2-1454 решение по иску Тимонина Б.В. к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ о перерасчете индексации ежемесячных сумм по возмещению вреда здоровью и выплате долга по задержке невыплаченных сумм по возмещению вреда здоровью



Подлинник документа подшит в деле №2-1454/12, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2012 года Дело №2-1454/2012

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Л.В.Хисамутдиновой,

с участием помощника прокурора Э.Р.Галимардановой,

при секретаре А.Ю.Бакировой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.В.Тимонина к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее МТЗиСЗ РТ) о перерасчёте индексации ежемесячных сумм по возмещению вреда здоровью и выплате долга по задержке невыплаченных сумм по возмещению вреда здоровью,

УСТАНОВИЛ:

Б.В.Тимонин обратился в суд с вышеуказанным иском к МТЗиСЗ РТ, указав в обоснование, что он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Решением бюро ВТЭ от ... ему установили инвалидность ... группы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС с потерей трудоспособности в ...%, на основании которой выплачивалась компенсация по возмещению вреда здоровью. Просит обязать ответчика выплачивать ему с ... ежемесячно проиндексированную сумму по возмещению вреда здоровью в размере ... с последующей индексацией и компенсировать задолженность по сумме возмещения вреда здоровью за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации в сумме ...

В судебное заседание истец не явился, его представитель Л.Н.Хабибуллина заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика МТЗиСЗ РТ А.В.Кутявин в судебном заседании иск не признал, из представленного отзыва следует, что суммы оспариваемых выплат повышались с соответствии с действующим законодательством.

Представитель третьего лица Управления Федерального Казначейства по РТ М.П.Верзун в судебное заседание не явилась, в представленном отзыве считает иск Тимонина не обоснованным, указав, что размер и индексирование данных выплат устанавливается и производится органами социальной защиты в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

согласно п. 2.1 Определения Конституционного Суда РФ от 04.10.2005г. №364-О механизм обеспечения антиинфляционной защиты компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагает регулярность и стабильность индексации этих выплат, а также обеспечение соответствующего финансирования.

Согласно ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 30.11.2011) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" «к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС».

Согласно п. 8 ст. 1 Закона РФ от 24.11.1995г. №179-ФЗ (ред. от 18.07.2006) "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются льготы, предусмотренные статьей 14 настоящего Закона, а именно пункт 25 изложен в следующей редакции:

«25) возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством РФ».

В соответствии с разъяснением, содержащимся в абз. 5 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000г. (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.05.2007г.) «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581 (132 : 83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132)» и выплачиваются до 31.12.2001г.

В дальнейшем согласно п. 6 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного суда РФ «в соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года».

Однако, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от 12 февраля 2001 г.) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

Судом установлено, что Б.В.Тимонин является инвалидом ... группы (л.д.10). Ему выдано удостоверение лица, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием (л.д.9), в связи с чем он имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

На основании вышеизложенного индексация ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью согласно ФЗ РФ от 19.09.2000г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» составляют: с 01.07.2000г. по 31.12.2000г. – 1,581; с 01.01.2001г. по 31.01.2001г. - 1,515.

С февраля 2001г. по декабрь 2001г. индексация сумм возмещения вреда здоровью могла быть произведена исходя из роста величины прожиточного минимума в Республике Татарстан согласно Постановлению Кабинета Министров РТ «О составе прожиточного минимума в РТ» от 08.02.1994г. №52 с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды) и, соответственно, компенсация сумм возмещения вреда здоровью Тимонину должна была быть проиндексирована на 1,258, с января 2002г. по май 2002г. на 1,494.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 25.05.2005г. №326 «О порядке индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсации и иных выплат за период с 19.06.2002г. по 31.05.2004г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльском АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006г.г. недополученных сумм» предусмотрена индексация ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью с 01.01.2002г., которая составляет: за июнь 2002г. - 1,048, с июля 2002г. по декабрь 2002г. - 1,12; с января 2003г. по декабрь 2003г. - 1,2544; с января 2004г. по декабрь 2004г. - 1,38.

Ежегодная индексация сумм возмещения вреда здоровью согласно ч. 3 ст. 2 ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльском АЭС» и п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.03.2007г. №143 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005г. N 292, от 9 августа 2005г. N 496 и от 25 апреля 2006г. N 246» с января 2005г. по декабрь 2005г. составляет - 1,11; с января 2006г. по декабрь 2006г.- 1,09.

Ежегодная индексация сумм возмещения вреда здоровью согласно ч.3 ст.2 ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльском АЭС», п. 1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2007г. №171 с января 2007г. по декабрь 2007г. составляет 1,08.

Согласно Постановлению от 03.09.2008г. №655 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21.12.2007г. №914» ежегодная индексация сумм возмещения вреда здоровью с января 2008г. по декабрь 2008г. составляет 1,10.

Постановлением от 07.07.2009г. №545 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21.12.2007г. №914» ежегодная индексация сумм возмещения вреда здоровью с января 2009г. по декабрь 2009г. предусмотрена в размере 1,13.

Согласно Постановлению от 24.12.2008г. №992 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21.12.2007г. №914» ежегодная индексация сумм возмещения вреда здоровью с января 2010г. по декабрь 2010г. составляет 1,1, а с января 2011г. - 1,065.

В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000г. №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации».

Оценив обстоятельства по делу в совокупности, суд приходит к убеждению, что органы социальной защиты не индексировали Б.В.Тимонину ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью в соответствии вышеприведенными нормами Закона, нарушив права истца на законную индексацию данных сумм, в результате чего образовалась задолженность.

Изучив представленный истцом расчет суммы, подлежащей к выплате ежемесячно, и образовавшейся задолженности с ..., суд приходит к выводу о его обоснованности, поскольку он соответствует действующему Федеральному законодательству, в связи с чем требования истца о выплате ему ежемесячно с ... в счет возмещения вреда здоровью проиндексированной суммы в размере ... с последующей индексацией и компенсации ответчиком задолженности по сумме возмещения вреда здоровью за счет средств Федерального бюджета РФ ... в размере ... подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Б.В.Тимонина удовлетворить.

Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ выплачивать Б.В.Тимонину ежемесячно с ... проиндексированную сумму возмещения вреда здоровью в размере ... с дальнейшей индексацией в соответствии с Федеральным законодательством.

Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ выплатить Б.В.Тимонину задолженность по сумме возмещения вреда здоровью за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации в размере ...

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: (подпись)

Копия верна.

Судья:

Решение не вступило в законную силу.

Судья: Л.В. Хисамутдинова

Секретарь: