2-8207/2012 решение по иску прокурора г. Набережные Челны в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО `ЭР Телеком Холдинг` о возложении обязанности переоборудовать линии связи.



Дело № 2-8207/12

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Набережные Челны РТ 06 августа 2012 года

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Е.М. Шишкина,

при секретаре Г.А. Сатдаровой,

с участием прокурора Э.Р. Галимардановой,

представителя ответчика - В.Г. Евлампиевой,

представителя третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан Е.Г. Самойленко,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Набережные Челны Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «ЭР» о возложении обязанности переоборудовать линии связи в соответствии с требованиями действующего законодательства, осуществив перевод в подземные коммуникации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Набережные Челны РТ (далее - прокурор), действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к закрытому акционерному обществу «ЭР» (далее – ЗАО «ЭР») о возложении обязанности переоборудовать линии связи в соответствии с требованиями действующего законодательства, осуществив перевод в подземные коммуникации. В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проверки, проведенной совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан, по соблюдению ЗАО «ЭР» законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов выявлен факт монтажа подвесных линий и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ЗАО «ЭР», и их оборудования на вентиляционных шахтах, расположенных между многоэтажными жилыми домами №№ ... и ... в новой части г. Набережные Челны РТ. Размещение линий связи воздушным способом создает реальную угрозу причинения вреда гражданам в случае обрыва проводов в результате стихийных бедствий, технических аварий, виновных действий юридических и физических лиц. Кроме того, открытое размещение линий связи является фактором, исключающим возможность обеспечения тайны телефонных переговоров и иных сообщений, поскольку создает возможность для несанкционированного доступа к ним. Просит обязать ЗАО «ЭР» переоборудовать линии связи в соответствии с требованиями действующего законодательства, осуществив перевод в подземные коммуникации.

В судебном заседании, участвующий по делу, прокурор Э.Р. Галимарданова поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика ЗАО «ЭР» В.Г. Евлампиева заявление не признала, пояснив, что деятельность по оказанию услуг связи осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Телекоммуникационная сеть проведена на основании проекта. На момент строительства и ввода в эксплуатацию сооружений связи в г. Набережные Челны РТ правил, устанавливающих обязанность строительства сетей кабельных линий связи подземным способом, не имелось.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан Е.Г. Самойленко в судебном заседании с заявлением прокурора согласилась.

Представитель третьего лица ООО УК «П», должным образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.

Выслушав прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.

Из материалов дела усматривается, что ... года прокуратурой г. Набережные Челны Республики Татарстан совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан проведена проверка деятельности ЗАО «ЭР» по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов. В ходе указанной проверки выявлен факт монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ЗАО «ЭР», расположенных между многоэтажными жилыми домами №№ ... и ... в новой части г. Набережные Челны РТ (л.д. 5).

Указанное ответчиком не оспаривается.

В соответствии с п. «10» ч.1 ст.14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся: создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Решением Городского Совета муниципального образования «город Набережные Челны» от 15 декабря 2011 года №15/8 внесены изменения в Правила благоустройства муниципального образования «город Набережные Челны», согласно которым не допускается использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов, крыш, стен зданий, а также иных сооружений и конструкций (дымоходы, вентиляционные конструкции и т.п.).

Это решение опубликовано 28 декабря 2011 года в газете «Челнинские известия» №127 (11573). Данное решение не оспорено и не отменено, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Государственное регулирование деятельности в области связи в соответствии с Федеральным законом от 07 июля 2003 года «126-ФЗ «О связи» осуществляется президентом Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти. В целом для обеспечения управляемости и устойчивости единой сети связи государства Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О связи» устанавливают приоритет Российской Федерации в области управления данной отраслью перед субъектами Российской Федерации. Так, согласно пункту «и» статьи 71 Конституции Российской Федерации связь как отрасль отнесена к исключительному ведению Российской Федерации.

Однако в области связи на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи.

Так, в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи.

Пункт 25 части 1 указанной статьи предоставляет органам местного самоуправления полномочия по утверждению правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.

Принятие вышеприведенных правовых актов исполнительного органа власти Республики Татарстан и представительного органа муниципального образования было вызвано необходимостью повышения уровня благоустройства г. Набережные Челны РТ. Данные акты не устанавливают каких-либо новых нормативных требований в области связи, а регулируют вопросы благоустройства поселения, что входит в компетенцию принявших их органов.

При этом пункт 98.2 решения Городского Совета муниципального образования «город Набережные Челны» от 15 декабря 2011 года №15/8 устанавливает запрет на использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений, не указывая, что данный запрет устанавливается лишь на первоначально размещаемые оборудование и линии связи.

Более того, согласно ст. 7 Федерального закона «О связи» сети связи и сооружения связи находятся под защитой государства. Операторы связи и застройщики при строительстве и реконструкции зданий, сооружений (в том числе сооружений связи), строений, а также при построении сетей связи должны учитывать необходимость защиты средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним. Операторы связи при эксплуатации сетей связи и сооружений связи обязаны обеспечивать защиту средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним.

Статьей 23 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

В то же время, открытое размещение линий связи является фактором, исключающим возможность обеспечения тайны телефонных переговоров и иных сообщений, поскольку создает возможность для несанкционированного доступа к линиям связи.

Доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время составлен график совместно с Министерством связи РТ и Исполкомом о переводе воздушных линий в подземные коммуникации суд отклоняет, поскольку указанный график может быть применен в порядке исполнения решения суда.

Поэтому, по вышеизложенным основаниям нельзя признать обоснованным и довод представителя ответчика, что на момент строительства и ввода в эксплуатацию сооружений связи в г. Набережные Челны РТ правил, устанавливающих обязанность строительства сетей кабельных линий связи подземным способом, не имелось.

Не может согласиться суд и с доводами, что распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 июля 2011 года № 1159-р и от 22 июля 2011 года № 1324-р утратили силу и что по данным актам имеется решение Федеральной антимонопольной службы России рекомендательного характера, поскольку требования прокурора по настоящему делу по своему содержанию направлены на устранение нарушений неправомерного монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельного перехода и никоем образом не направлены на осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При таких данных суд находит, что заявленные доводы обоснованны и, соответственно, оснований для отказа в удовлетворении заявления прокурора не имеется.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

заявление прокурора города Набережные Челны Республики Татарстан удовлетворить.

Обязать закрытое акционерное общество «ЭР» переоборудовать подвесные линии связи между многоэтажными жилыми домами №№ ... и ... в новой части города Набережные Челны Республики Татарстан, осуществив перевод указанных линий связи в подземные коммуникации.

Взыскать с закрытого акционерного общества «ЭР» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 1 (одного) месяца через городской суд.

Судья: подпись

Копия верна

Судья Е.М. Шишкин

Решение не вступило в законную силу

Судья Е.М.Шишкин