Дело № 2-121/11
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Город Мыски08 февраля 2011 года
Мысковский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего судьи Пахорукова А.Ю.,
с участием истицы Мошенской Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Шалаевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда г. Мыски гражданское дело по иску Мошенской Л.Н. к Администрации Мысковского городского округа о признании права собственности на землю и включении в наследственную массу,
у с т а н о в и л:
Истица Мошенская Л.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Мысковского городского округа о признании за ФИО1, умершим ДД.ММ.ГГГГ, права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, и включении его в наследственную массу. Кроме того, просила суд признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ за № о праве собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, где субъектом права значится ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а право собственности на земельный участок прекращенным.
Свои требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер её муж ФИО1, после его смерти осталось наследственное имущество в виде жилого дома, находящегося по адресу: <адрес> и земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по вышеуказанному адресу. Она является наследником первой очереди по закону, других наследников нет. Однако оформить наследственные права на земельный участок в настоящее время не представляется возможным, так как право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за её супругом – ФИО1 в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ, а он умер ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за её супругом уже после его смерти, а после смерти все права прекращаются, новых прав приобретено быть не может, то она была вынуждена обратиться в суд с данными исковыми требованиями.
В судебном заседании истица Мошенская Л.Н. уточнила исковые требования и просила суд признать за ФИО1, умершим ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, и включить его в наследственную массу. Кроме того, просила суд признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ за № о праве собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, где субъектом права значится ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а право собственности на земельный участок прекращенным.
Представитель ответчика – Администрации Мысковского городского округа – ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, вопрос об удовлетворении исковых требований Мошенской Л.Н. оставила на усмотрение суда, принципиальных возражений против заявленных требований не имела, о чём представила отзыв (л.д. 24).
Представитель третьего лица – Мысковского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> – ФИО3, действующая по доверенности № Д от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, вопрос об удовлетворении исковых требований Мошенской Л.Н. оставила на усмотрение суда, указав, что на момент внесения записи о государственной регистрации права собственности информации о наличии акта записи о смерти правообладателя ФИО1 не имелось, о чём представила отзыв (л.д. 20-23).
Выслушав истицу и исследовав письменные доказательства по делу, суд находит требования Мошенской Л.Н. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 223 ГК РФ, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно копии свидетельства о смерти (л.д. 6) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, о чём ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №.
Из копии свидетельства о заключении брака (л.д. 7), усматривается, что истица Мошенская Л.Н. приходится умершему ФИО1 супругой.
Из сообщения нотариуса Мысковского нотариального округа за исх № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), следует, что в её производстве находится наследственное дело № после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1. В деле имеется только заявление супруги умершего – Мошенской Л.Н.. Сведений о других наследниках в деле нет. Свидетельство о праве на наследство еще не выдавалось.
Из материалов дела видно, что земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., передан в собственность на возмездной основе ФИО1 на основании постановления Администрации города Мыски за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГ за №-ф между Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Мысковский городской округ» и ФИО1 был заключен договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д. 15-16).
В материалах дела имеется копия свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 11), из которого следует, что ФИО1 при жизни передал документы, подтверждающие право пользования земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, для регистрации права собственности на указанный земельный участок в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области, однако запись регистрации за № произведена в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, то есть после его смерти.
В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ, подлежащие государственной регистрации права возникают с момента государственной регистрации права, если иное не установлено законом.
Согласно п. 2 ст. 17 ГК РФ, правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Это означает, что после смерти гражданина государственная регистрация его права осуществлена быть не может. После смерти все права прекращаются, новых прав приобретено быть не может.
С учётом названных норм закона, фактических обстоятельств дела, того факта, что право собственности за ФИО1 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области ДД.ММ.ГГГГ, то есть после смерти ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, то данная запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведенная за №, в порядке положений ст. 168 ГК РФ, является ничтожной, как не соответствующей требованиям закона, в связи с чем не порождает никаких правовых последствий и подлежит признанию её недействительной.
Что касается требований истицы Мошенской Л.Н. в части признания за ФИО1, умершим ДД.ММ.ГГГГ, права собственности на спорный земельный участок, то суд на основании представленных документов находит данные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, поскольку в судебном заседании установлено, что ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, то в соответствии со ст. 1112 ГК РФ, согласно которой, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, спорный земельный участок следует включить в наследственную массу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Мошенской Л.Н. к Администрации Мысковского городского округа о признании права собственности на землю и включении в наследственную массу удовлетворить полностью.
Признать недействительной запись Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Признать недействительным свидетельство о государственной регистрации прав серии <адрес> о праве собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за ФИО1, умершим ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Включить, принадлежавший на праве собственности ФИО1, умершему ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, земельный участок с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в наследственную массу.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток через Мысковский городской суд.
СудьяподписьА.Ю. Пахоруков
Решение вступило в законную силу 21.02.2011 г.