согласно Приложению №2 Приказа Министерства Здравоохранения РТ от 02.09.1999 N 613 "Об оплате труда работников здравоохранения Республики Татарстан" (вместе с "Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социальной защиты населения", "Порядком проведения тарификации работников учреждений здравоохранения" определен перечень учреждений и их подразделений, должностей, работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда. В соответствии с п.1.6 Перечня учреждений и их подразделений, должностей, работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда работа на станциях (отделениях) скорой медицинской помощи в должностях врачей специализированных бригад по оказанию медицинской помощи и перевозке психически больных; среднего медицинского персонала специализированных бригад по оказанию медицинской помощи и перевозке психически больных; младшего медицинского персонала специализированных бригад по оказанию медицинской помощи и перевозке психически больных; а также водители автомобилей специализированных бригад по оказанию медицинской помощи и перевозке психически больных дает право на повышение окладов (ставок) на 25%. Согласно п.2.23 того же Перечня Учреждения здравоохранения и социальной защиты населения, в которых работа в должностях врачей, среднего и младшего медицинского персонала при работе на лазерных установках и специалистов, обслуживающих эти установки; медицинские дезинфекторы; процедурная медицинская сестра; врачи всех наименований, средний и младший медицинский персонал стоматологических кабинетов, зубные техники, средний медицинский персонал фельдшерско-акушерских пунктов и здрав пунктов, медперсонал централизованных стерилизационных и автоклавных, помощник эпидемиолога врачи-эпидемиологи, специалисты, служащие и др. работники за обслуживание вычислительной техники (за каждый работающий компьютер) по результатам аттестации рабочего места, биологи, зоологи, энтомологи, эксперты-физики по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений; медицинский персонал приемных отделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, дает право на повышение окладов (ставок) на 15 процентов. Судом установлено, что в результате проверки Государственной инспекции труда в РТ совместно со старшим прокурором отдела Прокуратуры г.Наб.Челны, начальником отдела контроля качества медико- социальной помощи Росздравнадзора, главным специалистом- экпертом Росздравнадзора соблюдения трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права, от ... г. выявлен ряд нарушений истцом МУЗ «С.» трудового законодательства. В том числе проверкой был выявлен факт частичной аттестации рабочих мест лишь на 60%, отсутствия доплаты таким работникам по результатам аттестации. Кроме того, установлено, что не производится доплата в силу вышеприведенных норм работникам, имеющим право на ее получение в размере 4% - медсестра стерилизационная, меддезинфектор, 8% - санитарки, фельдшер заправочного кабинета; не направлена вся необходимая информация по рабочим местам в ГИТ в РТ согласно приложениям №№1,6,7,10 к Приказу МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31 августа 2007 г. N 569 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА»; характеристика условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда не внесены в трудовые договоры с работниками, работники не ознакомлены с картой аттестации рабочего места по условиям труда (л.д. 9-10). По результатам проверки в адрес вр. и.о.главного врача МУЗ «С.» Л. было внесено предписание № ... от ... г., п. 6 которого предусматривает проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в установленном порядке. По результатам аттестации предписано определить соответствие рабочего места требованиям охраны труда, предоставить компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и.т.д. (л.д. 16-20). Истец в обоснование заявленного требования ссылается на то обстоятельство, что МУЗ «С.» производит максимальную надбавку за особые условия труда в размере 50% к окладам медицинских работников на основании распоряжения Администрации г. Наб. Челны № 294 от 24.08.2005 г. «Об установлении надбавки работникам скорой медицинской помощи» (л.д. ). Кроме того, МУЗ «С.» проведена аттестация рабочих мест работников, по результатам которой предусмотрена доплата различным работникам в размере от 4% до 8%, производимая учреждением не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами (л.д. ). Также п.11.4 Положения по оплате труда сотрудников МУЗ «С.» предусмотрено, что медработникам могут производиться доплаты на работах с тяжелыми и вредными условиями труда по результатам аттестации на рабочих местах и начисляются за время фактической занятости на таких рабочих местах за счет экономии фонда оплаты труда (л.д. ). Однако, как следует из представленных истцом документов, в том числе, обозренных судом карт аттестации рабочих мест, пояснений сторон, указанным работникам (медсестра стерилизационная, меддезинфектор, санитарки, фельдшер заправочного кабинета), которым предусмотрена именно по результатам аттестации доплата за особые условия труда в размере от 4 до 8%, такие доплаты, предусмотренные действующим законодательством, обозначенным выше, не выплачиваются, что подтвердили представители истца. Вместо выплаты указанных надбавок данные работники получают иные надбавки, не предусмотренные нормативными актами РФ, имеющими большую юридическую силу, а установленные локальными актами, распоряжением Главы администрации города, а также приказами Минздрава РТ. Кроме того, из представленных тарификационных списков работников истца (л.д. ), пояснений сторон следует, что аттестация рабочих мест в МУЗ «С.» проведена лишь на 60%, в связи с чем, причитающиеся в силу закона доплаты не аттестованным работникам не выплачиваются. Так, в частности, исходя из перечня должностей работников данного учреждения, имеющих право на получение соответствующих доплат в силу упомянутого Приказа Минздрава РТ №613 от 02.09.1999г. (л.д. ), на который ссылается истцовая сторона в обоснование производимых ею выплат, не получают такие надбавки (кроме 50% доплаты по распоряжению Главы администрации города), причитающиеся по итогам аттестации рабочих мест: старший врач скорой помощи, фельдшер по приему вызовов и передаче их бригаде, медстатистик, фармацевт, главный фельдшер (что усматривается из тарификационных списков). Таким образом, даже в рамках обозначенного Приказа №613, по которому истец осуществляет выплаты за особые условия труда, не все работники, имеющие право на эти надбавки, получают их. Соответственно, все вышеназванные работники находятся в невыгодном для них по сравнению с аттестованными работниками, получающими причитающиеся им надбавки, положении, что влечет ущемление их прав и законных интересов. Именно вышеназванные обстоятельства, выявленные в ходе указанной проверки, послужили основанием для вынесения п.6 предписания, оспариваемого истцом. Вместе с тем, требования, предъявленные к МУЗ «С.» в п.6 предписания, полностью соотносятся с требованиями вышеприведенных законоположений, в связи с чем, суд не может согласиться с позицией истца о необходимости отмены предписания в соответствующей его части. Более того, в судебном заседании представители истца согласились с необходимостью проведения аттестации всех рабочих мест по условиям труда в установленном порядке, признавая также правомерность требования по определению соответствия рабочего места требованиям охраны труда, предоставлению компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда по результатам аттестации и предоставлению предусмотренной в этой связи информации ГИТ в РТ. При таких обстоятельствах, оценив исследованные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к мнению о том, что вынесенное в адрес МУЗ «С.» предписание № ... от ... г. в той части, которая оспорена истцом, является законным и обоснованным, а потому у суда отсутствуют основания для удовлетворения настоящего иска. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Муниципального учреждения здравоохранения «С.» к Федеральной службе по труду и занятости Государственной инспекции труда в РТ об отмене п. 6 предписания № ... от ... г. в части предоставления компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней через Набережночелнинский городской суд РТ. Судья: