Дело№2-10002/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 октября 2012 года г.Набережные Челны РТ Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Л.В.Хисамутдиновой, с участием помощника прокурора Р.Г.Закировой, при секретаре Н.Чумаковой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Набережные Челны в интересах Л.Н.Назамовой к Обществу с ограниченной ответственности «Волжско-Камская Мемориальная компания» и Военному комиссариату Республики Татарстан о взыскании расходов на ритуальные услуги, изготовление и установку надгробного памятника бывшему несовершеннолетнему узнику фашистских концлагерей, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Набережные Челны обратился в суд в интересах Л.Н.Намазовой к ответчикам, указав, что Л.Н.Намазова обратилась в Отдел Военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны с заявлением об оплате расходов на ритуальные услуги, изготовление и установку надгробного памятника умершей матери П., являвшейся несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, данное заявление было направлено в Военный комиссариат Республики Татарстан, где по результатам рассмотрения заявления в возмещении указанных расходов Намазовой было отказано. Указывает, что Намазова ... заключила с ООО «Волжско-Камская Мемориальная Компания» договор подряда ... на оказание услуг по погребению погибшего умершего военнослужащего или приравненного к ним лица и выполнение работ по увековечению его памяти, согласно пунктам ... которого цена выполняемых работ составила ... Согласно п.... договора ООО «Волжско-Камская Мемориальная Компания» обязалось по заданию Намазовой изготовить надгробный памятник для её умершей матери Поливановой и произвести его установку на месте погребения, однако, отказалась исполнить свои обязательства по договору, ссылаясь на отказ Военного комиссариата Республики Татарстан произвести оплату услуг. Просит признать отказ Военного комиссариата Республики Татарстан в возмещении Л.Н.Намазовой расходов на ритуальные услуги, понесенные ею в связи с погребением умершей матери П. - бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, незаконным; признать отказ Военного комиссариата Республики Татарстан в выделении денежных средств Л.Н.Намазовой на изготовление надгробного памятника (плиты или стелы, постамента, цветника) для умершей П. и его установку на месте погребения последней в сумме ... рублей незаконным и перечислить указанную сумму Обществу с ограниченной ответственностью «Волжско-Камская Мемориальная Компания». Также просит признать отказ Общества с ограниченной ответственностью «Волжско-Камская Мемориальная Компания» исполнить свои обязательства по договору подряда ... от ... незаконным. Кроме того, просит взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан в пользу Л.Н.Намазовой в возмещение расходов на ритуальные услуги, понесенные ею в связи с погребением умершей матери П. - бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, в сумме ... руб. и обязать Военный комиссариат Республики Татарстан выделить денежные средства Л.Н.Намазовой на изготовление надгробного памятника (плиты или стелы, постамента, цветника) для умершей П. как бывшему несовершеннолетнему узнику фашистских концлагерей и его установку на месте погребения последней в сумме ... руб. и перечислить указанную сумму Обществу с ограниченной ответственностью «Волжско-Камская Мемориальная Компания» на его расчетный счет. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Волжско-Камская Мемориальная Компания» изготовить надгробный памятник (плиту или стелу, постамент, цветник) для умершей П. как бывшему несовершеннолетнему узнику фашистских концлагерей и произвести его установку на месте погребения последней за счет денежных средств, выделенных и перечисленных Военным комиссариатом Республики Татарстан. В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержала. Л.Н.Намазова в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причина неявки не известна. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие. В предыдущем судебном заседании Л.Н.Намазова просила иск удовлетворить. Представитель ответчика - ООО «Волжско-Камская Мемориальная Компания» А.Г.Кривенко иск не признала, пояснив, что ими были приобретены материалы на изготовление памятника, но согласно договору истица должна была оплатить или обеспечить оплату их работ путем предоставления соответствующих документов от Военного комиссариата, однако, это не было сделано, поэтому свои обязательства они не отказываются исполнить при гарантии, что оплата за работу будет произведена. Военный комиссар Республики Татарстан С.Погодин на рассмотрение дела не явился, просит рассмотреть без участия его представителя, представил отзыв, где указывает о непризнании иска в связи с отсутствием законных оснований для его удовлетворения. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: судом установлено, что П. при жизни имела право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, что подтверждено удостоверением серии ... от ..., выданным Управлением социальной защиты (л.д.12). Из материалов дела следует, что П. умерла ... (л.д.13) и захоронена на городском кладбище г.Набережные Челны ... (л.д.14). Согласно квитанции от ... дочь П. – Л.Н.Намазова понесла расходы за ритуальные услуги, оказанные ей ООО «Волжско-Камская Мемориальная Компания» в сумме ... руб. (л.д.19,20). Кроме того, из материалов дела следует, что ... Л.Н.Намазова заключила договор с ООО «Волжско-Камская Мемориальная Компания» на оказание услуг по погребению своей матери, а именно изготовление и установку надгробного памятника, обязавшись при этом оплатить оказанные услуги или обеспечить их оплату путем предоставления соответствующих документов (л.д.21-23). ... Л.Н.Намазова обратилась в отдел Военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам города Набережные Челны с заявлением об оплате расходов, изготовление и установку надгробного памятника умершей матери П., являвшейся несовершеннолетним узником фашистских концлагерей (л.д.7). Из объяснения представителя отдела Военного комиссариата Республики Татарстан по Центральному и Автозаводскому районам г.Набережные Челны следует, что данное заявление было направлено в Военный комиссариат Республики Татарстан (л.д.11). Как следует из жалобы Намазовой, адресованной прокурору г.Набережные Челны, в заявлении ей отказано (л.д.6). Данный факт подтверждается отзывом Военного комиссара Республики Татарстан, где он указывает, что оснований для оплаты расходов на погребение, изготовление и установку надгробного памятника не имеется в связи с тем, что соответствующие государственные гарантии по увековечиванию памяти не распространяются на несовершеннолетних узников фашизма. Оценив доказательства по делу в совокупности, суд считает отказ ответчика обоснованным, при исходит из следующего: пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Таким образом, вышеуказанная норма Закона не распространяет статус участника или инвалида Великой отечественной войны на несовершеннолетних узников фашизма, а предоставляет лишь им ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Перечень мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны в период их жизни содержится в статьях 14, 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в котором вопросы погребения и установки надгробных памятников не регламентированы. Однако, статьей 24 данного Закона предусмотрено оказание ритуальных услуг ветеранам. Так, в силу данной статьи «1. Погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. 2. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"». Таким образом, правоотношения, связанные с погребением умерших граждан, включая ветеранов, регулируются Федеральным законом "О погребении и похоронном деле". Согласно пункту 5 статьи 11 данного Закона «погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы». Нормы расходов на погребение указанных категорий граждан определены Постановлением Правительства РФ от 06 мая 1994 года N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников", которым установлено погребение за счет средств федеральной исполнительной власти, где погибший (умерший) проходил военную службы (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения, то есть лиц, проходивших военную службу. Оценив вышеуказанные нормы действующего законодательства, суд считает, что указанные в них расходы являются гарантией, предоставляемой государством, а не мерами социальной поддержки, и П. к категории лиц, после смерти которых государством предоставляются данные гарантии, не относится. Исходя из изложенного, суд считает, что оснований для удовлетворения иска прокурора относительно возмещения расходов на погребение, изготовление и установку надгробного памятника не имеется, поскольку умершая пользовалась только мерами социальной поддержки и льготами, перечисленными в ст. 15 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах", перечень которых является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. На основании изложенного суд считает иск прокурора не обоснованным. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Прокурору города Набережные Челны, действующему в интересах Л.Н.Назамовой, к Военному комиссариату Республики Татарстан и Обществу с ограниченной ответственностью «Волжско-Камская Мемориальная Компания» отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: (подпись) Копия верна. Судья: Секретарь суда: Решение не вступило в законную силу. Судья: Л.В. Хисамутдинова