Оригинал данного документа находится в деле № 2-1155/12, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ Дело 2-1155/2012 РЕШЕНИЕ 29 февраля 2012 года Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего - судьи Г.В.Вафиной, при секретаре – О.Р.Рахматуллиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.М.Шакировой к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Департаменту по делам государственных служащих при Президенте РТ о приравнивании трудовой деятельности к муниципальной службе, УСТАНОВИЛ : А.М.Шакирова обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Департаменту по делам государственных служащих при Президенте РТ о приравнивании трудовой деятельности к муниципальной службе. В обоснование иска указано следующее. С ... истица поступила на работу в администрацию города главным специалистом по охране прав детей и выполняла функции начальника отдела опеки и попечительства. С ... по ... согласно Устава учреждения функции органов опеки и попечительства были возложены на «Центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей ...», где истица занимала должность руководителя Государственного образовательного учреждения Социального обеспечения детей г.Набережные Челны. При этом место работы, кабинет, рабочий телефон и функциональные обязанности А.М.Шакировой не менялись. До образования органов местного самоуправления, функции органов опеки и попечительства осуществляют соответствующие исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан. Данным органом в спорный период времени являлся ГОУ Социального обслуживания детей «Центра помощи оставшихся без попечения родителей ...» г. Набережные Челны. ... истице назначена пенсия по возрасту, учитывая стаж муниципальной службы 11 лет 8 месяцев. При этом в подсчёт стажа муниципальной службы ответчиком не включён период работы истицы в должности руководителя Государственного Образовательного учреждения Социального обслуживания детей «Центра помощи оставшихся без попечения родителей ...» г.Набережные Челны. Истица считает, что к имеющемуся специальному стажу необходимо суммировать исключённые 2 года 3 месяца и признать равным 15 годам. Просит включить с специальный стаж, дающий право на муниципальную пенсию за выслугу лет периоды работы: с ... по ... муниципальной службы в должности руководителя Государственного Образовательного учреждения Социального обслуживания детей «Центра помощи оставшихся без попечения родителей ...» ..., признав стаж к моменту обращения в суд равным к 15 годам. В судебном заседании истица А.М.Шакирова поддержала свои требования в полном объеме. Представитель ответчика – Департамента по делам государственных служащих при Президенте РТ в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом. В своём отзыве на иск А.М.Шакировой указал, что заявление истца противоречит положениям действующего законодательства и не подлежит удовлетворению. Уставом ГОУ социального обслуживания детей «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей ...» определён его правовой статус как государственное образовательное учреждение, наделённое правами юридического лица и имеющее самостоятельный баланс. Центр не выполнял функции государственного управления и не относился к государственным органам РТ. Должности установленные в Центре, не являлись должностями государственной гражданской службы РТ, лица, замещавшие должности в указанном учреждении, не являлись государственными гражданскими служащими РТ. Представитель ответчика – Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом. В своём отзыве на иск А.М.Шакировой указали, что органы муниципального образования в Республике Татарстан были созданы и начали осуществлять свои функции с ... после ликвидации ... администраций, которые являлись органами государственной власти Республики Татарстан. Периоды работы в органах государственной власти РТ, при выполнении определённых условий предусмотренных Законом РТ от ... ...-ЗРТ «О государственной гражданской службе РТ», могли относиться к государственной гражданской службе РТ. Следовательно, приравнивание периода работы с ... по ... в должности руководителя ГОУ социального обслуживания детей «Центр помощи оставшихся без попечения родителей ...» в муниципальную службу в Республике Татарстан не возможно, поскольку в указанный период А.М.Шакирова не могла замещать должность муниципальной службы в РТ. Заслушав истицу, исследовав материалы дела, выслушав прения, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 24). Аналогичная норма содержалась в действовавшем до вступления в силу названного Федерального закона (1 июня 2007 года) Федеральном законе «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (статья 18). Действовавший до вступления в силу Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Федеральный закон от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации» также закреплял право государственного служащего на пенсионное обеспечение за выслугу лет (подпункт 7 пункта 1 статьи 15) и содержал указание на то, что в стаж муниципальной службы муниципального служащего включается время работы на муниципальных должностях муниципальной службы, выборных связи с введением в действие с 1 января 2002 года Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления им права на пенсию за счет средств муниципальных должностях и государственных должностях, пенсия за выслугу лет назначается государственному служащему в соответствии с федеральным законом (статья 19). Статьей 20 предусматривалось, что стаж государственной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, включает время работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах, на должностях в органах местного самоуправления, а зачет в этот стаж иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации. В утратившем силу Федеральном законе «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ было установлено, что муниципальным служащим является гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (статья 7). Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ муниципальный служащий - гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. В соответствии со ст.22 Закона РТ от 17.01.2008 года № 5-ЗРТ муниципальные служащие, замещавшие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, муниципальных органах в Республике Татарстан, имеют право на получение пенсии за выслугу лет при наличии следующих условий: стаж муниципальной службы не менее 15 лет; увольнение с муниципальной службы; назначение трудовой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»… Пенсия за выслугу лет муниципальным служащим при наличии стажа муниципальной службы 15 лет назначается в размере 20 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего. За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания. При этом размер пенсии за выслугу лет не может превышать 50 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего. Размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, установленного в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Определение размера пенсии за выслугу лет муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом Республики Татарстан соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан. Максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Республики Татарстан по соответствующей должности государственной гражданской службы Республики Татарстан. При расчете максимального размера пенсии за выслугу лет по должности государственной гражданской службы Республики Татарстан применяется максимальный размер должностного оклада по соответствующей должности государственной гражданской службы Республики Татарстан (если должностной оклад имеет максимальное и минимальное значение), а продолжительность стажа и ежемесячные выплаты учитываются в аналогичных значениях, установленных муниципальному служащему при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом. Соответствие муниципальных должностей муниципальной службы должностям государственной гражданской службы определяется в соответствии с Законом РТ от 26.12.2008 г. № 135-ЗРТ «О соотношении должностей муниципальной службы в Республике Татарстан и должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан». По делу установлено следующее. С ... А.М.Шакирова была принята главным специалистом Управления образования мэрии г.Набережные Челны и с этого времени выполняла функции начальника отдела опеки и попечительства. Из записи ... и ... трудовой книжки А.М.Шакировой следует, что ... переведена в ГОУ «Центр помощи детям ...» на должность директора и ... уволена по собственному желанию и с ... принята на должность начальника отдела опеки и попечительства, кем и работает по настоящее время. Согласно Уставу государственного образовательного учреждения социального обслуживания детей «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей ...», утверждённого постановлением ... от ... главы администрации г.Набережные Челны Р., Центр является полномочным органом на который возлагаются функции органа опеки и попечительства по работе с несовершеннолетними лицами. (пп.2.2 Цели и задачи). Представленные многочисленные заключения, акты, доверенности и другие документы управления образования администрации г.Набережные Челны за период ... гг., позволяют суду прийти к выводу о том, что и в указанный период А.М.Шакирова, будучи в должности директора Центра, фактически исполняла обязанности начальника Отдела опеки и попечительства и как начальника отдела подписывала заключения, акты и другие документы. В соответствии с п. 17 ст. 4, п. 14 ст. 5 и п. 2 ст. 21 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" регулирование основ муниципальной службы относится к полномочиям органов государственной власти РФ, законодательство о муниципальной службе - к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; правовая регламентация муниципальной службы, включая статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ и федеральным законом. Согласно п. 2 ст. 4, пп. 2 п.п. 1, 3 ст. 15 и ст. 16 Федерального закона от 08.01.98 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ" законодательное регулирование вопросов муниципальной службы осуществляется субъектами РФ в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами; денежное содержание и иные выплаты являются гарантиями для муниципального служащего; законами субъекта РФ и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены и дополнительные гарантии для муниципального служащего; размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта РФ. Из изложенного следует, что законодательное регулирование муниципальной службы осуществляется субъектом РФ, но только в соответствии с федеральными законами, которые, как указывалось выше, запрещают ограничивать права местного самоуправления, предоставленные федеральными законами; при этом правовая регламентация муниципальной службы, включая статус муниципального служащего, определяется не законом субъекта РФ, а уставом муниципального образования в соответствии с последним; уставом муниципального образования могут быть предусмотрены и дополнительные гарантии для муниципального служащего, а размеры должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат муниципальному служащему определяются не законом субъекта РФ, а нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с последним. Как отмечалось выше, Центр являлся полномочным органом, на который возлагались функции органа опеки и попечительства по работе с несовершеннолетними лицами. Учредителем Центра являлась Администрация города. В то же время из отзыва Департамента по делам государственных служащих при Президенте Республики Татарстан усматривается, что в стаж муниципальной службы истицы подлежат включению следующие периоды: с ... по ... в должности заместителя председателя профсоюзного комитета объединения «КамАЗ» управления дошкольных учреждений; с ... по ... в должности главного специалиста управления мэрии города Набережные Челны, администрации города Набережные Челны; с ... по ... в должности главного специалиста воспитательного отдела Управления образования города Набережные Челны Министерства образования РТ; с ... по настоящее время в должности начальника отдела опеки и попечительства при исполнительном комитете г.Набережные Челны. В соответствии с п. 9 Постановления N 25 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (п. 1 ст. 27 и п. п. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Применительно к положениям указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд полагает возможным период работы истицы с ... по ... в должности руководителя Государственного Образовательного учреждения Социального обслуживания детей «Центра помощи оставшихся без попечения родителей ...» г.Набережные Челны отнесена к должности муниципальной службы, и включить в специальный стаж, дающий право на муниципальную пенсию за выслугу лет. Реорганизации, которые Отдел опеки и попечительства претерпел в ходе реформ об организации местного самоуправления, при том, что функциональные обязанности истицы, ее должностной регламент, место работы, кабинет, рабочий телефон за период с 1997 года не менялся, не должны ухудшать положения истицы, и нарушать ее конституционные права на социальное и пенсионное обеспечение. Доводы представителей ответчиков не могут быть приняты во внимание в силу изложенных выше обстоятельств. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Иск А.М.Шакировой удовлетворить, включить в специальный стаж, дающий право на муниципальную пенсию за выслугу лет период ее работы с ... по ... в должности руководителя Государственного образовательного учреждения социального обслуживания детей «Центра помощи оставшихся без попечения родителей ...» г.Набережные Челны в стаж муниципальной службы. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца через городской суд. Судья: «подпись» Копия верна. Судья: Г.В. Вафина Решение вступило в законную силу 05 апреля 2012 года. Судья: Г.В. Вафина Секретарь: