Подлинник настоящего документа находится в гражданском деле № 2-3031/12, хранящемся в Набережночелнинском городскому суде. РЕШЕНИЕ 3 апреля 2012 года. Дело № 2-3031 /12 Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Л.В. Абульхановой при секретаре Л.Г. Дияровой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Набережные Челны РТ в интересах С.А. Кулушова к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ, ГКУ «Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ» об обязании обеспечить инвалида средствами технической реабилитации У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Набережные Челны, действуя в интересах С.А. Кулушева, обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ, ГКУ «Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ» об обязании обеспечить инвалида средствами технической реабилитации. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что С.А. Кулушев ... г.р., в соответствии со справкой серии ... ... является инвалидом, ему разработана индивидуальная программа реабилитации, в соответствии с которой он должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации в виде ортопедической обуви. ... С.А. Кулушев обратился с заявлением о предоставлении ему ортопедической обуви. Однако указанные технические средства реабилитации инвалидом не получены, в результате чего ущемляются права инвалида на социальное обеспечение. Сторона истец просит обязать ответчиков обеспечить С.А. Кулушева средствами реабилитации. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, указав в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении. В судебное заседание представители ответчиков не явились, извещены надлежащим образом. Представителем Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в адрес суда представлено ходатайство, касающееся процедуры рассмотрения дела, по существу заявленных требований возражения в адрес суда не поступали. ГКУ «Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ» в адрес суда представлены возражения по заявленным требованиям. Учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответной стороны. Выслушав сторону истец, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему. Согласно ст. 32 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставлении конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке. В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. В соответствии со ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Государством в силу ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N181-ФЗ) инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, который утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, предусмотрены как реабилитационные мероприятия, так и определены средства реабилитации, каковыми является и ортопедическая обувь. Согласно ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ч. 1 ст. 11). Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит, как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3 ст. 11). Положения ст. 11.1 ФЗ " "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предполагают, что «…Решение об обеспечении инвалидов техническими и иными средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний, а также социальных критериев… По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических и иных средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими и иными средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации. Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические и иные средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам бесплатно в безвозмездное пользование… Технические и иные средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами социальной защиты населения, здравоохранения, образования и другими органами), Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.» Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240. В силу пунктов 4 и 5 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, по месту жительства инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации. При подаче заявления представляется документ, удостоверяющий личность инвалида или лица, представляющего его интересы, программа реабилитации (заключение) и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования инвалида. Уполномоченный орган рассматривает указанное заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду направление на получение, либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). П. 6 Правил определено, что « … Техническое средство (изделие), предоставленное инвалиду (ветерану) в соответствии с настоящими Правилами, передается ему бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению.» Как установлено судом из представленных сторонами доказательств, С.А. Кулушев ... г.р., в соответствии со справкой серии ... ... является инвалидом, ему разработана индивидуальная программа реабилитации, в соответствии с которой он должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации в виде ортопедической обуви. В ... года имело место обращение истца с заявлением о получении вышеуказанных средств реабилитации, до настоящего времени средства реабилитации истцом не получены. Обсуждая вопрос о надлежащем ответчике по данному делу суд полагает, что имеют место все основания в качестве такового по делу признать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и при этом руководствуется следующим: Распоряжением Правительства РФ утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Республики Татарстан, в соответствии с которым часть полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно передана Правительству Республики Татарстан. В соответствии с данным Соглашением Министерством здравоохранения и социального развития РФ передана Правительству РТ часть федеральных полномочий по обеспечению лиц, признанных инвалидами техническими средствами реабилитации. При этом Правительство РТ подтвердило, что федеральные полномочия, преданные в соответствии с указанным Соглашением будут осуществляться Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Согласно п. 1 Соглашения «Правительство Республики Татарстан в соответствии с настоящим соглашением осуществляет следующие федеральные полномочия : 1.1. Предоставляет инвалидам в порядке, определяемом Правительством Республики Татарстан, по их личным заявлениям о предоставлении технических средств реабилитации, подаваемым с 1 января 2011 года либо переданным территориальными органами Фонда социального страхования РФ в уполномоченный орган: А) бесплатно в безвозмездное пользование технические средства реабилитации, включенные в Федеральный перечень. П. 1.4 ст. 2 Соглашения определено, что Правительство РТ, полномочия какового осуществляются согласно Соглашению Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ведет учет учет инвалидов, имеющих право на получение технических средств реабилитации. Положения указанного Соглашения, по мнению суда, однозначно свидетельствуют о том, что с 1 января 2011 года предоставление инвалидам технических средств реабилитации осуществляет Правительство Республики Татарстан в лице Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, в связи с чем обязанность по обеспечению С.А. Кулушева техническими средствами реабилитации должна быть возложена на указанный орган. При рассмотрении дела суд отмечает, что согласно ст. 7 Конституции РФ « 1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.» Ст. 39 Конституции РФ гласит, что «1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.» Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Обеспечение истца гарантированными государством техническими средствами реабилитации создает для него реальную возможность обеспечения ему равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в связи с чем, учитывая длительность сроков рассмотрения заявления инвалида и выдачи требующейся ему ортопедической обуви, а также учитывая факт обращения истца с заявлением еще в ... года, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, а возражения ГКУ «Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ» по иску не может расценить юридически значимыми и способными повлиять на суть принимаемого решения. Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора г. Набережные Челны действующего в интересах С.А. Кулушова удовлетворить. Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ обеспечить С.А. Кулушева средствами реабилитации инвалида в виде ортопедической обуви ( зима, лето) в количестве две пары. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца. СУДЬЯ: подпись Л.В. Абульханова Копия верна. Судья: Судья Л.В. Абульханова
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
На момент размещения на сайт решение не вступило в законную силу