№ 2-5607/2012 именем Российской Федерации г. Набережные Челны 25 мая 2012 года Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи И.Р. Адгамова, с участием прокурора Р.Г. Закировой, при секретаре Г.Х. Зайдуллиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Набережные Челны в интересах неопределенного круга лиц к Управлению МВД России по г. Набережные Челны об обязании приведения системы противопожарной безопасности в соответствие с нормативами, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Набережные Челны РТ (далее-истец) в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Управлению МВД России по г. Набережные Челны (далее-ответчик) об обязании приведения системы противопожарной безопасности в соответствие с нормативами, указав в обоснование, что проверкой, проведенной прокуратурой г. Набережные Челны, установлено, что в Отделе полиции № 1 «Автозаводский» Управления МВД России по г. Набережные Челны, расположенном в доме ... по проспекту ... г. Набережные Челны, в блоке камер административных задержанных не восстановлена автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре, отделка стен на путях эвакуации в помещениях выполнена из горючего материала, в помещениях лампы освещения не оборудованы колпаками (плафонами); в Отделе полиции № 2 «Комсомольский» Управления МВД России по г. Набережные Челны, расположенном в доме ... по ул. ... ... ... г. Набережные Челны, в блоке камер административных задержанных помещения не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации, решётчатые двери, установленные в коридоре помещений камер временного содержания задержанных лиц, открываются не по ходу эвакуации из здания, кабинет инспектора не укомплектован огнетушителем, допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; в Отделе полиции № 3 «Центральный» Управления МВД России по г. Набережные Челны, расположенном в доме ... по ул. .... ... г. Набережные Челны, помещения не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации, на окнах помещений установлены глухие металлические решётки, помещения не оборудованы системой оповещения людей о пожаре (2-го типа), допускается, эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; в Отделе полиции № 4 «Электротехнический» Управления МВД России по г. Набережные Челны, расположенном в доме ... по ул. ... г. Набережные Челны, в блоке камеры административных задержанных помещения не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации, на окнах помещений установлены глухие металлические решётки, помещения не оборудованы системой оповещения людей о пожаре, допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. В связи с изложенным, просит обязать Отдел полиции № 1 «Автозаводский» Управления МВД России по г. Набережные Челны в блоке камер административных задержанных восстановить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре, демонтировать в помещениях горючий материал на путях эвакуации, в помещениях лампы освещения оборудовать колпаками (плафонами). Обязать Отдел полиции № 2 «Комсомольский» Управления МВД России по г. Набережные Челны в блоке камер административных задержанных оборудовать установку автоматической пожарной сигнализации, решётчатые двери, установленные в коридоре помещений камер временного содержания задержанных лиц, установить по ходу эвакуации, кабинет инспектора укомплектовать огнетушителем, не допускать эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. Обязать Отдел полиции № 3 «Центральный» Управления МВД России по г. Набережные Челны оборудовать установку автоматической пожарной сигнализации, на окнах помещений установить распашные металлические решётки, помещения оборудовать системой оповещения людей о пожаре (2-го типа), не допускать эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. Обязать Отдел полиции № 4 «Электротехнический» Управления МВД России по г. Набережные Челны в блоке камеры административных задержанных помещения оборудовать установку автоматической пожарной сигнализации, на окнах помещений установить распашные металлические решётки, помещение оборудовать системой оповещения людей о пожаре (2-го типа), не допускать эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. Представитель прокурора г. Набережные Челны Р.Г. Закирова в судебном заседании поддержала заявленные требования, подтвердив вышеизложенные обстоятельства. Кроме того, представителем истца заявлены дополнительные исковые требования по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан, поскольку проверкой, проведенной прокуратурой г. Набережные Челны, установлено, что Отделе полиции № 2 «Комсомольский» Управления МВД России по г. Набережные Челны в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства в блоке камер административных задержанных выявлены следующие нарушения: для содержания задержанных предусмотрены 4 помещения общей площадью 31 кв.м. Площади помещений для административно-задержанных занижены - два помещения по 7,8 кв.м., два помещения по 7,7 кв.м. (норматив 10 кв.м.), что является нарушением требований п.6.1, таблица № 5 Свода правил 12-95 МВД России «Инструкция по проектированию органов внутренних дел МВД России»; в наружных стенах помещений для административно-задержанных отсутствуют окна размерами 0,9 м х 0,6 м, что является нарушением требований п. 7.36 Свода правил 12-95 МВД России «Инструкция по проектированию органов внутренних дел МВД России», в соответствии с которым, комнаты должны иметь в наружных стенах окна шириной 0,9м и высотой 0,6 м. низ окна располагается от уровня пола на высоте не менее 1,6 м. Внутреннее остекление следует предусматривать из армированного стекла, а наружное из стекла типа «Мороз»; помещения оборудованы системой механической вытяжной вентиляции, которая находится в рабочем состоянии. Приточная вентиляция с механическим побуждением не предусмотрена, что является нарушением требований п. 9.5 Таблица № 8 Свода правил 12-95 МВД России «Инструкция по проектированию органов внутренних дел МВД России», в соответствии с которым в помещениях зданий горрайлинорганов внутренних дел, как правило, предусматривается приточно-вытяжная вентиляция с механическим и естественным побуждением. Воздухообмен