Подлинник данного документа подшит в гражданском деле № 2-1364/12, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 марта 2012 года Дело № 2-1364/12 Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Л.В.Хисамутдиновой, при секретаре Г.Сатдаровой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.Н.Валявина к Федеральному Государственному Бюджетному Учреждению «Федеральная Кадастровая Палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан (Управление Росреестра по РТ) об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и внесении изменений сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, УСТАНОВИЛ: А.Н.Валявин обратился с вышеуказанными исковыми требованиями в суд, первоначально указав ответчиком Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по РТ в г.Набережные Челны, поясняя, что ему на основании свидетельства о государственной регистрации права от ... принадлежит земельный участок с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м., расположенный по адресу: ..., кадастровая стоимость которого составляет ... руб., что значительно отличается от его реальной рыночной стоимости, которая согласно отчету определена в ... руб. Ссылаясь на п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ), которым предусмотрено в случаях определения рыночной стоимости земельного участка устанавливать его кадастровую стоимость равной рыночной стоимости, просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... равной ... руб. и обязать ответчика внести в государственный кадастр недвижимости измененные сведения о кадастровой стоимости земельного участка. В судебном заседании по ходатайству представителя ответчика его наименование - Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по РТ в г.Набережные Челны изменено на Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение «Федеральная Кадастровая Палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее ФГБУ «ФКП Росреестра»). Кроме того, с согласия представителей истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан (далее Управление Росреестра по РТ). В судебное заседание истец не явился, его представители О.А.Валявин и адвоката Ю.Г.Следь требования иска поддержали, дополнительно пояснив, что в ... кадастровая стоимость участка определена в ...руб., что является необоснованной оценкой, поскольку исходя из нее приходится платить налог. Представитель ответчика – ФГБУ «ФКП Росреестра» Г.В.Набиуллина просила в иске отказать, указывая, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании норм действующего законодательства. Пояснила, что они не являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку являются органом кадастрового учета, а не органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, которым является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы. Представитель ответчика - Управление Росреестра по РТ А.И.Ахмадуллина иск не признала, пояснив, что кадастровая оценка выполнена в ... в соответствии с распоряжением КМ РТ, работы проводились по методическим указаниям, которые являются действующими, отчет о проведении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных РТ был рассмотрен Росреестром, который замечаний не выявил. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.02.2010 года № 1102, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан, до настоящего времени не обжаловано, не изменено и является действующим. Пояснила, что на момент проведения оценки действовала старая редакция ст. 66 ЗК РФ, в которой не указано, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть равной рыночной. Представитель привлеченного судом для участия в деле третьего лица - Исполнительного комитета г.Набережные Челны Ю.И.Крикун, считая иск необоснованным, пояснила, что кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с действующим порядком. Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: из материалов дела следует, что истец является собственником земельного участка площадью ... кв.м., расположенного в районе ... (л.д.10). Согласно кадастровому паспорту земельный участок имеет кадастровый номер ... с разрешенным использованием под производственную базу, его удельный показатель составляет ... руб. за кв.м., кадастровая стоимость составляет ... руб. (л.д.6-9). Однако, не соглашаясь с данной кадастровой стоимостью, истцом суду представлен отчет ... об оценке рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка, которым его рыночная стоимость определена в ... руб. Данный отчет составлен индивидуальным предпринимателем профессиональным оценщиком Х., которая руководствовалась ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (л.д.11-60). Оценив доказательства по делу в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца, при этом исходит из следующего: в соответствии с п.п.1,2 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" «положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок. 2. Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации». Закон принят Государственной Думой 09.07.2010г., текст опубликован в «Российской газете» 26.07.2010г. Из материалов дела следует, что государственный контракт №ЗК/2010 от 26.07.2010г. «Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан» заключен и работы по определению стоимости проведены до истечения 60 дней (до 26.09.2010) после дня официального опубликования Федерального Закона от 22.07.2010г. № 167-ФЗ. На основании изложенного суд считает, что в момент заключения государственного контракта и проведения работ по оценке ФЗ «Об оценочной деятельности» от 29.04.1998г. №135-ФЗ не применялся, а действовала ст. 66 ЗК РФ в редакции от 27.12.2009г., согласно которой «2. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). 3. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости». При этом п. 3 указанной статьи не содержит требования о соответствии кадастровой стоимости земельного участка рыночной. Поскольку в момент заключения вышеуказанного контракта и проведения работ по оценке ст. 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не применялась, суд не может согласиться с доводами представителей истца о том, что применению подлежи п. 3 данной нормы, согласно которой «3. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости». На основании п. 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. №316 «организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами». Процедура, последовательность действий, сроки проведения государственной кадастровой оценки земель, а также порядок взаимодействия с органами исполнительной власти субъекта РФ определены Административным регламентом исполнения Федеральным агентством объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007г. №215. По окончании работ, подготовки соответствующих документов по определению кадастровой стоимости земельных участков и их проверки, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. После утверждения результатов проведенной кадастровой оценки, сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в Государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия. Так, исходя из п.7 Постановления Правительства РФ от 18.08.2008г. № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости» на орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердивший в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, возложена обязанность по представлению в орган кадастрового учета копии акта об утверждении результатов кадастровой оценки (с приложением результатов кадастровой оценки). При рассмотрении дела установлено, что предоставленный истцом отчет об оценке земельного участка с кадастровым номером ... основывается на оценке рыночной стоимости земельного участка. Однако, государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов основывается на расчете кадастровой стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель. Разница между рыночной и кадастровой стоимостью может быть существенной. При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-196, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: А.Н.Валявину в исковых требованиях к Федеральному Государственному Бюджетному Учреждению «Федеральная Кадастровая Палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и внесении изменений сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: (подпись). Копия верна. Судья: Решение не вступило в законную силу. Судья: Л.В.Хисамутдинова Секретарь суда: