№ 2-8668/2012 решение по иску ООО `МаксатАвто` к Ахметзянову Р.Ш. о возмещении ущерба



Копия

Подлинник в гражданском деле № 2-8668/2012,

хранящемся в Набережночелнинском городском суде

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

16 августа 2012 года г. Набережные Челны

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Шакировой З.И.,

при секретаре Гиззатуллиной А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «МаксатАвто» к Ахметзянову Р.Ш. о возмещении ущерба,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «МаксатАвто» обратилось в суд с названным иском к Ахметзянову Р.Ш., указав в обоснование, что ответчик, работая ... в обществе по трудовому договору ... с ... года по ... года, получал топливные карты для заправки служебного автомобиля ..., рег.знак ....

За период с ... года по ... года ответчик произвел заправку топливом по топливным картам ... ООО «...», ... ООО «...», ..., ... ООО «...», ..., ... ООО «...» (...) объемом ... литров на общую сумму ... руб. ... коп., тогда как в соответствии с путевыми листами и утвержденными нормами расхода топлива за указанный период было списано по норме ... литров топлива на общую сумму ... руб... коп.

Просит взыскать с ответчика образовавшуюся недостачу в сумме ... руб. ... коп.

В судебном заседании ... ООО «МаксатАвто» Шигапова З.Ф. уменьшила размер иска до ... руб. ... коп.

Ахметзянов Р.Ш. иск не признал.

Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 232 Трудового кодекса Российской Федерации сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора. При этом договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем - выше, чем это предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Согласно части 1 статьи 242 Трудового кодекса Российской Федерации полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

Пунктом 2 части 1 статьи 243 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае недостачи ценностей, полученных им по разовому документу.

В соответствии с пунктом 4 Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 года N АМ-23-р, нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

- базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;

- транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы…;

- самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);

- транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа - до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, - или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.

Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах "Правил дорожного движения".

Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.

Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации).

Согласно пункту 10 названных Методических рекомендаций базовой нормой расхода топлива для седельных тягачей, в том числе автомобиля КамАЗ-54112, является 25 литров на 100 км.

Установлено, что между сторонами ... года был заключен трудовой договор ..., на основании которого Ахметзянов Р.Ш. принят на работу в ООО «МаксатАвто» в качестве ... (л.д.6 том 1).

Для осуществления трудовой деятельности ему был передан автомобиль ..., рег.знак ..., заправка которого производилась ответчиком по выданным работодателем топливным картам ООО «...» ... и ..., ООО «...» ... ООО «...» ..., ... ... и ... (л.д.10, 41-44,134-137 том 1).

Приказами ... от ... года, ... от ... года и ... от ... года ООО «МаксатАвто» утверждены нормы расхода топлива и поправочные коэффициенты для междугородних перевозок при простое в ожидании погрузки, разгрузки с работающим двигателем в холодное время года, при движении по дорогам Урала. Базовая норма расхода топлива для ... ..., рег.знак ... определена в объеме ... литров на ... км. (л.д.138-140 том 1).

Приказом ... от ... года в ООО «МаксатАвто» создана комиссия для проведения проверки обоснованности заправки дизельным топливом по топливным картам, выданным Ахметзянову Р.Ш. (л.д.7, том 1).

Как следует из акта проверки от ... года, показаний свидетелей Х. и Г., по указанным выданным топливным картам за период с ... года по ... года ответчиком заправлено ... литров топлива на сумму ... руб. ... коп., по норме списано ... литров топлива на сумму ... руб.... коп. Недостача топлива составила ... литра на сумму ... руб.... коп. (л.д.8 том 1).

Актом проверки от ... года размер недостачи уточнен, установлено, что за спорный период ответчиком заправлено топлива сверх определенных норм в объеме ... литра на сумму ... руб... коп. (л.д.214, том 1).

Акты проверок и расчеты произведены на основании путевых листов и товарно-транспортных накладных с учетом коэффициента на груз, уральского коэффициента, зимней надбавки, отопителя кабины.

Факты перерасхода топлива сверх утвержденных нормативов Ахметзяновым Р.Ш. не оспорены, от проведения повторной документальной проверки он отказался, что сам и подтвердил в судебном заседании (л.д.12, том 2).

Доводы ответчика о том, что расход топлива в переданном ему автомобиле был свыше базовых норм по причине длительности его эксплуатации, не могут быть приняты во внимание, поскольку в период работы об этом он не заявлял, проведения контрольных заездов не требовал, при этом знал, что допускает перерасход топлива.

Таким образом, Ахметзянов Р.Ш., состоявший в трудовых отношениях с ООО «МаксатАвто», имея доступ к топливным картам, предназначенным для заправки служебного автомобиля, допустил по ним необоснованный перерасход, причинив обществу материальный ущерб на сумму ... руб. ... коп.

Обстоятельств, исключающих материальную ответственность Ахметзянова Р.Ш., судом не установлено.

На основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежат взысканию расходы истца по госпошлины пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Ахметзянова Р.Ш. в пользу общества с ограниченной ответственностью «МаксатАвто» ... руб. ... коп. в возмещение причиненного ущерба, в возврат госпошлины ... руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца в апелляционном порядке через городской суд.

Судья подпись Шакирова З.И.

Копия верна

Судья Шакирова З.И.

Решение не вступило в законную силу

Судья Шакирова З.И.

Секретарь суда