Дело № 2 - 186 -11
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Город Мыски 28 марта 2011 года
Судья Мысковского городского суда Кемеровской области Захаревич И.М.,
с участием истца Матиевич М.Ф.
представителя ответчика УПФ РФ в городе Мыски Павленко О.П., действующей на основании доверенности,
при секретаре Ананиной Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матиевич М.Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мыски о включении периода трудовой деятельности в льготный трудовой стаж,
у с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику о включении периода трудовой деятельности в льготный трудовой стаж.
Требования мотивировал тем, что 21 ноября 2009 года он обратился в УПФ РФ в городе Мыски с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. Комиссией УПФ РФ в городе Мыски ему было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, предусмотренного ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2011 года № 173-ФЗ.
С решением комиссии истец не согласен. *** ноября 2009 года ему исполнилось 55 лет. Общий трудовой стаж истца составляет более 30 лет. Он имеет трудовой стаж по профессии «монтер пути» 12 лет 1 месяц и 1 день. Для назначения ему льготной трудовой пенсии по старости достаточно суммировать названный льготный стаж со стажем работы в *** лесопункте мастером лесозаготовок с 26 мая 1976 года по 01 ноября 1976 года, что составляет 5 месяцев и 6 дней.
Ответчик полагает, что в соответствии со Списком лесозаготовителей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют те мастера, которые заняты в едином технологическом процессе на лесосеках, лесопогрузочных пунктах и промежуточных складах. Для определения места выполнения мастерами работы необходимо определить сферу деятельности *** лесопункта в соответствии с уставом предприятия, его технологический процесс.
С выводами ответчика истец не согласен. Принимая решение об отказе в назначении льготной трудовой пенсии, ответчик руководствовался действующим законодательством. Однако Устав, как учредительный документ юридического лица был введен Гражданским Кодексом РФ от 30 ноября 1994 года. Поэтому требование ответчика о предоставлении Устава *** лесопункта не основано на законе.
Кроме того, согласно примечанию к Постановлению Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 273, которым утвержден Список профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом «ж» ст. 12 Закона РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР», указанный перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок ( независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.
В спорный период времени истец работал мастером лесозаготовок, в его подчинении находились бригады лесорубов, которые валили лес бензопилами, вытаскивали его трелевочными тракторами и доставляли лес на лесопогрузочный пункт. В обязанности истца входило соблюдение технологического процесса во время лесозаготовок. Работал истец только на лесосеках и лесопогрузочных пунктах, полный рабочий день, обеспечивался спецодеждой, получал спецпитание и имел право на дополнительный отпуск 12 календарных дней.
То есть, работая мастером лесозаготовок в *** лесопункте, истец был занят в едином технологическом процессе на лесосеках, лесопогрузочных пунктах и промежуточных складах. Поскольку истец работал мастером лесозаготовок на *** лесопункте, то не вызывает сомнения, что сферой деятельности лесопункта являлись лесозаготовки.
Истец просит установить, что он, работая с 26 мая 1976 года по 01 ноября 1976 года ( 5 месяцев 6 дней) мастером лесозаготовок в *** лесопункте, был занят в едином технологическом процессе на лесосеках, лесопогрузочных пунктах и промежуточных складах при полном рабочем дне. Просит суд обязать УПФ РФ в городе Мыски включить указанный период работы в льготный трудовой стаж и назначить ему льготную трудовую пенсию с момента обращения с заявлением о назначении льготной пенсии, то есть с 21 ноября 2009 года.
В судебном заседании истец Матиевич М.Ф. поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Павленко О.П. исковые требования не признала, просила в иске отказать за необоснованностью. Считает, что истец не представил доказательства того, что в спорный период трудовой деятельности он работал в едином технологическом процессе лесозаготовок.
Заслушав объяснения сторон, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно п.1 ст.18 и ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на пенсию.
В силу п.7 ст.18 Федерального закона № 171-ФЗ от 17 декабря 2001 г. граждане вправе оспорить решения пенсионного органа в суде.
В соответствии с п.п.7 п.1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости установлено работникам, занятым на лесозаготовительных работах, включая лесосплав и обслуживание механизмов и оборудования, используемых при проведении этих работ. Трудовая пенсия по старости назначается досрочно мужчинам - по достижении 55, женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих и мастеров (включая старших) в профессиях и должностях, предусмотренных в соответствующем Списке, и имеют страховой стаж не менее 25 лет (мужчины) и не менее 20 лет (женщины).
Согласно ст. 27 п.1 подп. 5 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости установлено мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно «Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, условием для приобретения права на досрочное получение трудовых пенсий по старости является выполнение работ по определенным профессиям и на определенных должностях, имеющихся в Списках, на условиях полного рабочего времени, в течение полного рабочего дня.
В соответствии со Списком профессий и должностей рабочих и мастеров ( в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «ж» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Правительства РФ 24 апреля 1992 года № 273, включены мастера, старшие мастера, занятых на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах.
Согласно примечанию к данному Списку указанный перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок ( независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.
На основании ст. 12 п. «ж» Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по возрасту имеют мужчины - по достижении 55 лет, женщины - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (по списку профессий, должностей и производств), и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона.
В Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденный Постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 года № 1173, в раздел ХХ11 «Лесозаготовки», подраздел «Заготовки и сплав леса» пункт «б» включены должности десятников, мастеров и старших мастеров.
Свидетель ФИО1 показала, что истец является ее супругом. В 1976 году они проживали в селе ***, работал в *** лесопункте: истец – мастером лесозаготовок, она – подсобной рабочей. Истец работал на условиях полного рабочего времени. *** лесопункт осуществлял деятельность по рубке леса, его перевозке в лесопункт, распиловке, изготовлению тары, продаже леса.
Из копии трудовой книжки на имя Матиевич М.Ф. видно, что 26 мая 1976 года он принят в *** лесопункт временно исполняющим обязанности мастера лесозаготовок, 02 ноября 1976 года переведен мастером ц.и. рамы, 11 июля 1978 года уволен с работы по собственному желанию ( л.д. 7-9).
Согласно копии диплома на имя истца Матиевич М.Ф. в 1972 – 1976 г.г. обучался в *** лесотехническом техникуме, получил специальность «технология лесозаготовок» ( л.д. 17).
Согласно сведениям архивной справки, выданной <адрес> ( л.д. 19), в документах архивного отдела *** лесопункта имеются книги приказов по личному составу за 1976-1978 г.г., где значится Матиевич М.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Приказом № от 27 мая 1976 года он принят на работу временно на должность мастера лесозаготовок *** лесопункта. Приказом № от 10 июля 1978 года уволен с работы по собственному желанию с 11 июля 1978 года, ст. 31 КЗОТ РСФСР. В *** муниципальный архив приняты документы *** лесопункта по личному составу, устав предприятия и технологический процесс на хранение в муниципальный архив не поступали и их местонахождение неизвестно, поэтому указать сферу деятельности *** лесопункта, выслать копию устава предприятия не представляется возможным.
Аналогичные сведения содержатся в копии карточки формы Т-2 на имя Матиевич М.Ф. ( л.д. 20).
Из копии трудовой книжки на имя ФИО1 следует, что с 28 июня 1976 года по 25 ноября 1977 года она работала рабочей цеха ширпотреба в *** лесопункте.
Как следует из протокола заседания Комиссии Управления ПФР в городе Мыски № от 03 декабря 2009 года ( л.д. 18), Матиевич М.Ф. 02 ноября 2009 года обратился в Управление ПФР в городе Мыски с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Комиссией принято решение: в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, предусмотренного ст. 27.1.5 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, комиссия не усматривает право на назначение досрочной трудовой пенсии за работу в особых условиях труда.
При этом в протоколе отмечено, что возможно зачесть в льготный трудовой стаж период работы по профессии «монтер пути» на *** дистанции пути с 14 апреля 1995 года по 31 января 2002 года и на *** дистанции пути с 01 февраля 2002 года по 19 июня 2007 года ( 12 лет 1 месяц 1 день). Период работы мастером лесозаготовок на *** лесопункте с 26 мая 1976 года по 01 ноября 1976 года (5 месяцев 6 дней) зачесть нельзя, так как в соответствии со Списком лесозаготовителей правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют те мастера, которые заняты в едином технологическом процессе на лесосеках, лесопогрузочных пунктах и промежуточных складах. Для определения места выполнения мастерами работ необходимо определить сферу деятельности *** лесопункта, устав предприятия, технологический процесс. Данными документами Пенсионный фонд не располагает, место нахождения их неизвестно. Вследствие этого произвести суммирование п. 5 и п. 7 ст. 27 Федерального закона № не представляется возможным. Итого по состоянию на 02 ноября 2009 года льготный страховой стаж Матиевич М.Ф. составил 12 лет 1 месяц 1 день.
Анализируя представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истца являются обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в той части, что он, работая с 26 мая 1976 года по 01 ноября 1976 года ( 5 месяцев 6 дней) мастером лесозаготовок в Мехонском лесопункте, был занят в едином технологическом процессе на лесосеках, лесопогрузочных пунктах и промежуточных складах при полном рабочем дне. Пунктом 3 ст. 13 Федерального Закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального Закона от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ) установлено, что характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Таким образом, законодателем было установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы, под которым понимаются особенности условий осуществления трудовой функции. Исходя из изложенного, при рассмотрении данного спора суд не вправе принять показания свидетеля ФИО1 в качестве допустимого доказательства характера работы. Иные допустимые доказательства, подтверждающие требования истца, суду не представлены.
Требование истца в части возложения на УПФ РФ в городе Мыски обязанности включить указанный период работы в льготный трудовой стаж и назначить ему льготную трудовую пенсию суд находит подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Во время работы истца с 26 мая 1976 года по 01 ноября 1976 года мастером лесозаготовок в Мехонском лесопункте действовал Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденный Постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 года № 1173, в котором в раздел ХХ11 «Лесозаготовки», подраздел «Заготовки и сплав леса» пункт «б» были включены должности мастеров. Как следует из записи в трудовой книжке истца, которой соответствуют сведения архивной справки, истец в указанный период выполнял работу мастера лесозаготовок. Таким образом, наименование должности истца соответствует наименованию профессии, предусмотренной в действовавшем в момент выполнения работы Списке № 2.
Наименование должности как мастера, занятого на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах, предусмотрено Списком профессий и должностей рабочих и мастеров ( в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «ж» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Правительства РФ 24 апреля 1992 года № 273. После введения в действие данного Списка истец не работал в должности мастера лесозаготовок. Поэтому отказ ответчика включить спорный период работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, суд находит необоснованным.
Судом установлено, что на 21 ноября 2009 года истец достиг возраста 55, имел страховой стаж более 25 лет ( 34 года 9 месяцев 8 дней), льготный стаж работы более 12 лет 6 месяцев ( 12 лет 1 месяц 1 день + 5 месяцев 6 дней = 12 лет 6 месяцев 7 дней), а поэтому имел право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи особым характером работы. При подсчете специального стажа суд суммирует льготный стаж монтера пути на Полосухинской дистанции пути с 14 апреля 1995 года по 31 января 2002 года и на Новокузнецкой дистанции пути с 01 февраля 2002 года по 19 июня 2007 года и льготный стаж с 26 мая 1976 года по 01 ноября 1976 года мастером лесозаготовок в Мехонском лесопункте на основании подпунктов 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173 «О трудовых пенсиях в РФ».
При таких обстоятельствах на ответчика надлежит возложить обязанность назначить истцу льготную трудовую пенсию с момента возникновения права на данную пенсию, то есть с 21 ноября 2009 года, а не с момента обращения с заявлением о назначении льготной пенсии, как об этом просит истец. В судебном заседании установлено, что с заявлением о назначении льготной пенсии истец обратился 02 ноября 2009 года ( л.д. 18). Однако с указанной даты льготная пенсия истцу не могла быть назначена, так как он достиг требуемого подп.5 и 7 п.1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года возраста 55 лет только *** ноября 2009 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования Матиевич М.Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мыски о включении периода трудовой деятельности в льготный трудовой стаж удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городе Мыски включить период работы Матиевич М.Ф. в Мехонском лесопункте в качестве мастера лесозаготовок с 26 мая 1976 года по 01 ноября 1976 года в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городе Мыски назначить Матиевич М.Ф. досрочную трудовую пенсию по старости с *** ноября 2009 года.
В остальной части в удовлетворении требований отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через суд города Мыски в течение 10 дней.
Судья: подпись
Мотивированное решение суда составлено 02 апреля 2011 года.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда решение вступило в законную силу 08.06.2011г.