Решение по иску Хайруллиной А.И. к Исполкому МО г.Набережные Челны, Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ, Министерству финансов РТ, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Министерству финансов РФ о взыскании убытков



Подлинник настоящего документа находится в гражданском деле № 2-79/11,хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ.

Дело № -79/11г.

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 марта 2011 года

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Гимаевой Н.М.,

при секретаре Романове С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хайруллиной А.И. к Исполнительному комитету муниципального образования «г. Набережные Челны», Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков, связанных с незаконными действиями государственных органов, и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В ИЛ:

Хайруллина А.И. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования «г. Набережные Челны РТ», Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации взамен предоставления легкового автомобиля в сумме ... рублей и компенсации морального вреда ... руб.

В обоснование иска указала, что в соответствии со справкой медико – социальной экспертизы от ....09.2007 г. она является инвалидом 1 группы с детства. Была принята на учет для обеспечения автомашиной с обычным управлением марки «О.» по льготной цене, о чем ей сообщил начальник отдела по делам инвалидов Министерства социальной защиты РТ письмом от ....04.1998 г. Она неоднократно связывалась по телефону с отделом социальной защиты г. Набережные Челны, где ее заверили в том, что сообщат, как только подойдет ее очередь.

Впоследствии, из средств массовой информации ей стало известно, что по Указу Президента РФ от 6 мая 2008 г. №685, инвалиды, ставшие на очередь за льготной машиной до 1 января 2005 г. и еще не получившие ее, имеют право на получение денежной компенсации в размере ... рублей. В связи с чем она обратилась с заявлением в органы социальной защиты. Однако ей отказали в вышеуказанной компенсации, ссылаясь на то, что по состоянию на 1 января 2005 года она на учете по обеспечению транспортным средством не состояла, поэтому решить вопрос выплаты денежной компенсации не представляется возможным.

Но так как она фактически состояла на таком учете, то считает, что Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ должен ей выплатить ... рублей денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, а Исполнительный комитета муниципального образования г.Набережные Челны должен ей выплатить компенсацию морального вреда за то, что ее не включили в Список на получение компенсации, предусмотренной Указом Президента РФ от 06.05.2008 года.

В ходе судебного разбирательства истица изменила основание иска: указанную сумму ... рублей просит взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ за счет казны Республики Татарстан, как ответственного за невключение ее в список лиц, имеющих право на получение компенсации взамен предоставления легкового автомобиля. Иск в части компенсации морального вреда просит удовлетворить с этого же ответчика.

Истица в настоящее судебное заседание не явилась, извещена, является инвалидом 1 группы, передвигается только на коляске.

Ее представитель, Н., просит иск удовлетворить.

Представитель Министерства финансов РФ в судебном заседании просит в удовлетворении иска к Министерству финансов РФ отказать, так как Минфин РФ является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны в судебное заседание не явился, извещен. Суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в судебное заседание не явился, извещен; представил письменный отзыв: в иске просит отказать. ( л.д.66-67, 130-131).

Представитель Министерства здравоохранения и социального развития РФ в судебное заседание не явился, извещен, представил письменный отзыв: просит отказать в иске, дело рассмотреть в его отсутствие ( л.д.112-116).

Представитель Министерства финансов РТ в судебное заседание не явился, извещен; представил письменный отзыв, просит в иске отказать (л.д.139-141).

Исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом б) пункта 1 Указа Президента РФ от 06.05.2008 года № 685 ««О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» Правительству Российской Федерации поручено осуществить следующие меры по выполнению обязательств государства перед проживающими на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, которые на 01.01.2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями:

б) в 2009 году обеспечить граждан, ставших инвалидами вследствие воздействия радиации, а также инвалидов из числа реабилитированных лиц бесплатно легковыми автомобилями или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей, а инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам взамен предоставления легкового автомобиля выплатить единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей.

Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008года № 670 «О порядке предоставления легковых автомобилей и выплате единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 01 января 2005года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями» утверждены Правила выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета этим категориям граждан.

