Дело № 2 – 372 – 11 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е ДЕ Р А Ц И И
Город Мыски 29 апреля 2011 года
Судья Мысковского городского суда Кемеровской области Захаревич И.М
с участием прокурора Бекетовой Г.В.
истца ФИО1
представителя третьего лица Ермоловой Е.В., действующей на основании доверенности,
третьего лица ФИО2
при секретаре Ананиной Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Мыски в интересах ФИО1 к Администрации города Мыски о возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Прокурор города Мыски обратился в суд в интересах ФИО1 с исковыми требованиями к Администрации города Мыски о возложении обязанности.
Требования мотивировал тем, что Прокуратурой города при проведении проверки исполнения органами опеки и попечительства Администрации города Мыски законодательства, направленного на защиту жилищных прав несовершеннолетних, установлено нарушение жилищных прав ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который является ребенком, оставшимся без попечения родителей.
Постановлением Администрации города Мыски № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был передан для проживания в семью опекуна ФИО2
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии по социальной защите, а именно, имеет право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма по окончании его пребывания в приемной семье.
Вопреки требованиям действующего законодательства ФИО1 в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, до настоящего времени не включен, что будет препятствовать обеспечению его жилым помещением по достижению им совершеннолетнего возраста.
Обращение прокурора в суд с заявлением в интересах ФИО1 обусловлено тем, что он является ребенком, оставшимся без попечения родителей, т.е. обладает статусом социально незащищенной категории детей, не обладает юридической осведомленностью, поэтому не может самостоятельно защищать свои права.
Прокурор города Мыски просит обязать Администрацию города Мыски Кемеровской области совершить действия по включению несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередной список лиц, нуждающихся в получении жилого помещения.
В судебном заседании прокурор Бекетова Г.В. поддержала исковые требования в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Истец ФИО1 исковые требования поддержал, просил об их удовлетворении. Суду пояснил, что проживает в доме, принадлежащем ФИО2, своего жилого помещения не имеет.
Представитель ответчика Администрации города Мыски ФИО3 в судебное заседание не явилась, обратившись в суд с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суду представила отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признала, просила в иске отказать за необоснованностью. Полагает, что обязанность совершения действий, направленных на включение ФИО4 во внеочередной список лиц, нуждающихся в получении жилого помещения, должна быть возложена на орган опеки и попечительства, а не на Администрацию города Мыски. Орган опеки и попечительства должен был представить в Администрацию города Мыски документы, необходимые для постановки ФИО4 во внеочередной список, однако не сделал этого.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Ермолова Е.В., третье лицо ФИО2 исковые требования поддержали в полном объеме, полагают их законными и обоснованными.
Заслушав объяснения сторон, третьих лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В силу требований ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года каждому гарантируется право на справедливое судебное разбирательство.
В соответствии ст. 13 Конвенции каждый, чьи права и свободы нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе.
Статьей 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ. Специальный государственный механизм защиты прав и свобод граждан включает защиту с помощью прокуратуры. Одной из целей деятельности прокуратуры является осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан.
Статья 10 Федерального закона №159-РФ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установила, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны, прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ.
Согласно ст. 57 ч.1 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на дополнительные гарантии по социальной защите.
На основании ст. 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Данные требования Федерального закона регламентированы Законом Кемеровской области № 67 от 16 мая 2006 года «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных учреждениях, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ и настоящим законом, на основании решения органа местного самоуправления.;
В соответствии с п. 1 ст.1 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди по договору социального найма.
Пунктом 2 статьи 1 Закона КО «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области «О порядке введения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Законом Кемеровской области №124-ОЗ от 14 ноября 2005года в редакции от 30 сентября 2008года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (№188-ФЗ от 29 декабря 2004 года) предусматривается, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются жилые помещения детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
В соответствии с Постановлением Совета народных депутатов города Мыски от 18 августа 2005 года № 68 «Об установлении норм предоставления и учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма жилой площади жилого помещения в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях составляет 12, 5 кв.м на одного члена семьи гражданина-заявителя. Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма составляет 13 кв. м на 1 члена семьи, состоящей из двух и более человек, и на одиноко проживающего гражданина – 33 кв. м.
Как усматривается из копии свидетельства о рождении, родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО4 и ФИО5.
В материалах дела имеется копия решения *** районного суда *** области от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 9), из которого видно, что ФИО5 лишена родительских прав в отношении сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Из данного решения следует, что ФИО5 являлась матерью-одиночкой в отношении своего сына ФИО1
Из копии постановления Администрации города Мыски № от ДД.ММ.ГГГГ л.д.8) усматривается, что опекуном несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначена его бабушка ФИО2.
Как следует из копии договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 передан на воспитание в приемную семью – ФИО2 ( л.д.7).
Распоряжением Администрации города Мыски № от ДД.ММ.ГГГГ постановлено производить выплату денежных средств ежемесячно приемному родителю ФИО2 на содержание приемного ребенка ФИО1; а также производить ей ежемесячно оплату труда за воспитание приемного ребенка ( л.д. 6).
Согласно адресной справке ( л.д. 4) ФИО1 зарегистрирован в городе Мыски, <адрес>.
Анализируя представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец был передан на воспитание в приемную семью, в настоящее время совершеннолетия не достиг. В соответствии с действующим законодательством он имеет право на внеочередное получение жилого помещения после окончания пребывания в приемной семье, однако не состоит во внеочередном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать Администрацию города Мыски совершить действия по включению несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередной список лиц, нуждающихся в получении жилого помещения.
Суд не принимает во внимание довод представителя ответчика о том, что указанные действия должен совершать орган опеки и попечительства Администрации города Мыски, так как конкретные действия по включению истца во внеочередной список в соответствии со ст. 52 ч. 3 ЖК РФ должен совершать ответчик.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Иск прокурора города Мыски в интересах ФИО1 к Администрации города Мыски о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Администрацию города Мыски Кемеровской области совершить действия по включению несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередной список лиц, нуждающихся в получении жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней.
Судья : подпись
Мотивированное решение составлено 05 мая 2011 года.
Решение вступило в законную силу 16.05.2011г.