№2-66/2011 Решение по делу по иску Сергеевой Л.В. к Исполнительному комитету Муниципального образования `Город Набережные Челны` о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма



Оригинал документа подшит в деле №2-66/2011, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2011 года. Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего - судьи Г.В. Вафиной,

при секретаре – О.Р. Рахматуллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеевой Л.В. к Исполнительному комитету Муниципального образования «Город Набережные Челны» о восстановлении в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения; о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Сергеева Л.В. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Муниципального образования «Город Набережные Челны» в выше приведенной формулировке. В обоснование иска указано следующее.

Сергеева Л.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. С ... по ... год воспитывалась в детском доме, находилась на полном государственном обеспечении. С момента выпуска из детского дома и по настоящее время Сергеева Л.В. проживает в общежитии и является нуждающейся в улучшении жилищных условий, состоит на соответствующем учёте с .... При обращении в государственные органы истице стало известно, что она, являясь сиротой, состоит на учёте в улучшении жилищных условий как инвалид. Кроме того, истица полагает, что ответчик нарушает её права, не предоставляя жильё во внеочередном порядке уже длительное время, мотивируя, тем, что оно предоставляется в порядке очереди по списку «внеочередников».

Истица просит восстановить её в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения с ...; обязать Исполнительный комитет предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма; взыскать с Исполнительного комитета расходы по оплате услуг представителя в размере ... рублей, расходы по оплате госпошлины в размере ... рублей, и расходы, связанные с удостоверением доверенности на ведение дела в суде в размере ... рублей.

В судебном заседании истица и её представитель по доверенности Ванюшина Ю.А. исковые требования поддержали в полном объеме, уточнив, что жилое помещение по договору социального найма ответчик должен предоставить вне всякой очереди.

Представитель ответчика Исполнительного комитета Муниципального образования «Город Набережные Челны» по доверенности Крикун Ю.И. исковые требования Сергеевой Л.В. не признала, в обоснование указала следующие доводы.

Первоначально, ... Сергеева Л.В. была постановлена на учёт как воспитанница детского дома. Однако в соответствии с Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица до 23–х летнего возраста.

Поскольку на момент обращения с заявлением о постановке на учет возраст истицы был выше 23 лет, было решено включить истицу в Реестр граждан – получателей субсидий в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.06.2006 года № 275 «Об утверждении положения о предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет субвенций, выделенных из федерального бюджета, отдельным категориям граждан». Согласно вышеуказанному постановлению субсидия предоставляется в порядке очередности, установленной исходя из даты постановки на жилищный учет при исполнительном комитете города. Указанное постановление не допускает внеочередного предоставления субсидии, так как это нарушило бы права других инвалидов.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав прения, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Порядком ведения учетного дела, утвержденного Постановлением Кабинета Министров РТ от 31.01.2008 года № 57 «Об утверждении форм документов, необходимых для реализации Закона Республики Татарстан от 13.07.2007 года № 31-ЗРТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республик Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» по решению уполномоченного органа учетное дело ведется должностным лицом, на которое возложена ответственность за ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

По делу установлено следующее.

Сергеева Л.В., ... года рождения, являлась воспитанницей дома ребенка до .... Решением ... от ... Исполкома Краснотурьинского городского совета депутатов трудящихся решено Сергееву Л.В. перевести в дошкольный детский дом (л.д.86). После чего истица стала воспитанницей Алапаевского детского дома Свердловской области, где проживала с ... года по ... год (л.д.26).

Сведения о закреплении за Сергеевой Л.В. жилого помещения или постановке её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на тот период согласно сообщению директора ГОУ «Детский дом «Созвездие» не сохранились (л.д.85).

Истица, кроме того, является инвалидом второй группы и получателем соответствующей пенсии с ..., проживает в общежитии ... в комнате ..., расположенной по адресу: г. Набережные Челны, бульвар ..., д...., блок «...» (л.д.30, 32, 35).

Таким образом, судом установлено, что истица имеет право на получение жилья во внеочередном порядке как сирота. Также Сергеева Л.В. имеет право на постановку на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как инвалид.

В связи с обращением истицы ... к Мэру г. Набережные Челны Алтынбаеву Р.З. с заявлением о постановке на жилищный учёт, комиссией по жилищным вопросам ... решено поставить Сергееву Л.В. на внеочередное выделение жилья как воспитанница детского дома, проживающая в общежитии на койко-место (л.д.28).

Письмом ... от ..., Управление учёта жилого фонда сообщило истице, что она состоит на учёте на получение жилья как воспитанница детского дома с ..., и согласно списку на 2001 года она в очереди стоит на 93 месте (л.д.10).