Пунктами 3 и 5 этих Правил предусмотрено, что для получения компенсации инвалид ( лицо, представляющее его интересы) подает в органы социальной защиты населения субъекта РФ по месту жительства инвалида соответствующее заявление ( с указанием почтового адреса инвалида или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации) и документ, удостоверяющий личность. Выплата компенсации осуществляется органом социальной защиты населения субъекта РФ путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет получателя компенсации. Сроки выплаты компенсации определяются Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Как установлено судом из показаний истицы, представленных ею доказательств, не оспоренных ответчиками, Хайруллина А.И.является инвалидом 1 группы с детства, имела медицинские показания для обеспечения автомобилем, и поэтому была взята на учет для обеспечения автомашиной «О.», что подтверждается Письмом Министерства социального обеспечения РТ № ... от ... апреля 1998 года, которым она была уведомлена о том, что взята на учет для обеспечения автомобилем с обычным управлением марки «О.» за наличный расчет по льготной цене с правом управления доверенным лицом, и что автомобиль ей будет выделен по мере поступления транспортных средств согласно очередности( л.д.5).

Со вступлением в силу с 01.01.2005 года Федерального закона РФ № 122 –ФЗ от 22.08.2004 года, предусматривающего замену натуральных льгот денежными выплатами, норма законодательства по обеспечению инвалидов транспортными средствами была отменена.

Но, в целях выполнения обязательств государства в отношении инвалидов и участников Великой Отечественной войны, состоявших до 01.01.2005 года на учете по обеспечению транспортными средствами, Президентом РФ был издан вышеназванный Указ от 06.05.2008 года № 685 о выплате этим лицам денежной компенсации в размере ... рублей взамен автомобилей.

Такое право на получение денежной компенсации в размере ... руб. имела и истица. Доводы представителя Министерства здравоохранения и социального развития РФ, изложенные в письменном отзыве на иск: о том, что Хайруллина А.И. якобы не имела права на льготное обеспечение транспортным средством, суд считает несостоятельными, так как эти доводы связаны с законодательством о соцзащите инвалидов, утратившим силу. (л.д.115).

Однако Хайруллина А.И., являясь инвалидом 1 –ой группы а также лицом, юридически неосведомленной, о принятом в 2008 году Президентом РФ мер по защите инвалидов не узнала, не узнала она об этом и в 2009 году. И только в начале 2010 года ей стало известно об этом Указе Президента РФ, и она обратилась с письмом в Министерство социальной защиты РТ (л.д.143).

В марте 2010 года она оттуда получила ответ о том, что она, оказывается, по состоянию на 01.01.2005 года, вообще не состояла на учете на получение транспортного средства( л.д.6-7), что не соответствует действительности.

Согласно Федерального закона от 24.07.2004 года № 198-ФЗ « О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» и Федерального закона от 24.11.2008 года № 204-ФЗ « О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» Минздравсоцразвития РФ являлось главным распорядителем средств федерального бюджета на цели обеспечения инвалидов транспортными средствами или единовременной денежной компенсацией только в 2008 и 2009 годах.

И в этой связи пунктом 1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 сентября 2008 г. N 495н «Об утверждении сроков выплаты единовременной денежной компенсации отдельным категориям граждан, которые состояли на 01.01.2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях….» были установлены сроки выплаты этих компенсаций:

в 2008 году - до 31 декабря 2008 года;

в 2009 году - до 1 апреля 2009 года.

Пунктом 1.1., введенным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 08.09.2009 N 694н, выплата единовременной денежной компенсации была продлена до 1 декабря 2009 года в случае, если данная компенсация не была получена инвалидами в вышеустановленные сроки.

Таким образом, в настоящее время реализация Указа Президента РФ от 06.05.2008 года № 685 прекращена и денежная компенсация в сумме ... рублей за счет средств федерального бюджета истице не может быть выплачена.

Вместе с тем, суд считает, что убытки истицы, связанные с невозможностью получения ею этой суммы компенсации из федерального бюджета, должны быть возмещены Министерством социальной защиты РТ за счет казны Республики Татарстан, так как именно по вине должностных лиц этого государственного органа Хайруллина А.И. своевременно не смогла получить причитающуюся ей денежную компенсацию.

К такому выводу суд приходит исходя из следующего.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.09.2008 года № 494н « Об утверждении форм списков инвалидов, которые на 01.01.2005 года состояли на учет….» и вышеназванным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.09.2008 года № 495н «Об утверждении сроков выплаты единовременной денежной компенсации отдельным категориям граждан, которые состояли на 01.01.2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях….» предусматривалось, что списки инвалидов в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предоставляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации; причем список инвалидов вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидов с детства и детей-инвалидов, к категории которых относится истица, должны были быть представлены к 1 января 2009 г.

Однако, как следует из содержания письма Минсоцзащиты РТ от ....03.2010 года в адрес истицы ( (л.д.6), ее в этот список не включили, хотя должны были включить, так как она состояла на учете с 1998 года.

Причем, из этого письма следует, что она, якобы, вообще у них на учете не состояла; следовательно, ей какую-либо информацию о ее правах, возникших в связи с изданием Указа Президента РФ от 06.05.2008 года, не предоставляли, тогда как в соответствии со ст.14 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ« О социальной защите инвалидов РФ» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

Каких-либо достоверных и объективных доказательств того, что Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ с 1998 года, со времени постановки на учет, проводила с истицей какую-либо работу по оказанию ей реабилитационной помощи, связанной с поездками на автомобильном транспорте, давала ей какую-либо информацию по изменению ( продвижению) ее очереди на получение транспорта, информацию об изменениях в законодательстве об инвалидах, ответчик суду не представил.

Истица же, являясь инвалидом 1 группы с детства, очень ограниченная в передвижении, юридически неграмотная, информацией об изменениях в законодательстве не располагала, поэтому не смогла в установленные законом сроки обратиться с заявлением в органы соцзащиты за получением компенсации. А органы социальной защиты, по природе своей призванные защищать права лиц с ограниченными возможностями, это новое законодательство ей не разъяснили, не поинтересовались у нее, не имеет ли она намерение реализовать свое право на получение денежной компенсации взамен автомобиля, на получение которой состояла в очереди более 10 лет.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 12 сентября 2008года № 670 «О порядке предоставления легковых автомобилей и выплате единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 01 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями» предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за предоставление недостоверных сведений об инвалидах, которые на 01.01.2005 года состояли на учете в органах соцзащиты населения субъекта РФ для обеспечения транспортными средствами.

Согласно ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

По мнению суда, из-за ненадлежащего исполнения Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ своих обязанностей по передаче в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации полного списка инвалидов (где должна была состоять Хайруллина А.И.) для выплаты компенсации, Хайруллина А.И. не получила из средств федерального бюджета ... рублей.

Следовательно, ей причинены убытки на эту сумму ... рублей, которые подлежат возмещению за счет казны Республики Татарстан.

Что касается требования истца о компенсации морального вреда, то суд считает его подлежащим оставлению без удовлетворения, поскольку заявлено исковое требование имущественного характера, когда как в соответствии со ст.151 ГК РФ суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда гражданину при нарушении его личных неимущественных прав либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

В исковых требованиях к Исполнительному комитету муниципального образования «г. Набережные Челны», Министерству финансов РФ и Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации Хайруллиной А.И. следует отказать, в связи с тем, что они являются ненадлежащими ответчиками по данному иску.

Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ за счет казны Республики Татарстан в пользу Хайруллиной А.И. ... рублей.

В иске о компенсации морального вреда отказать.

В иске к Исполнительному комитету муниципального образования «г. Набережные Челны», Министерству здравоохранения и социального развития РФ и Министерству финансов РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение 10 дней со дня подготовки решения в окончательной форме.

Судья: подпись Гимаева Н.М.

Копия верна:

Судья: Гимаева Н.М.

Решение вступило в законную силу: не вступило.

Судья: Гимаева Н.М.

Секретарь суда: