Решение по иску о возложении обязанности



Дело № 2 – 371 – 11 г.

                                                         Р Е Ш Е Н И Е

                    И М Е Н Е М       Р О С С И Й С К О Й        Ф Е ДЕ Р А Ц И И

Город Мыски                                                                                29 апреля    2011 года

Судья Мысковского городского суда Кемеровской области Захаревич И.М

с участием прокурора Бекетовой Г.В.

представителя третьего лица Ермоловой Е.В., действующей на основании доверенности,

при секретаре Ананиной Т.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Мыски в интересах ФИО1 к Администрации города Мыски о возложении обязанности,

                                                   у с т а н о в и л :

Прокурор города Мыски обратился в суд в интересах ФИО1 с исковыми требованиями к Администрации города Мыски о возложении обязанности.

Требования мотивировал тем, что Прокуратурой города при проведении проверки исполнения органами опеки и попечительства Администрации города Мыски законодательства, направленного на защиту жилищных прав несовершеннолетних, установлено нарушение жилищных прав ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая является ребенком, оставшимся без попечения родителей.

Постановлением Администрации города Мыски от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была определена для проживания в муниципальный детский дом.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии по социальной защите, а именно, имеет право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма по окончании ее пребывания в образовательном учреждении.

Вопреки требованиям действующего законодательства ФИО1 в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, до настоящего времени не включена, что будет препятствовать обеспечению ее жилым помещением по достижению ею совершеннолетнего возраста.

Обращение прокурора в суд с заявлением в интересах ФИО1 обусловлено тем, что она является ребенком, оставшимся без попечения родителей, т.е. обладает статусом социально незащищенной категории детей, не обладает юридической осведомленностью, поэтому не может самостоятельно защищать свои права.

Прокурор города Мыски просит суд обязать Администрацию города Мыски Кемеровской области совершить действия по включению несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередной список лиц, нуждающихся в получении жилого помещения.

В судебном заседании прокурор Бекетова Г.В. поддержала исковые требования в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации города Мыски ФИО2 в судебное заседание не явилась, обратившись в суд с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика.

Суду представила отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признала, просила в иске отказать за необоснованностью. Полагает, что обязанность совершения действий, направленных на включение ФИО1 во внеочередной список лиц, нуждающихся в получении жилого помещения, должна быть возложена на орган опеки попечительства, то есть на МОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - детский дом города Мыски, а не на Администрацию города Мыски. Детский дом должен был представить в Администрацию города Мыски документы, необходимые для постановки ФИО1 во внеочередной список, однако не сделал этого.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Ермолова Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме, полагала их законными и обоснованными.

Представитель третьего лица Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – детского дома, в судебное заседание не явился, обратившись в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, указав в заявлении, что исковые требования поддерживает. Суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.

    Заслушав объяснения истца, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В силу требований ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года каждому гарантируется право на справедливое судебное разбирательство.

В соответствии ст. 13 Конвенции каждый, чьи права и свободы нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе.

Статьей 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ. Специальный государственный механизм защиты прав и свобод граждан включает защиту с помощью прокуратуры. Одной из целей деятельности прокуратуры является осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан.

Статья 10 Федерального закона №159-РФ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установила, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны, прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ.

Согласно ст. 57 ч.1 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на дополнительные гарантии по социальной защите.

На основании ст. 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Данные требования Федерального закона регламентированы Законом Кемеровской области № 67 от 16 мая 2006 года «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных учреждениях, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ и настоящим законом, на основании решения органа местного самоуправления.;

В соответствии с п. 1 ст.1 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди по договору социального найма.

Пунктом 2 статьи 1 Закона КО «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области «О порядке введения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Законом Кемеровской области №124-ОЗ от 14 ноября 2005года в редакции от 30 сентября 2008года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (№188-ФЗ от 29 декабря 2004 года) предусматривается, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются    жилые    помещения    детям-сиротам,    оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

    В соответствии с Постановлением Совета народных депутатов города Мыски от 18 августа 2005 года № 68 «Об установлении норм предоставления и учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма жилой площади жилого помещения в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях составляет 12, 5 кв.м на одного члена семьи гражданина-заявителя. Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма составляет 13 кв. м на 1 члена семьи, состоящей из двух и более человек, и на одиноко проживающего гражданина – 33 кв. м.

Как усматривается из копии свидетельства о рождении ( л.д. 10), справки об установлении отцовства ( л.д. 9), родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО3 и ФИО4 ( л.д. 10).

Согласно данным копии свидетельства о смерти ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес> ( л.д. 8).

Как следует из копии постановления Администрации города Мыски от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определена в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - детский дом <адрес>. Их данного постановления усматривается, что мать несовершеннолетней ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО3 решением Мысковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав ( л.д. 12).

Согласно копии договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.4) в общую долевую собственность ( в равных долях – по 1/2 доле каждому) ФИО3 и ФИО1 передано жилое помещение - ***, в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 принадлежит одна вторая доля в праве общей долевой собственности на комнату в коммунальной квартире по адресу: <адрес>

Согласно сведениям адресных справок ( л.д. 6) ФИО1 зарегистрирована в городе Мыски, <адрес>. ФИО3 зарегистрирован по тому же адресу ( л.д. 5).

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ приняты по меры по обеспечению сохранности жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> закрепленного за несовершеннолетней, принадлежащего ФИО3 и ФИО1 ( л.д. 11). Аналогичные сведения содержатся в гарантийной справке, адресованной председателем Комитета по образованию города Мыски начальнику отделения УФМС России по Кемеровской области в городе Мыски от 28 мая 2009 года ( л.д. 13).

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. В судебном заседании установлено, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО1 была определена в Муниципальный детский дом, в настоящее время совершеннолетия не достигла, является нуждающейся в предоставлении жилого помещения, так как имеет право на 1/2 долю в закрепленном за ней жилом помещении, то есть на 4, 75 квадратных метров. В соответствии с действующим законодательством она имеет право на внеочередное получение жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении, однако не состоит во внеочередном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать Администрацию города Мыски совершить действия по включению несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередной список лиц, нуждающихся в получении жилого помещения.

Суд не принимает во внимание довод представителя ответчика о том, что указанные действия должен совершать орган опеки и попечительства Администрации города Мыски, так как конкретные действия по включению ФИО1 во внеочередной список в соответствии со ст. 52 ч. 3 ЖК РФ должен совершать ответчик.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

                                                              р е ш и л :

          Иск прокурора города Мыски в интересах ФИО1 к Администрации города Мыски о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать Администрацию города Мыски Кемеровской области совершить действия по включению несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередной список лиц, нуждающихся в получении жилого помещения.

             Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней.

    Судья :    подпись

    Мотивированное решение составлено 05 мая 2011 года.

    Судья:    подпись

    Решение вступило в законную силу 16.05.2011г.