Подлинник документа подшит в гражданском деле 2-1209/2011, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 февраля 2011 года Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего – судьи Г.В. Вафиной, при секретаре – О.Р. Рахматуллиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.В.Латыпова к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны о назначении и перерасчете ежемесячных денежных выплат, УСТАНОВИЛ: Латыпов А.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны (далее – УПФР) о назначении и перерасчете ежемесячных денежных выплат (далее – ЕДВ) как отцу участника Великой Отечественной войны (далее – ВОВ) с ..., назначении ЕДВ и иных социальных гарантий и компенсаций, приравненных к выплатам и гарантиям для участников ВОВ. В обоснование иска Латыпов А.В. указал, что он является отцом военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, имеет право на льготы и преимущества, установленные для участников ВОВ. В связи с вступлением в силу изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах», введенных Федеральным законом №122-ФЗ от 22.08.2004 года, с ... ему были существенно снижены ЕДВ, кроме того, он был лишён ряда гарантий и компенсаций, что нарушило его право на социальную поддержку. Указывает, что в соответствии с Законом РФ №5481-1 от 21.07.1993 года на членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, распространяются льготы, гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в ВОВ. Полагает, что родители военнослужащих, погибших при исполнении военных обязанностей, у которых до ... возникло и было организованно право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ, имеют право на определение размера ЕДВ как участники ВОВ, что подтверждено Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2007 года № 331-О-П. В судебном заседании представитель истца по доверенности Матвеева Г.М. исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что объем льгот, получаемых Латыповым А.В., как отца погибшего военнослужащего, соответствовал объему льгот участников ВОВ, и компенсация этих льгот в денежной форме не является равноценной. Представитель ответчика УПФР в судебном заседании исковые требования истца не признал, пояснив, что истец получает единовременную денежную выплату в размере ... рублей на основании действующего законодательства, при этом каких-либо нарушений прав А.В. Латыпова нет. Выслушав доводы истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). В соответствии с извещением Объединенного военного комиссариата Западных префектур г. Набережные Челны истец извещён о том, что его сын А.В. Латыпов погиб ... при исполнении обязанностей военной службы. Истцу выдано удостоверение ... ..., в соответствии с которым он имеет право на льготы, установленные статьёй 21 Федерального закона «О ветеранах». Как указывает истец, с ... ему были существенно снижены ЕДВ. ... истец обратился в УПФ с заявлением о перерасчёте ЕДВ с ..., письмом от ... истцу в удовлетворении заявления ему отказано. Оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям. Истец является получателем ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом № 122 от ... с ..., как член семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, в размере 150 рублей и государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на сумму 450 рублей, получение которых предусмотрено Федеральным законом № 178 от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи» и Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 328 от 29.12.2004 года. При этом с ... выплата ЕДВ осуществляется одновременно с предоставлением социальных услуг. Общая сумма ЕДВ и набора социальных услуг для членов семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны с ... выплачивалась за минусом стоимости набора социальных услуг. С ... гражданам предоставлено право выбора: получать набор социальных услуг в натуральной форме или денежном выражении. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4.04.2007 года № 331-О-П содержит разъяснение о том, что, возлагая на Российскую Федерацию как социальное государство обязанность по обеспечению гарантий социальной защиты населения. Конституция Российской Федерации вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы её предоставления тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при выборе или изменении формы их предоставления - денежной или натуральной. До 12.01.1995 года правовой статус родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, регулировался Законом СССР № 313-1 от 1.08.1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». В соответствии с данным Законом на родителей погибших военнослужащих распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Принятый 12.01.1995 года Федеральный закон «О ветеранах» № 5-ФЗ определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих погибших при исполнении обязанностей военной службы. Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона «О ветеранах» в редакции действовавшей до 1.01.2005 года предусматривалось, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации не могут быть отменены без равноценной замены. С принятием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ система социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой в соответствии с подпунктом 2 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ по состоянию на 01.01.2005 года) определен для участников Великой Отечественной войны с 01.01.2005 года 1500 рублей, для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий - 600 рублей, из которых 450 рублей составляет государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг. При этом следует отметить, что нормы Закона СССР от 1.08.1989г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» в настоящее время фактически не применяются, поскольку они утратили свою актуальность с момента вступления в действие Закона Российской Федерации от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов и членов их семей. Доводы представителя истца со ссылкой на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4.04.2007 года № 331-О-П, по мнению суда несостоятельна, поскольку в указанном определении дано суждение в отношении правового положения членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1.01.2005 года в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны, то есть до 16.01.1995 года - даты вступления в силу Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Истцы не могли пользоваться мерами социальной защиты, установленными в соответствии с вышеуказанным Законом СССР, так как сын истцов погиб 17.08.1999 года, и правовые гарантии были установлены Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, следовательно, правовых оснований для применения Определения Конституционного Суда РФ от 4.04.2007 года № 331-О-П не имеется. Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 16.04.2009 года № 453-0-0 и от 13.10.2009 года № 1125-0-0 указывает, что федеральный законодатель, определяя в Законе «О ветеранах» круг лиц, относящихся к ветеранам и устанавливая различный объем мер социальной защиты, действовал в пределах предоставленных ему полномочий. Введённые п. 4 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» размеры ежемесячной денежной выплаты различаются в зависимости от категории ветеранов и членов их семей. Такая дифференциация основана на объективных обстоятельствах, связанных, в том числе с моментом приобретения соответствующего правового статуса. Следовательно, взаимосвязанные положения ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» и п. 19 ст. 44 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, предусматривающие установление ежемесячной денежной выплаты родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, с учётом ранее приобретённого ими правового статуса и обусловленного им объёма льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года, отличный от размера выплаты участникам войны, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан. Таким образом, исковые требования А.В. Латыпова о назначении и перерасчёте единовременных денежных выплат как участнику Великой Отечественной Войны подлежат оставлению без удовлетворения. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении иска Латыпова Альберта Вакильевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны о назначении и перерасчете ежемесячных денежных выплат отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти дней через городской суд. Судья: «подпись» Копия верна. Судья: Г.В. Вафина Решение вступило в законную силу 31 марта 2011 года. Судья: Г.В. Вафина Секретарь: