№ 2-7339/2012 Решение по иску прокурора г. Наб.Челны к ЗАО `ЭР-Телеком Холдинг` о возложении обязанности переоборудовать линии связи в соответствии с требованиями действующего законодательства, осуществив перевод в подземные коммуникации



Дело № 2-7339-12

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Набережные Челны РТ 26 июня 2012 года

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Р. Шайдуллина,

при секретаре Р.Р. Сахаповой,

с участием прокурора Э.Р. Галимардановой,

представителя ответчика- В.Г. Евлампиевой,

представителя третьего лица- Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан В.Н. Наурузова,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Набережные Челны Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «ЭР-Телеком Холдинг» о возложении обязанности переоборудовать линии связи в соответствии с требованиями действующего законодательства, осуществив перевод в подземные коммуникации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Набережные Челны РТ (далее- прокурор), действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к закрытому акционерному обществу «Эр-Телеком Холдинг» (далее – ЗАО «Эр-Телеком Холдинг») о возложении обязанности переоборудовать линии связи в соответствии с требованиями действующего законодательства, осуществив перевод в подземные коммуникации. В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проверки, проведенной совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан, по соблюдению ЗАО «Эр-Телеком Холдинг» законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов выявлен факт монтажа подвесных линий и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ЗАО «Эр-Телеком Холдинг», расположенных между многоэтажными жилыми домами №№ ... и ... в ... г. Набережные Челны РТ. Размещение линий связи воздушным способом создает реальную угрозу причинения вреда гражданам в случае обрыва проводов в результате стихийных бедствий, технических аварий, виновных действий юридических и физических лиц. Кроме того, открытое размещение линий связи является фактором, исключающим возможность обеспечения тайны телефонных переговоров и иных сообщений, поскольку создает возможность для несанкционированного доступа к ним. Просит обязать ЗАО «Эр-Телеком Холдинг» переоборудовать линии связи в соответствии с требованиями действующего законодательства, осуществив перевод в подземные коммуникации.

В судебном заседании, участвующий по делу, прокурор Э.Р. Галимарданова поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика- ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» В.Г. Евлампиева заявление не признала, пояснив, что деятельность по оказанию услуг связи осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Телекоммуникационная сеть проведена на основании проекта. На момент строительства и ввода в эксплуатацию сооружений связи в г. Набережные Челны РТ как-таковых правил, устанавливающих обязанность строительства сетей кабельных линий связи подземным способом, не имелось.

Представитель третьего лица- Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан В.Н. Наурузов в судебном заседании с заявлением прокурора согласился.

Представитель третьего лица- ООО УК «Махалля», должным образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.

Выслушав прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.

Из материалов дела усматривается, что ... ... ... года прокуратурой г. Набережные Челны Республики Татарстан совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан проведена проверка деятельности ЗАО «Эр-Телеком Холдинг» по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов. В ходе указанной проверки выявлен факт монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ЗАО «Эр-Телеком Холдинг», расположенных между многоэтажными жилыми домами №№ ... и ... в ... ... г. Набережные Челны РТ (л.д. 7).

Указанное ответчиком не оспаривается.

В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан №1159-р от 12 июля 2011 года в целях обеспечения населения Республики Татарстан качественными услугами информатизации и связи, проведения единой технической политики по развитию телекоммуникационных сетей на территории муниципальных образований Республики Татарстан, обеспечения безопасности функционирования инфокоммуникационной инфраструктуры во время проведения Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, а также в целях повышения уровня благоустройства населенных пунктов Республики Татарстан и обеспечения эстетичности их архитектурного облика оператором связи, оказывающим услуги на территории Республики Татарстан, предписано осуществлять развитие и строительство сетей кабельных линий связи подземным способом.

Данный акт опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов органов исполнительной власти от 07 сентября 2011 года №33.

Согласно этому распоряжению операторы связи должны производить подключение зданий и сооружений, многоквартирных жилых домов к сети связи общего пользования Республики Татарстан подземным способом, без использования подвесных линий, а также обеспечить перевод подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения более 50000 человек.

Предложено органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан до 01 августа 2011 года обеспечить правовое регулирование в сфере благоустройства населенных пунктов с численностью населения более 50000 человек, исключающее использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов крыш, стен зданий, а также иных сооружений и конструкций (дымоходы, вентиляционные конструкции, фронтоны, козырьки, двери, окна, антенны, коллективного теле- и радиоприема, антенны систем связи, мачты для установки антенн, размещенные на зданиях), за исключением крепления кабелей связи к зданиям с этажностью 2 этажа и менее и относящимся к частному жилому фонду.

Операторам связи, оказывающим услуги на территории Республики Татарстан, предложено производить подключение зданий и сооружений, многоквартирных жилых домов к сети связи общего пользования Республики Татарстан подземным способом, без использования подвесных линий связи, обеспечить перевод подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения более 50000 человек.

Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 июля 2011 года №1324-р «О составе рабочей группы по организации перевода подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации» установлено, что завершение работ по переводу подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации должно быть обеспечено до 31 декабря 2011 года.

Решением Городского Совета муниципального образования «город Набережные Челны» от 15 декабря 2011 года №15/8 внесены изменения в Правила благоустройства муниципального образования «город Набережные Челны», согласно которым не допускается использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов, крыш, стен зданий, а также иных сооружений и конструкций (дымоходы, вентиляционные конструкции и т.п.).

Это решение опубликовано 28 декабря 2011 года в газете «Челнинские известия» №127 (11573).

Государственное регулирование деятельности в области связи в соответствии с Федеральным законом от 07 июля 2003 года «126-ФЗ «О связи» осуществляется президентом Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти. В целом для обеспечения управляемости и устойчивости единой сети связи государства Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О связи» устанавливают приоритет Российской Федерации в области управления данной отраслью перед субъектами Российской Федерации. Так, согласно пункту «и» статьи 71 Конституции Российской Федерации связь как отрасль отнесена к исключительному ведению Российской Федерации.

Однако в области связи на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи.

Так, в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи.

Пункт 25 части 1 указанной статьи предоставляет органам местного самоуправления полномочия по утверждению правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.

Принятие вышеприведенных правовых актов исполнительного органа власти Республики Татарстан и представительного органа муниципального образования было вызвано необходимостью повышения уровня благоустройства г. Набережные Челны РТ. Данные акты не устанавливают каких-либо новых нормативных требований в области связи, а регулируют вопросы благоустройства поселения, что входит в компетенцию принявших их органов.

Из содержания пункта 2 распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан №1159-р от 12 июля 2011 года следует, что органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан предложено не только обеспечить правовое регулирование в сфере благоустройства населенных пунктов с численностью населения более 50000 человек (это правовое регулирование в муниципальном образовании «город Набережные Челны» обеспечено путем внесения изменений в Правила благоустройства муниципального образования «город Набережные Челны») но и обеспечить перевод подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации в указанных населенных пунктах.

При этом пункт 98.2 решения Городского Совета муниципального образования «город Набережные Челны» от 15 декабря 2011 года №15/8 устанавливает запрет на использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений, не указывая, что данный запрет устанавливается лишь на первоначально размещаемые оборудование и линии связи.

Более того, согласно ст. 7 Федерального закона «О связи» сети связи и сооружения связи находятся под защитой государства. Операторы связи и застройщики при строительстве и реконструкции зданий, сооружений (в том числе сооружений связи), строений, а также при построении сетей связи должны учитывать необходимость защиты средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним. Операторы связи при эксплуатации сетей связи и сооружений связи обязаны обеспечивать защиту средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним.

Статьей 23 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

В то же время, открытое размещение линий связи является фактором, исключающим возможность обеспечения тайны телефонных переговоров и иных сообщений, поскольку создает возможность для несанкционированного доступа к линиям связи.

Доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время составлен график совместно с Министерством связи РТ и Исполкомом о переводе воздушных линий в подземные коммуникации суд отклоняет, поскольку указанный график может быть применен в порядке исполнения решения суда.

Поэтому, по вышеизложенным основаниям нельзя признать обоснованным и довод представителя ответчика, что на момент строительства и ввода в эксплуатацию сооружений связи в г. Набережные Челны РТ как-таковых правил, устанавливающих обязанность строительства сетей кабельных линий связи подземным способом, не имелось.

При таких данных суд находит, что заявленные доводы обоснованны и, соответственно, оснований для отказа в удовлетворении заявления прокурора не имеется.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора города Набережные Челны Республики Татарстан удовлетворить.

Обязать закрытое акционерное общество «ЭР-Телеком Холдинг» переоборудовать подвесные линии связи между многоэтажными жилыми домами №№ ... и ... в ... ... города Набережные Челны Республики Татарстан, осуществив перевод указанных линий связи в подземные коммуникации.

Взыскать с закрытого акционерного общества «ЭР-Телеком Холдинг» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4000 (четырех тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 1 (одного) месяца через городской суд.

Судья Р.Р. Шайдуллин Решение не вступило в законную силу.