Оригинал данного документа подшит в гражданском деле № 2-69/ 11, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Дело № 2-69/11 г. 12.01.2011 года Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Гимаевой Н.М., с участием прокурора Галимардановой Э.Р., при секретаре Шлыковой Т.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора города Набережные Челны о признании постановления Руководителя Исполкома муниципального образования «г. Набережные Челны» от 15.06.2010 года № 3907 противоречащему Федеральному законодательству, У С Т А Н О В И Л: Прокурор города Набережные Челны обратился в суд с вышеназванным заявлением, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление « О создании рабочей комиссии по проверке исполнения законодательства о безопасной эксплуатации объектов общественного назначения с массовым скоплением людей и зрелищно-массовых мероприятий, эксплуатирующихся в настоящее время на территории муниципального образования г. Набережные Челны», противоречит Федеральному закону « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля( надзора) и муниципального контроля в отношении прав предпринимательской деятельности». Кроме того, указанное постановление официально не опубликовано, что противоречит требованию ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В судебном заседании помощник прокурора Галимарданова Э.Р. заявление поддержала. Представитель Исполнительного комитета МО «г.Набережные Челны» М. в судебном заседании в удовлетворении заявления просит отказать, указывая, что комиссия создана для проверки организаций, учредителем которых является Исполком МО «г. Набережные Челны». Согласно же Уставов этих организаций учредитель имеет право осуществлять контроль по содержанию и обеспечению безопасной эксплуатации объектов муниципальной собственности. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. В соответствии с пунктами 5 и 6 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (в редакции от 26.04.2010) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» мероприятие по контролю – это действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда; проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами. Согласно ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (в редакции от 26.04.2010) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с Уставом муниципального образования. Согласно п.18.2 ст.41 Устава МО «г. Набережные Челны», принятого решением Представительного органа муниципального образования «г. Набережные Челны» от 08.12.2005 года № 6\5 ( в редакции от 31.03.2010 N 47/7) к полномочиям Исполнительного комитета в области муниципального контроля наряду с другими полномочиями относится организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. При этом, функции по непосредственному осуществлению муниципального контроля могут быть возложены на органы Исполнительного комитета в соответствии с правовыми актами, определяющими статус таких органов. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (в редакции от 26.04.2010) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. На основании ст. 10 вышеназванного закона предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. Основанием для проведения внеплановой проверки является: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Как установлено судом из показаний сторон, представленных письменных доказательств, руководителем Исполнительного комитета Муниципального образования «г. Набережные Челны» 15.07.2010 года в соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстанот 21.02.2006 года №225-р в целях организации проверки исполнения законодательства о безопасной эксплуатации объектов общественного назначения с массовым скоплением людей и зрелищно- массовых мероприятий, эксплуатирующихся в настоящее время, а также строящихся зданий и сооружений на территории Республики Татарстан было принято постановление № 3907 «О создании рабочей комиссии по проверке исполнения законодательства о безопасной эксплуатации объектов общественного назначения с массовым скоплением людей и зрелищно-массовых мероприятий, эксплуатирующихся в настоящее время на территории муниципального образования г. Набережные Челны». Согласно приложению №1 к данному постановлению в состав комиссии вошли: заместитель руководителя Исполкома, начальник управления городского хозяйства и жизнеобеспечения; начальник Северо-Восточного территориального органа Инспекции Государственного строительного надзора РТ; главный санитарный врач территориального отдела Управления Роспотребнадзора РТ по г. Набережные Челны; начальник Набережночелнинского территориального отдела управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора РТ; начальник межрайонного управления Министерства по делам ГО и ЧС РТ по г. Набережные Челны; заместитель руководителя Исполкома; начальник Набережночелнинского зонального отдела вневедомственной экспертизы РТ по строительству и архитектуре; начальник отдела Государственного пожарного надзора в г. Набережные Челны Управления Государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по РТ; заместитель руководителя Исполкома, начальник управления образования; заместитель руководителя Исполкома, начальник управления архитектуры, градостроительства и инвестиций. В приложении №2 оспариваемого постановления указаны объекты, подлежащие проверке: Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Набережные челны «ДЮСШ « Дельфин»; Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Набережные Челны «ДЮСШ Олимпийского резерва «Олимпийский»; Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35 с углубленным изучением предметов»; Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Набережные Челны «ДЮСШ «Витязь»; Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей-интернат № 84 имени Гали Акташа». На протест прокурора от 03.08.2010 года об отмене оспариваемого постановления Руководитель Исполнительный комитет МО «г. Набережные Челны» ответил отказом ( л.д.6), указывая, что спорное постановление издано в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.02.2006 года № 225-р «О мерах по организации проверки исполнения законодательства о безопасной эксплуатации объектов общественного назначения с массовым скоплением людей и зрелищно-массовых мероприятий, эксплуатирующихся в настоящее время, а также строящихся зданий и сооружений на территории Республики Татарстан», а также сослался на то, что указанное постановление Исполкома издано в рамках полномочий органов местного самоуправления по содержанию и обеспечению безопасной эксплуатации объектов муниципальной собственности, а не в рамках осуществления мероприятий по государственному или муниципальному контролю. На последнее обстоятельство в суде ссылается и представитель ответчика. Однако с такой позицией ответчика суд согласиться не может по следующим основаниям. Во-первых, действующее законодательство предусматривает проведение ежегодных плановых проверок в соответствии с утвержденным планом, а также в случае наличия информации о фактах нарушения законодательства. Вместе с тем, доказательств того, что проверка проводится в соответствии с утвержденным планом или имеются факты нарушения законодательства со стороны подконтрольных объектов ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено. Во-вторых, как следует из определения Верховного Суда РТ от 24.11.2010 года распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.02.2006 года № 225-р «О мерах по организации проверки исполнения законодательства о безопасной эксплуатации объектов общественного назначения с массовым скоплением людей и зрелищно-массовых мероприятий, эксплуатирующихся в настоящее время, а также строящихся зданий и сооружений на территории Республики Татарстан», на которое ссылается ответчик, было признано утратившим силу ( л.д.21). В-третьих, из ответа начальника правового управления Исполнительного комитета МО «г. Набережные Челны», следует, что спорное постановление в средствах массовой информации не опубликовывались, что прямо противоречит требованиям ч. 3 ст. 15 Конституции РФ. В-четвертых, спорное постановлении не соответствует требованиям частям 1 и 2 ст. 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которым проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются: 1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; 2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; 3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится; 4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; 5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; 6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; 7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия. 8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; 9) даты начала и окончания проведения проверки. Данная информация в спорном постановлении отсутствует. Таким образом, постановление руководителя исполнительного комитета МО «г. Набережные Челны» от 15.07.2010 года № 3907 не только не соответствует требованиям федерального законодательства, но и Конституции Российской Федерации. Ссылку ответчика на то, что рабочая комиссия создана для осуществления контроля над муниципальными организациями в соответствии с требованиями ст.10 ФЗ «О некоммерческих организациях», суд не может принять во внимание, поскольку согласно п.18.2 ст.41 Устава муниципального образования «г. Набережные Челны» муниципальный контроль может быть возложен на органы Исполнительного комитета только на основании правовых актов, определяющих статус этих органов. Такие правовые акты ответчиком суду не представлены. Кроме того, в рабочую комиссию включены не только сотрудники органов, составляющих структуру Исполнительного комитета МО «г. Набережные Челны» (ст.40 Устава муниципального образования «г. Набережные Челны»), но и других организаций, являющихся контролирующими органами, в частности, Государственного строительного надзора РТ, Роспотребнадзора РТ, Ростехнадзора РТ и др. Исходя из изложенного, суд считает исковые требования Прокурора г. Набережные Челны обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Прокурора г. Набережные Челны удовлетворить. Признать противоречащим действующему федеральному законодательству и недействительным постановление Руководителя Исполкома муниципального образования « г. Набережные Челны» от 15.06.2010 года № 3907 « О создании рабочей комиссии по проверке исполнения законодательства о безопасной эксплуатации объектов общественного назначения с массовым скоплением людей и зрелищно-массовых мероприятий, эксплуатирующихся в настоящее время на территории муниципального образования г. Набережные Челны». На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней через городской суд. Судья: подпись Н.М. Гимаева Копия верна: Судья: Н.М. Гимаева Решение вступило в законную силу не вступило Судья: Н.М. Гимаева Секретарь суда: