2-9992/2012 решение по иску Ахметзянова Ф.Х. к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ о перерасчете индексации ежемесячных сумм по возмещению вреда здоровью и выплате долга по задержке невыплаченных сумм по возмещению вреда здоровью



Дело № 2-9992/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 октября 2012 года г. Набережные Челны РТ

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Л.В.Хисамутдиновой,

с участием прокурора Э.Р.Галимардановой,

при секретаре Н.А.Чумаковой,

с участием представителя истца Л.Н.Хабибуллиной,

представителя ответчика - Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан А.В.Кутявина,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.Х.Ахметзянова к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о перерасчёте индексации ежемесячных сумм по возмещению вреда здоровью и выплате долга по задержке невыплаченных сумм по возмещению вреда здоровью,

УСТАНОВИЛ:

Ф.Х.Ахметзянов обратился в суд с вышеуказанным иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, указав в обоснование, что он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, решением бюро МСЭ ему установили инвалидность ... группы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС. Просит обязать ответчика выплачивать ему с ... ежемесячно проиндексированную сумму по возмещению вреда здоровью в размере ... с дальнейшей индексацией и компенсировать задолженность по сумме возмещения вреда здоровью за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации в сумме ...

В судебное заседание истец не явился, его представитель Л.Н.Хабибуллина заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан А.В.Кутявин в судебном заседании иск не признал, из представленного отзыва следует, что суммы оспариваемых выплат повышались с соответствии с действующим законодательством.

Представитель третьего лица - Управления Федерального Казначейства при Республике Татарстан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие. В представленном отзыве представитель указывает, что ответственность за достоверность представленной информации о потребности в бюджетных ассигнований для реализации мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации следствии катастрофы на чернобыльской АЭС, возлагается на орган социальной защиты населения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

в силу пункта 2.1 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2005 года №364 - О механизм обеспечения антиинфляционной защиты компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагает регулярность и стабильность индексации этих выплат, а также обеспечение соответствующего финансирования.

Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 (ред. от 25.06.2012) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" «к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС».

Согласно пункту 8 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ (ред. от 18.07.2006) "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются льготы, предусмотренные статьей 14 настоящего Закона, а именно пункт 25 изложен в следующей редакции:

«25) возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством РФ».

В соответствии с разъяснением, содержащимся в абзаце 5 пункта 5 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года (в редакции Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11 мая 2007 года) «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581 (132 : 83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132) при условии, что в период с февраля 1997 г. до 1 июля 2000 г. не производилась индексация указанных сумм … Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000 г. по 1 января 2001 г.».

В дальнейшем согласно пункту 6 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «в соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года».

Однако, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от 12 февраля 2001г.) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001г. N 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001г. ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

Судом установлено, что Ф.Х.Ахметзянов является инвалидом ... группы (л.д.15). Ему выдано удостоверение лица, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием (л.д.14), в связи с чем он имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

На основании вышеизложенного индексация ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью по росту величины прожиточного минимума за 2001 год согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «О составе прожиточного минимума в РФ» и ФЗ №5-ФЗ от 15 февраля 2001 года с февраля 2001 года по декабрь 2001 года составляет 1,258.

Индексация сумм возмещения вреда здоровью могла быть произведена исходя из роста величины прожиточного минимума в Республике Татарстан согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан «О составе прожиточного минимума в РТ» от 8 февраля 1994 года №52 с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды) и, соответственно, компенсация сумм возмещения вреда здоровью Ахметзянову должна была быть проиндексирована с января 2002 года по май 2002 года на 1,494.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2005г. №326 «О порядке индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсации и иных выплат за период с 19.06.2002г. по 31.05.2004г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльском АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006г.г. недополученных сумм» предусмотрена индексация ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью за июнь 2002 года - 1,048, с июля 2002 года по декабрь 2002 года - 1,12; с января 2003 года по декабрь 2003 года - 1,2544; с января 2004 года по декабрь 2004 года - 1,38.

Ежегодная индексация сумм возмещения вреда здоровью согласно части 3 статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльском АЭС» и пункта 1 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2007 года №143 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 года N 292, от 9 августа 2005 года N 496 и от 25 апреля 2006 года N 246» с января 2005 года по декабрь 2005 года составляет - 1,11; с января 2006 года по декабрь 2006 года - 1,09.

Ежегодная индексация сумм возмещения вреда здоровью согласно части 3 статьи 2 ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльском АЭС», пункта 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2007 года №171 с января 2007 года по декабрь 2007 года составляет 1,08.

Согласно Постановлению от 3 августа 2008 года №655 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21.12.2007г. №914» ежегодная индексация сумм возмещения вреда здоровью с января 2008 года по декабрь 2008 года составляет 1,105.

Постановлением от 7 июля 2009 года №545 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21.12.2007г. №914» ежегодная индексация сумм возмещения вреда здоровью с января 2009 года по декабрь 2009 года предусмотрена в размере 1,13.

Согласно Постановлению от 24 декабря 2008 года №992 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21.12.2007г. №914» ежегодная индексация сумм возмещения вреда здоровью с января 2010 года составляет 1,1, а с января 2011 года - 1,065, с января 2012 года – 1,06.

В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации».

Оценив обстоятельства по делу в совокупности, суд приходит к убеждению, что органы социальной защиты не индексировали Ф.Х.Ахметзянову ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью в соответствии вышеприведенными нормами Закона, нарушив права истца на законную индексацию данных сумм, в результате чего образовалась задолженность.

Изучив представленный истцом расчет суммы, подлежащей к выплате ежемесячно, и образовавшейся задолженности с ..., суд приходит к выводу о его обоснованности, поскольку он соответствует действующему Федеральному законодательству, в связи с чем требования истца о выплате ему ежемесячно с ... в счет возмещения вреда здоровью проиндексированной суммы в размере ... с последующей индексацией и компенсации ответчиком задолженности по сумме возмещения вреда здоровью за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации в размере ... рублей подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ф.Х.Ахметзянова удовлетворить.

Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан выплачивать Ф.Х.Ахметзянову ежемесячно с ... проиндексированную сумму возмещения вреда здоровью в размере ... с дальнейшей индексацией в соответствии с Федеральным законодательством.

Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан выплатить Ф.Х.Ахметзянову задолженность по сумме возмещения вреда здоровью за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации в размере ...

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) Л.В.Хисамутдинова

Копия верна

Судья

Л.В.Хисамутдинова

Секретарь суда

Решение не вступило в законную силу.

Судья Л.В.Хисамутдинова