в кабинетах и рабочих комнатах определяется по кратности. Удаление воздуха из рабочих комнат и кабинетов рекомендуется предусматривать с естественным побуждением. Техническая документация с указанием данных о кратности воздухообмена отсутствует; боковые поверхности не всех скамеек от краёв до пола обшиты досками, что является нарушением требований п. 7.38 свода правил 12-95 МВД России «Инструкция по проектированию органов внутренних дел МВД России», в соответствии с которым, в комнатах следует устанавливать скамьи, которые своим основанием прочно соединяются с полом. Все боковые поверхности скамеек от краёв до пола обшиваются досками; задержанные на срок более трёх часов лица не обеспечиваются в ночное время местом для сна, постельными принадлежностями и постельным бельём, что является нарушением требований п. 18 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 301 «Об утверждении Положения об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации». В связи с этим, просит приостановить деятельность камер для административно задержанных Отдела полиции № 2 «Комсомольский» Управления МВД России по г. Набережные Челны до устранения вышеуказанных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан. В Отделах полиции № 3 «Центральный» и № 4 «Электротехнический» Управления МВД России по г. Набережные Челны в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства в блоке камер административных задержанных выявлены следующие нарушения: в наружных стенах помещений для административно-задержанных отсутствуют окна размерами 0,9 м х 0,6 м, что является нарушением требований п. 7.36 Свода правил 12-95 МВД России «Инструкция по проектированию органов внутренних дел МВД России», в соответствии с которым, комнаты должны иметь в наружных стенах окна шириной 0,9м и высотой 0,6 м. низ окна располагается от уровня пола на высоте не менее 1,6 м. Внутреннее остекление следует предусматривать из армированного стекла, а наружное из стекла типа «Мороз»; в Отделе полиции № 3 «Центральный» помещения оборудованы системой механической вытяжной вентиляции, которая находится в рабочем состоянии. Техническая документация с указанием данных о кратности воздухообмена отсутствует; в Отделе полиции № 2 «Электротехнический» помещения оборудованы системой механической приточной вентиляции, которая находится в рабочем состоянии. Естественная вытяжная вентиляция не предусмотрена, что является нарушением требований п. 9.5 Таблица № 8 Свода правил 12-95 МВД России «Инструкция по проектированию органов внутренних дел МВД России». Техническая документация с указанием данных о кратности воздухообмена отсутствует; задержанные на срок более трёх часов лица не обеспечиваются в ночное время местом для сна, постельными принадлежностями и постельным бельём, что является нарушением требований п. 18 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 301 «Об утверждении Положения об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации». В связи с этим, просит приостановить деятельность камер для административно задержанных Отделах полиции № 3 «Центральный» и № 4 «Электротехнический» Управления МВД России по г. Набережные Челны до устранения вышеуказанных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан. Представитель ответчика Управления МВД России по г. Набережные Челны в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив при этом, что в связи с тем, что финансирование Управления МВД России по г. Набережные Челны до 1 января 2012 года осуществлялось за счёт средств местного, республиканского и федерального бюджета, а с 1 января 2012 года в соответствии со статьёй 47 ФЗ «О полиции» финансовое обеспечение деятельности полиции является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счёт средств федерального бюджета, Управление МВД России по г. Набережные Челны не является главным распорядителем бюджетных средств. В начале года до Управления МВД России по г. Набережные Челны доведены уведомления о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств, в составе которых статьи расходов на проведение противопожарных мероприятий, переоборудование и монтаж камер административного задержания не имеется. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета (статья 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Финансирование расходов сверх утверждённых лимитов влечёт наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке сумм, выделенных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации (статья 297 Бюджетный кодекс Российской Федерации). В связи с этим, Управлением МВД России по г. Набережные Челны неоднократно направлялись письма в МВД по РТ, Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны о выделении денежных средств на вышеуказанные цели, однако, денежные средства до настоящего времени не выделены. Кроме того, ими подготовлено и направлено письмо в МВД по РТ с просьбой о выделении комплектов постельного белья для лиц, задержанных в административном порядке на срок более трёх часов в ночное время. Управлением МВД России по г. Набережные Челны заключён договор об оказании услуг по стирке и чистке белья, выдаваемого для лиц, содержащихся в ИВС и Спецприёмнике Управления, в рамках которого будет осуществляться стирка и чистка постельного белья, предназначенного для лиц, содержащихся в камерах административного задержания. В настоящее время проводится экспертиза помещений камер административного задержания Отделов полиции г. Набережные Челны совместно с представителями строительной организации, на основе которой будет составлена смета по их переоборудованию и монтажа оконных проёмов в наружных стенах зданий, так как предварительно, в соответствии с технической документацией зданий, установлено, что наружные стены помещений для административно-задержанных лиц некоторых Отделов полиции, в которых должны располагаться оконные проёмы, являются несущими, а в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации переустройство или перепланировка помещений, при которых нарушается прочность, устойчивость несущих конструкций здания или может произойти их разрушение. Отсутствие помещений для административно-задержанных лиц повлечёт за собой невозможность ограждения социально-опасных людей от общества, что противоречит общественным интересам, и лишает возможности сотрудников органов внутренних дел выполнять в полном объёме возложенные на них государством функции в соответствии со статьёй 12 Федерального закона «О полиции». На основании вышеизложенного, просит отказать в удовлетворении заявленных требований прокурора. Представитель третьего лица Отдел государственного пожарного надзора в г. Набережные Челны в судебном заседании с требованиями прокурора согласился. Выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со статьёй 27.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации задержанные лица содержатся в специально отведённых для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 настоящего Кодекса, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления. В соответствии со статьями 20, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации утверждены Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313. Из материалов дела усматривается, что проверкой проведенной прокуратурой г. Набережные Челны установлено, что в Отделе полиции № 1 «Автозаводский» Управления МВД России по г. Набережные Челны, расположенном в доме ... по проспекту ... г. Набережные Челны, в блоке камер административных задержанных не восстановлена автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре, отделка стен на путях эвакуации в помещениях выполнена из горючего материала, в помещениях лампы освещения не оборудованы колпаками (плафонами) (л.д.46); в Отделе полиции № 2 «Комсомольский» Управления МВД России по г. Набережные Челны, расположенном в доме ... по ул. ... ... ... г. Набережные Челны, в блоке камер административных задержанных помещения не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации, решётчатые двери, установленные в коридоре помещений камер временного содержания задержанных лиц, открываются не по ходу эвакуации из здания, кабинет инспектора не укомплектован огнетушителем, допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (л.д.88); в Отделе полиции № 3 «Центральный» Управления МВД России по г. Набережные Челны, расположенном в доме ... по ул. ... г. Набережные Челны, помещения не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации, на окнах помещений установлены глухие металлические решётки, помещения не оборудованы системой оповещения людей о пожаре (2-го типа), допускается, эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (л.д.4); в Отделе полиции № 4 «Электротехнический» Управления МВД России по г. Набережные Челны, расположенном в доме ... по ул. ... г. Набережные Челны, в блоке камеры административных задержанных помещения не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации, на окнах помещений установлены глухие металлические решётки, помещения не оборудованы системой оповещения людей о пожаре, допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (л.д.26). При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца в части возложения на ответчика обязанности устранить выявленные нарушения, поскольку факт наличия нарушений подтверждён материалами дела и признан ответчиком. Суд считает разумным срок устранения указанных нарушений требований санитарно-эпидемиологических и противопожарных норм 3 месяца. При этом, суд не находит оснований для приостановления деятельности камер для административно-задержанных в Отделах полиции № 2 «Центральный», № 3 «Электротехнический», № 4 «Комсомольский» г. Набережные Челны. При этом суд исходит из следующего, что отсутствие помещений для административно-задержанных лиц повлечёт за собой невозможность ограждения социально-опасных людей от общества, что противоречит общественным интересам, и лишает возможности сотрудников органов внутренних дел выполнять в полном объёме возложенные на них государством функции в соответствии со статьёй 12 Федерального закона «О полиции» Кроме того, запрет эксплуатации указанных камер административного задержания в городе приведёт к необоснованным затратам средств федерального бюджета на доставку задержанных в аналогичные камеры, расположенных в соседних районных отделах полиции. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора г. Набережные Челны Республики Татарстан удовлетворить частично. Обязать Управление МВД России по г. Набережные Челны до ... ... ... года устранить нарушения санитарно-эпидемиологических и противопожарных норм, а именно: - Отделу полиции № 1 «Автозаводский» Управления МВД России по г. Набережные Челны в блоке камер административных задержанных восстановить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре, демонтировать в помещениях горючий материал на путях эвакуации, в помещениях лампы освещения оборудовать колпаками (плафонами); - Отделу полиции № 2 «Комсомольский» Управления МВД России по г. Набережные Челны в блоке камер административных задержанных оборудовать установку автоматической пожарной сигнализации, решётчатые двери, установленные в коридоре помещений камер временного содержания задержанных лиц, установить по ходу эвакуации, кабинет инспектора укомплектовать огнетушителем, не допускать эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; - Отделу полиции № 3 «Центральный» Управления МВД России по г. Набережные Челны оборудовать установку автоматической пожарной сигнализации, на окнах помещений установить распашные металлические решётки, помещения оборудовать системой оповещения людей о пожаре (2-го типа), не допускать эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; - Отделу полиции № 4 «Электротехнический» Управления МВД России по г. Набережные Челны в блоке камеры административных задержанных помещения оборудовать установку автоматической пожарной сигнализации, на окнах помещений установить распашные металлические решётки, помещение оборудовать системой оповещения людей о пожаре (2-го типа), не допускать эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. В остальной части иска отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через городской суд. Судья: подпись И.Р. Адгамов Копия верна. Судья: И.Р. Адгамов Решение не вступило в законную силу. Судья: И.Р. Адгамов Секретарь суда: