Решение по иску о включении периода трудовой деятельности в льготный трудовой стаж.



Дело №2-177/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Мысковский городской суд Кемеровской области в составе

Председательствующего: Литвиненко И.В.

При секретаре: Гуряшевой Е.П.

Рассмотрев в открытом судебном заседании 06.04.2011 г. дело по заявлению Долгановой Т.В. к УПФ РФ в г. Мыски о включении периода трудовой деятельности в льготный трудовой стаж,

УСТАНОВИЛ:

Долганова Т.В. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в г. Мыски о включении периода трудовой деятельности в льготный трудовой стаж.

Требования мотивировала тем, что она, Долганова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФ РФ в г. Мыски с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.

ДД.ММ.ГГГГ Комиссия Управления ПФР в г. Мыски в назначении досрочной трудовой пенсии Долгановой Т.В. отказала.

Особыми условиями исчисления периодов работы в учреждениях дополнительного образования является то, что с ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в спецстаж работы при наличии одновременно следующих условий:

- на ДД.ММ.ГГГГ у лица имеется стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8мес;

- у лица имеется факт работы в период с ДД.ММ.ГГГГ в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка (п.2 Правил).

До ДД.ММ.ГГГГ - независимо от условия выполнения нормы рабочего времени, с ДД.ММ.ГГГГ - при условии ее выполнения. При подсчете страхового стажа Долгановой Т.В. выявилось 16 лет 5 мес. 3 дней периодов работы засчитываемых в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии, т.е. не выполняется одно из необходимых условий. По этой причине индивидуальные сведения застрахованного лица так же не подтверждают выслугу лет по педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

С решением Комиссии УПФ РФ в г. Мыски истица не согласна.

Полагает, что ответчик неверно толкует Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781» О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утв. Постановлением Правительства от 29.10.2002 г.

Долганова Т.В. принята на работу в детскую музыкальную школу с ДД.ММ.ГГГГ преподавателем по классу фортепиано и продолжает работать преподавателем до настоящего времени.

ДД.ММ.ГГГГ Детская музыкальная школа реорганизована Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа ».

В соответствии с п. 8 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 г. в редакции от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ к образовательным учреждениям относятся учреждения дополнительного образования детей.

Согласно Списка должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства № 781, занимаемая Долгановой Т.В. должность преподавателя, предусмотрена разделом 1, п. 1 (наименование должностей); а наименование учреждения - музыкальная школа, предусмотрена разделом 1, п. 1.10 Списка. Ответчик же отказал истице в назначении льготной пенсии, ссылаясь на «Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии...», установленные разделом 2(наименование должностей) п.2(наименование учреждений) Списка. Однако разделом 2, п.2 (наименование учреждений) детская музыкальная школа не предусмотрена. Ответчик ошибочно при отказе в назначении льготной пенсии руководствовался п. 12 Правил, который определяет порядок назначения пенсии для должностей, указанных в п.2 раздела «наименование должностей» и п.2 раздела «наименование учреждений». П.12 Правил на работу в должности преподавателя музыкальной школы не распространяется, потому для назначения мне трудовой пенсии на 01 января 2001 г. не требуется стаж работы 16 лет 8 месяцев, к тому и второе условие, предусмотренное п.12 Правил тоже не распространяется на должность истицы.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии сохраняется за лицами, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Долгановой Т.В. известно, что УПФ РФ в г. Мыски не принимает индивидуальные сведения персонифицированного учета с кодом льготы застрахованного лица, считает, что ее вины в этом нет. В случае «неисполнение работодателем обязанности как в части оплаты страховых вносов, так и в части предоставления индивидуальных сведений персонифицированного учета с кодом льготы и размером ставки застрахованного лица в органы Пенсионного фонда в порядке и сроки, предусмотренные Законом РФ "Об индивидуальном (персонфицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", не может быть вменено в вину истице и служить основанием к отказу в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости».

Считает, что имеет право на досрочную пенсию независимо от возраста, так как стаж педагогической деятельности составляет более 25 лет.

Просит признать решение Комиссии УПФ РФ в г. Мыски от 22 ноября 2010 г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии за работу в особых условиях труда незаконным.

Включить период трудовой деятельности

с ДД.ММ.ГГГГ преподавателем «Детской музыкальной школы » с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Детская музыкальная школа » в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей;

Обязать УПФ РФ в г. Мыски назначить досрочную трудовую пенсию.

Представитель УПФ РФ в г. Мыски, действующая на основании доверенности против требований истца возражала.

Суд выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела приходит к следующему выводу.

Исходя из п.1 ст.18 и ст.19 Федерального закона от 17 декабря 2001г."О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

Пенсионные органы устанавливают наличие оснований для назначения пенсии у гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии, только за тот период, который предшествовал принятию ими решения об отказе в назначении трудовой пенсии.

В силу п.7ст.18 Федерального закона от 17 декабря 2001г. граждане вправе оспорить решения пенсионного органа в суде.

Судом установлено, что Долганова Т.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФ РФ в г. Мыски с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по ст. 27.1.19 ФЗ №173 от 17.12.2001г..

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с протоколом заседания Комиссии УПФ РФ в г. Мыски по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан , в связи с отсутствием необходимого страхового стажа предусмотренного ст.27.1.19 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, комиссия не усматривает право на назначение досрочной трудовой пенсии за работу в особых условиях труда.

Суд установил, что согласно трудовой книжки, Долганова Т.В. работает с ДД.ММ.ГГГГ в Детской музыкальной школе г.Мыски, в качестве преподавателя по классу фортепиано.

На основании свидетельства о государственной регистрации за серия от ДД.ММ.ГГГГ реорганизована Детская музыкальная школа г.Мыски реорганизована в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа »

Как следует из материалов дела, Долгановой Т.В. было отказано в назначении досрочной пенсии по следующим основаниям:

Особыми условиями исчисления периодов работы в учреждениях дополнительного образования является то, что с ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в спецстаж работы при наличии одновременно следующих условий:

-на ДД.ММ.ГГГГ у лица имеется стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лег 8 мес;

-у лица имеется факт работы в период с ДД.ММ.ГГГГ в должностях указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и в п. 2 раздела «Наименее учреждений» Списка (п.2 Правил).

До ДД.ММ.ГГГГ - независимо от условия выполнения нормы рабочего времени, ДД.ММ.ГГГГ - при условии ее выполнения.

При подсчете страхового стажа Долгановой Т.В. выявилось 16 лет 5 мес. 3 дня периодов работы засчитываемых в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии: т.е. не выполняется одно из необходимых условий. По этой причине индивидуальные сведения застрахованного лица так же не подтверждают выслугу лег по педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Суд находит доводы Долгановой Т.В. необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста. Согласно пункту 2 статьи 27 названного Федерального закона списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия и обеспечивая реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило правила, которые регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со ст. 27 п. 1 пп. 19 Федерального закона N 173 от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. N 781 в должностях указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 01.01.2001 г. засчитывается при условии, что на 01.01.2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Таким образом, особыми условиями исчисления периодов работы в учреждениях дополнительного образования является то, что с 01.01.2001г. засчитываются в спецстаж работы при наличии одновременно следующих условий:

-на ДД.ММ.ГГГГ у лица имеется стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лег 8 мес;

-у лица имеется факт работы в период с ДД.ММ.ГГГГ в должностях указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и в п. 2 раздела «Наименее учреждений» Списка (п.2 Правил).

До ДД.ММ.ГГГГ - независимо от условия выполнения нормы рабочего времени, ДД.ММ.ГГГГ - при условии ее выполнения.

При подсчете страхового стажа Долгановой Т.В. выявилось 16 лет 5 мес. 3 дня периодов работы засчитываемых в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии: т.е. не выполняется одно из необходимых условий.

По мнению заявительницы, применение данных условий нарушает ее Конституционные права, поскольку неправомерно исключает возможность зачесть после 1 января 2001 года в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с педагогической деятельностью, работу в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" данного Списка.

В соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года N 392-О).

Согласно Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.

Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П).

Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абзацем 3 пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067.

Исходя из условий, приведенных в пункте 12 Правил, работа в должности преподавателя в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа » у Долгановой Т.В. на ДД.ММ.ГГГГ не имеется стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 мес;

Доводы истицы о том, что наименование учреждения - музыкальная школа, предусмотрена разделом 1, п. 1.10 Списка необоснованны.

Так как разделом 1, п. 1.10 Списка предусмотрены Образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения).

Анализ деятельности Детской музыкальной школы , где работала истица, свидетельствует о том, что, несмотря на происходившие реорганизации и переименования, не менялась суть деятельности детской музыкальной школы, контингент учащихся – детей, подростков в возрасте от 6 до 18 лет и, следовательно, преподавательская деятельность истицы в данном детском учреждении.

Согласно п.2.1 Устава Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа » целью создания Учреждения является обучение детей музыке, как с целью профессиональной ориентации, с целью повышения общего культурного уровня детей, подростков.

Таким образом, детская музыкальная школа относится к разряду дополнительного образования детей, основной задачей которой является удовлетворение запросов населения в общеэстетическом развитии.

Статус детской музыкальной школы как учреждения дополнительного образования детей не предполагает и выдачу выпускнику после окончания детской музыкальной школы документа государственного образца.

Таким образом, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа » является учреждением дополнительного образования в соответствии с пунктом 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, пункта12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Долгановой Т.В. к УПФ РФ в г. Мыски о включении периода трудовой деятельности в льготный трудовой стаж – оказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через районный суд в течении 10 дней.

В окончательном виде решение изготовлено 07 апреля 2011.

Судья И.В. Литвиненко

Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда решение вступило в законную силу 10.08.2011г.

Дело № 2-177/11

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мысковский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего Литвиненко И.В.

при секретаре Павловой М.А..

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Мыски 24 июня 2011г. определение Судебной коллегии по гражданским дела Кемеровского областного суда с указанием о вынесении дополнительного решения,


УСТАНОВИЛ:

Решением Мысковского городского суда Кемеровской области от 06 апреля 2011 постановлено:

В удовлетворении исковых требований Долгановой Т.В. к УПФ РФ в г. Мыски о включении периода трудовой деятельности в льготный трудовой стаж – оказать.

В кассационной жалобе Долганова Т.В. просит отменить решение суда, поскольку считает его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права.

Определением Судебной коллегии по гражданским дела Кемеровского областного суда от 03 июня 2011 дело возвращено в суд первой инстанции для вынесения дополнительного решения в соответствии с подп.1 п.1 ст.201 ГПК РФ.

В судебном заседании Долганова Т.В. не возражала против вынесения дополнительного решения.

Представитель УПФ РФ в г. Мыски в судебное заседание не явился.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 201 ГПК РФ суд, принявший решение
по делу, может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в
деле, принять дополнительное решение суда в случае, если по какому-либо
требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда.

Долгановой Т.В. были заявлены исковые требования о признании решения комиссии ответчика незаконным, включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ преподавателем детской музыкальной школы, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию.

По всем требованиям стороны давали объяснения, из мотивировочной части следует, что все требования были предметом рассмотрения, однако в резолютивной части суд первой инстанции не принял решения по требованиям о признании решения комиссии ответчика незаконным и возложении на него обязанности назначить истице досрочную трудовую пенсию, указав в резолютивной части только на отказ в удовлетворении исковых требований о включении периода трудовой деятельности в льготный стаж.

Для устранения указанного нарушения суд может в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 201 ГПК РФ вынести дополнительное решение суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.201 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Долгановой Т.В. к УПФ РФ в г. Мыски о признании решения Комиссии УПФР в г. Мыски от 22.11.2010 г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии за работу в особых условиях труда незаконным.

Отказать в удовлетворении исковых требований Долгановой Т.В. к УПФ РФ в г. Мыски обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию.

Дополнительное решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья И.В. Литвиненко

Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда решение вступило в законную силу 10.08.2011г.