2-2392 Решение по иску Р.Х. Айметова, действующего в своих интересах и в интересах Н.И. Айметовой к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ об обязании перечислить субсидию на приобретение жилья



Дело № 2-3392/11 г.

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации.

11 марта 2012 года.

Набережночелнинский городской суд РТ в составе

председательствующего судьи: Л.В. Абульхановой,

при секретаре: Л.Г. Дияровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.Х. Айметова, действующего в своих интересах и интересах Н.И. Айметовой, к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ об обязании перечислить субсидию на приобретение жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Р.Х. Айметов, действующий в своих интересах и интересах Н.И. Айметовой, обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ (далее - МТЗ и СЗ РТ) об обязании перечислить субсидию на приобретение жилья, указав, что на основании удостоверения ..., выданного на основании постановления ... от ..., приобретена в общую долевую собственность в равных долях жилая площадь в виде квартиры по адресу: ... ..., общей площадью ... кв. м.Данная жилая площадь приобретена в соответствии с уведомлением о предоставлении субсидии на приобретение жилья от ..., в размере ... рублей. Выразив свое согласие на приобретение жилого помещения меньшей площади, а именно в размере ... кв. м на двоих с опекаемой Н.И. Айметовой, Р.Х. Айметов просит обязать ответчика перечислить субсидию на приобретение жилья.

В судебное заседание Р.Х. Айметов и его представитель не явились, надлежаще извещены. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель МТЗ СЗ РТ в суд не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно подтвержденной в ряде принятых судебных постановлениях, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О).

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» в Российской Федерации», «инвалиды» и семьи, имеющие детей- «инвалидов», нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем «инвалидов» и семей, имеющих детей- «инвалидов», нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите «инвалидов» в Российской Федерации», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки «инвалидов» по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем «инвалидов» и семей, имеющих детей- «инвалидов», нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Положением о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Кабинета Министров РТ от 07.06.2006 N 275 установлен порядок предоставления субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, нуждающимся в улучшении жилищных условий … «инвалидам» и семьям, имеющим детей- «инвалидов».

Предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Положения, производится в порядке очередности согласно … сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, сформированным Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан (заверенных подписью руководителя и печатью), где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в сроки, указанные в пункте 1 настоящего Положения (далее - сводные списки).

В соответствии с п.1 Постановления Кабинета Министров РТ от 07.06.2006 N 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на «приобретение» «жильем» за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан" (далее - Постановление) установлено, что обеспечение «жильем» граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" производится путем предоставления им субсидий на «приобретение» «жилья».

П. 2 Положения установлено, что «.. 2. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидий устанавливается в размере:

б) 18 кв. метров - для следующих категорий граждан:

инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

ветеранов боевых действий;

членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий;

инвалидов;

семей, имеющих детей-инвалидов…»

Как установлено в судебном заседании Р.Х Айметов является инвалидом и является опекуном над Н.И. Айметовой ... г.р., которая также является .... Им собраны документы на улучшение жилищных условий.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Согласно ст. 68 ГПК РФ в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Как установлено судом, Н.И. Атауллова от имени истца и Н.И. Айметовой оформила договор купли продажи, а истец в своих интересах а также действующий в интересах опекаемой недееспособной Н.И. Айметовой приобрел вобщую долевую собственность в равных долях, жилую площадь, квартиру по адресу: ..., ..., общей площадью ... кв. м. на основании договора купли-продажи квартиры от ... (л.д. 3-4), о чем в ЕГРП сделана запись о регистрации ... (л.д. 7).

Согласно удостоверению ... заявитель является опекуном над Н.И. Айметовой ... г.р. (л.д. 6), а также сам является ... (л.д. 6).

Данная жилая площадь приобретена в соответствии с уведомлением о предоставлении субсидии на приобретение жилья от ..., в общем размере ... рублей (л.д. 5).

Представитель истца суду показал, что все дейст­вия по реализации своего права на получение жилья истцом совершены.Право собственности на квартиру, приобретаемую, в том числе и на денежные средства, выделяемые по субсидии, было зарегистрировано за истцом и его матерью.

Спорным для сторон вопросом является вопрос о возможности получения Айметовыми субсидии при приобретении в собственность жилого помещения, в каковом размер их долей определяется размером менее ... кв.м. общей площади.

Статья 71 Конституции РФ и Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ" N 181-ФЗ от 24.11.95 (далее - Закон) относят к компетенции федеральных органов государственной власти принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты), контроль за исполнением законодательства РФ о социальной защите инвалидов (ст. 4). В силу положений ст. 12 ЖК РФ установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений.

Во исполнение данных полномочий издано постановление Правительства РФ N 541 от 29.08.05 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", которым в целях определения размера трансфертов, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади на 1 гражданина.

Статьей 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Данная статья имеет название "Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов..." и регламентирует механизм образования и объем мер по обеспечению положений Закона. В частности, положениями ст. 28.2 предусмотрено, что средства на реализацию переданных субъектам полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем данных средств по оплате жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, утвержденных Правительством РФ федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ. Порядок расходования и учета указанных средств устанавливается Правительством РФ. В статье содержится императивное указание на строго целевой характер использования средств на реализацию указанных полномочий. Контроль за расходованием данных средств осуществляется Счетной палатой РФ, т.е. федеральным органом. Следовательно, объем и механизм предоставления льгот самим Законом определены.

Системный анализ положений данной статьи, а также упомянутых выше постановлений Правительства РФ позволяет сделать следующие выводы. Предоставление льгот и субсидий производится на основании и в пределах субвенции, выделяемой субъекту РФ, рассчитанной, в свою очередь, исходя из федерального стандарта предельной стоимости услуг и федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения. Таким образом, на федеральном уровне реализация предусмотренных Законом льгот и субсидий обеспечивается именно в указанном объеме, т.е. с учетом социальной нормы площади жилья. Указанный порядок и механизм не противоречат положениям ст. 17 Закона и не ограничивают прав самих инвалидов на получение льгот в соответствии с данным Законом.

Единственным источником финансирования органов государственной власти субъекта РФ на цели социальной поддержки инвалидов является федеральный бюджет, который предоставляет субвенции лишь с учетом социальной нормы площади жилья. Следовательно, в расходную статью федерального бюджета предоставление субвенций на возмещение предоставленных инвалидам льгот по оплате жилья сверх социальной нормы не заложено, следовательно субсидии могут предоставляться инвалидам только в пределах социальной нормы площади жилья.

Закон не содержит ограничений в части предоставления субсидий в пределах социальной нормы площади жилья

Таким образом, по мнению суда, Айметовы не ограничены в получении субсидии на приобретение жилья в размере пропорциональном приобретенной ими общей площади жилого помещения, т.к. законодательное установление федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения в 18 кв.м. метров ограничивает лишь обязанности государства по размеру выделяемой субсидии.

Истец для получения субсидии, произвел все необходимые действия, предусмотренные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.06.2006 № 275 «Об утверждении положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья» за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан», при таком положении, исходя из установленных обстоятельств, суд находит исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.

При рассмотрении делала суд находит правомерным, что определение размера субсидий должно иметь место не пропорционально ... кв. м приходящимся на каждого, а в размере пропорциональном ... кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ перечислить Р.Х, Айметову и Н.И. Айметовой субсидии на приобретение жилья в виде .... ... по ... в размере пропорциональном ... кв. метрам общей площади жилого помещения, приходящимся на каждого из них.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Набережночелнинский городской суд.

На момент размещения на сайт решение не вступило в законную силу Судья: Л.В. Абульханова