Подлинник данного документа подшит в гражданском деле № 2- 4031/12, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ. РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 5 мая 2012 года Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи М.Г.Миндубаевой, при секретаре Е.А.Борисовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.Ф. Вент к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий УСТАНОВИЛ: Л.Ф. Вент обратилась в суд с иском к Исполкому МО «г.Набережные Челны» в вышеприведенной формулировке. При этом указала в обоснование иска, что с ... состояла в зарегистрированном браке с В.А.А.,.... и на основании ордера от ... проживала с ним в трехкомнатной квартире по адресу: ... вместе с дочерью – Г.А.В., семерыми внуками и правнуками, всего составом семьи в девять человек в квартире жилой площадью 43,3 кв.м. ... супруг В.А.А. умер. Она является инвалидом 2 группы, Ветераном Великой Отечественной войны, вдовой участника Великой Отечественной войны. С марта по декабрь 2009г. проживала в двух комнатной квартире внучки А.Б. Буровой, а с марта 2010г. постоянно проживает с ней одной семьей в ее двухкомнатной квартире по адресу: ..., зарегистрирована в ней с ... Общая площадь квартиры составляет 42,6 кв.м., жилая- 28,3 кв.м. Право собственности на квартиру зарегистрировано на внучку А.Б.Бурову. В квартире зарегистрированы и проживают четыре человека: муж внучки – Б.В.С., внучка- Б.А.Б., правнук- Б.К.В. и она, на каждого члена семьи приходится по 28,3 : 4 = 7,07 кв.м. Проживать в таких условиях ей крайне неудобно, внучка с супругом занимают зал, она с правнуком Б.К.В.- спальную комнату. Она пожилой, больной человек, на старости лет хотелось бы пожить в более лучших условиях. Она как Ветеран ВОВ, как вдова участника ВОВ обратилась с заявлением в Исполком МО «г.Набережные Челны» о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако ... получила отказ якобы в связи с непредоставлением всех необходимых документов. Отказ является необоснованным, так как все указанные в письме документы ею в Исполком были предоставлены. Она как Ветеран Великой Отечественной войны и как вдова участника Великой Отечественной войны имеет право на улучшение жилищных условий, ее супруг В.А.А. в течение всей Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. воевал в действующей армии, был летчиком. После его смерти я в другой брак не вступала. Другого жилья кроме как у внучки 28,3 кв.м. на четверых она нигде не имеет. В соответствии подпункту 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:.. .обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 этого же Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:.. .по обеспечению поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категории граждан:.. .инвалидов Великой Отечественной воины;.. .участников Великой Отечественной войны, ветеранов Великой Отечественной войны Согласно Указу Президента Российской Федерации № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Подпунктом «а» пункта 2 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра. Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Пунктом 2 ст. 5 2 ЖК РФ предусмотрено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Согласно ст.51 ЖК РФ, в качестве одного из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрено обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Истица в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, что суд считает возможным. В судебном представители истицы А.Б. Бурова и адвокат Г.И. Брылякова исковые требования поддержали в полном объеме, приведя в обоснование те же доводы, дополнительно пояснив, что истица в приватизации не участвовала, другого жилья ни на праве собственности, ни по договору социального найма не имеет. Представитель ответчика Исполнительного комитета МО г.Набережные Челны в судебном заседании иск не признала, пояснив, что истице в постановке на учет в качестве нуждающейся не отказано, ей предложено представить в Исполком пакет документов, предусмотренный Постановлением Правительства РТ, что истицей не исполнено: не представлены технический паспорт на жилое помещение, в котором она проживала в течение последних пяти лет Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:.. .обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 этого же Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:.. .по обеспечению поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категории граждан:.. .инвалидов Великой Отечественной воины;.. .участников Великой Отечественной войны, ветеранов Великой Отечественной войны Согласно Указу Президента Российской Федерации № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Подпунктом «а» пункта 2 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра. Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Частью 2 статьи 52 и ст.51 ЖК РФ предусмотрено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. В качестве одного из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрено обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Из материалов дела усматривается, что истица является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны- В.А.А., умершего 12. 01.1991г., и сама является Ветераном Великой Отечественной воны, инвалидом второй группы и имеет право на вышеуказанные льготы (л.д.9,11,12,15,16). Л.Ф. Вент вместе с внучкой А.Б. Буровой, ее супругом и сыном зарегистрирована в ... общей площадью 42,6 кв.м., состоящей из двух комнат (л.д.10). Указанная квартира принадлежит на праве совместной собственности А.Б. Буровой, Б.В.С и Б.К.В. и в ней зарегистрированы четыре человека (л.д.62,63). ... истица обратилась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ; ... она вновь обратилась с заявлением, в котором указала о предоставлении всех необходимых документов (л.д.17,60). Ответчик, отказывая истице в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ссылается на необходимость представления полного пакета документов с прежнего места жительства: документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, справки о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности по месту прежнего жительства. Копии технического паспорта на жилое помещение и справки по площадям (л.д.18). Истицей к заявлению о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий были приложены документы на жилое помещение в ... РФ: копия ордера, справка об отсутствии жилого помещения на праве собственности, справка о составе лиц, зарегистрированных в жилом помещении в ... с указанием даты регистрации, при этом в справке указано о регистрации истицы в ... с ..., справки о том, что истица не состояла в ... на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, выписка из домовой книги по месту жительства в ..., справка о том, что данное жилое помещение является муниципальным и в ней зарегистрировано 9 человек (л.д.19-23, 25-29); также истицей были представлены справка по месту жительства в г.Набережные Челны, документы о регистрации права собственности на ..., технический паспорт на указанное помещение, справки из Росреестра и филиала РГУП «БТИ» г.Набережные Челны об отсутствии у истицы на праве собственности жилых помещений, копия договора приватизации указанной квартиры семьей А.Б. Буровой и свидетельства о регистрации прав на эту квартиру (л.д.24,30-32, 33,34,35, 36), одновременно истицей были предоставлены справки и документы о том, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, сама является Ветераном Великой Отечественной войны, вышеперечисленных документов и дополнительная справка об отсутствии у нее жилых помещений на праве собственности в ... (л.д.37, 60- 78). Из указанных документов видно, что истицы не имеется в собственности никакого жилого помещения и она также не имеет другого жилого помещения, кроме ..., она престарелого возраста (ей более 86лет), на каждого человека в этой квартире приходится по 10,5кв.м общей площади при учетной норме в г.Набережные Челны в 15 кв.м. Оценив в совокупности все имеющиеся по делу доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными, поскольку в последнем названном нормативно-правовом акте, по мнению суда, содержатся нормы, позволяющие принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющего в своем пользовании жилое помещения менее 22 кв.м. и кроме этого истица должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным ст.ст.51,52 ЖК РФ, то есть на основании положений Жилищного кодекса РФ и на основании специальных федеральных законов. Истицей, по мнению суда, предоставлен исчерпывающий перечень документов, характеризующий ее жилищное положение как по прежнему, так и по настоящему месту жительства. Достаточный для принятия решения о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных й условий. При таких обстоятельствах, с учетом позиции законодателя, прямо направленной на улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, суд не может признать правомерным уклонение ответчика в принятии истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных с момента ее обращения за реализацией своих прав с целью дальнейшей реализации жилищных прав и интересов в соответствии с федеральным законодательством. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Л.Ф. Вент удовлетворить: Обязать Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны принять на учет Л.Ф. Вент в качестве лица нуждающегося в улучшении жилищных условий и в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через городской суд. Судья: подпись Копия верна. Судья; М.Г.Миндубаева Решение не вступило в законную силу Судья: М.Г.Миндубаева Секретарь: