Подлинник данного документа подшит в гражданском деле № 2-9186/11, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ. Дело № 2-9186/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 октября 2011 г. Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в лице: председательствующего судьи М.М. Хасановой, при секретаре О.В. Селивановой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.Б.Батраевой к Исполнительному комитету МО ... о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необоснованным, у с т а н о в и л : А.Б.Батраева, ..., обратилась к ответчику с вышеуказанным иском, в котором просит признать отказ администрации ... Исполкома МО ... в постановке на жилищный учет ее, как нуждающейся в улучшении жилищных условий и выделении жилья, необоснованным, указав, что она как участник Великой Отечественной войны имеет право на указанные льготы и нуждается в улучшении жилищных условий. В судебном заседании представитель истицы требования иска поддержала, пояснив, что А.Б.Батраева является многодетной матерью, ее возраст ... лет, в силу чего она не может проживать одна. Из ... детей, в настоящее время в живых осталось .... Ранее мать проживала одна в селе, дом снесен по ветхости, после чего проживала у сына, который по семейным обстоятельствам переехал на место жительства в ..., вследствие чего и переехала с ним мать. В настоящее время она проживает с дочерью составом семьи 6 человек в двух комнатах трехкомнатной квартиры. Представитель ответчика Исполнительного комитета ... в суде требования иска не признала, указав, что в ... г. истица зарегистрирована в жилом помещении в виде ...., в связи с чем уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи стала ниже нормы. Выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В силу п. 1 ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В соответствии со ст. 20 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В силу ч.4 ст.21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ..., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ..., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. В соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В силу ч.4 и ч.5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Из материалов дела следует, что ... администрацией ... Исполкома МО ... РТ А.Б.Батраевой отказано в принятии на жилищный учет, так как она ухудшила свои жилищные условия путем регистрации в ... (л.д.14). Истица является ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением от ... и имеет право на льготы, установленные ст.20 ФЗ «О ветеранах» (л.д.22). Администрацией Поспеловского сельского поселения выдана справка, что А.Б.Батраева на территории указанного поселения жилья не имеет, в приватизации жилья не участвовала, дом, в котором она ранее проживала, снесен по ветхости (л.д.9). Согласно справке от ... следует, что А.Б.Батраева проживала в ... в частном ... с ... по ... с сыном Т.К.Батраевым (л.д.13). Новоспасским филиалом ... ГУП БТИ представлена справка от ..., что по состоянию на ... за Т.К.Батраевым не зарегистрировано право собственности на домовладение, жилой дом, квартиру, комнату (л.д. ). Главой администрации МО ... выдана справка, из которой следует, что на А.Б.Батраеву договора купли-продажи, дарения, приватизации в администрации муниципального образования Николаевское городское поселение отсутствуют (л.д.10). Из представленных справок следует, что за А.Б.Батраевой не зарегистрированы на праве собственности какие-либо объекты недвижимости. Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд находит требования иска А.Б.Батраевой основанными на законе и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего. Ответчик, отказывая в постановке на учет истцу, сослался на положения ст.53 ЖК РФ, в соответствии с которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Между тем данный отказ не может быть признан обоснованным, поскольку на момент обращения А.Б.Батраева нуждалась в улучшении жилищных условий в силу вышеуказанного, в ее действиях совершения преднамеренных действий по ухудшению условий не усматривается, поскольку вне зависимости от регистрации по указанному адресу, она имеет право на постановку на учет в установленном порядке. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования А.Б. Батраевой к исполнительному комитету муниципального образования ... о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий удовлетворить. Признать незаконными отказ от ... исполнительного комитета муниципального образования ... в принятии на учет в качестве ветерана Великой Отечественной войны и обязать поставить А.Б. Батраевой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней через городской суд. Судья.подпись. Копия верна. Судья М.М.Хасанова Решение вступило в законную силу 31 октября 2011 г. Судья М.М.Хасанова Секретарь суда