Согласно письму ... от ... Заместителя главы Администрации города Набережные Челны Каримова Р.Г., на ... истица состояла в очереди на внеочередное обеспечение жильем, как воспитанник детского дома на 91 месте в льготном списке. (л.д.11).

В последующем в 2005 году истице сообщено, что она стоит в списке на 89 месте. Администрация города будет изыскивать варианты для предоставления жилья по договору социального найма (л.д.12).

Из письма Заместителя руководителя Исполнительного комитета от16.05.2007 года исх.№860 следует, что в связи с принятием Кабинетом Министров Республики Татарстан Постановления №275 от 27.06.2006 г. «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счёт субвенций, выделяемых из Федерального фонда компенсаций отдельным категориям граждан», сведения о гражданах, нуждающихся в улучшении жилищных условий направлены в Министерство социальной защиты РТ для последующего выделения им субсидий в порядке очередности (л.д.15).

Письмом от 27.10.2009 года Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ сообщило Сергеевой Л.В., что она включена в сводный республиканский реестр граждан – получателей субсидий для улучшения жилищных условий как инвалид под порядковым номером – 2968 (л.д.16)

Заместитель руководителя Исполнительного комитета Муниципального образования «Город Набережные Челны» Шакиров Р.М. ... сообщил истице, что предоставление ей сертификата для улучшения жилищных условий как сироте не представляется возможным. В соответствии с Федеральным Законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица до 23 – х летнего возраста. Учитывая, что на момент постановки на соответствующий учёт возраст истицы составлял свыше 23 лет, она включена в сводный республиканский реестр граждан получателей субсидий как инвалид.

Суд не может согласиться с указанной позицией Исполнительного комитета по следующим основаниям.

В соответствии со ст.52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Как было указано выше, истица была принята на учёт в 1998 году в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как сирота. Заявлений на её перевод из одной группы нуждающихся в улучшении жилищных условий в другую, она не подавала, решение об этом должностными лицами не принималось, доказательств обратного, ответчиком суду не представлено.

Законодатель не связывает возраст сироты с постановкой её на учёт для предоставления жилого помещения.

Следовательно, ответчик неправомерно исключил Сергееву Л.В. из списка предоставления жилого помещения как сироте.

Таким образом, суд полагает, что, будучи сиротой, Сергеева Л.В. в соответствии со ст.1 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе предусмотренные ст.8 названного закона.

При таких обстоятельствах, суд считает требование Сергеевой Л.В. о восстановлении в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 29.04.1998 года как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения в соответствии со ст.10 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежащим удовлетворению.

Законодателем на Исполнительный комитет возложена обязанность предоставления вне очереди жилых помещений вышеуказанной категории граждан в размерах социальных норм, и с учетом права на дополнительную жилую площадь, однако, без указания конкретных сроков предоставления жилья и с условием соблюдения определенного порядка – по списку граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, в зависимости от даты подачи заявления на получение жилья.

Следовательно, требование Сергеевой Л.В. о предоставлении ей жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма подлежат частичному удовлетворению с соблюдением порядка предоставления жилья по списку лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья в зависимости от времени постановки на соответствующий учет.

В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

С учетом изложенного, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истицы в возврат госпошлины ... рублей; расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере ... рублей. Что касается, требования истицы о взыскании расходов по оплате госпошлины за удостоверение доверенности на ведение представителем дела суде, суд считает оснований для взыскания ... рублей, нет, так как доверенность носит общий характер, ведение настоящего спора в суде в доверенности не конкретизировано, и может быть использована многократно.

Другие доводы лиц, участвующих в деле, по мнению суда, не могут быть положены в основу решения по делу, так как, они либо не основаны на законе, либо заявлены в силу произвольного его толкования, либо не имеют юридического значения для данного дела.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Восстановить Сергееву Л.В. в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с ... как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения.

Обязать Исполнительный комитет Муниципального образования «Город Набережные Челны» предоставить Сергеевой Л.В. жилое помещение по договору социального найма с соблюдением порядка предоставления жилья по списку лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья в зависимости от времени постановки на соответствующий учёт.

Взыскать с Исполнительного комитета Муниципального образования «Город Набережные Челны» в пользу Сергеевой Л.В. судебные расходы в размере ... рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти дней через Набережночелнинский городской суд.

Судья: «подпись»

Копия верна.

Судья: Г.В. Вафина

Решение вступило в законную силу 23 мая 2011 года.

Судья: Г.В. Вафина

Секретарь суда: