Решение по иску об оспаривании решение избирательной комиссии.



Дело № 2 – 197 – 11                     Р Е Ш Е Н И Е

        И М Е Н Е М     Р О С С И Й С К О Й      Ф Е Д Е Р А Ц И И

Город Мыски                                                                             28 февраля 2011 года

Судья Мысковского городского суда Кемеровской области Захаревич И.М.

с участием прокурора Ушковой И.В.

представителя заявителя ФИО2 – Политовой А.П., действующей на основании доверенности,

заинтересованного лица ФИО1

представителя заинтересованного лица ФИО1 – Быленок Н.В., действующего на основании устного заявления,

представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии муниципального образования «Мысковский городской округ» Белоножко Н.В., действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица Мысковского городского Совета народных депутатов Карповой Н.Ю., действующей на основании доверенности,

при секретаре Ананиной Т.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда города Мыски дело по заявлению кандидата на должность Главы Мысковского городского округа ФИО2 об оспаривании решения избирательной комиссии муниципального образования «Мысковский городской округ»,

                             у с т а н о в и л :

    Заявитель кандидат на должность главы Мысковского городского округа ФИО2 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии муниципального образования «Мысковский городской округ».

    Требования мотивировал тем, что 09 февраля 2011 года решением Избирательной комиссии муниципального образования «Мысковский городской округ» № 24 был зарегистрирован кандидат на должность главы Мысковского городского округа ФИО1, выдвинутый в порядке самовыдвижения.

    Заявитель не согласен с данным решением Избирательной комиссии, считает, что решение противоречит действующему законодательству, подлежит отмене. Так, в силу ст. 37 ч.4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения ( в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов… Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.

    Кроме того, статья 38 пункт 24 подпункт д) Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

    03 февраля 2011 года Избирательной комиссией был составлен итоговый протокол проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата на должность главы Мысковского городского округа ФИО1 Согласно данному протоколу рабочая группа внесла предложение в Комиссию о регистрации ФИО1 в качестве кандидата на должность главы Мысковского городского округа.

    08 февраля 2011 года Комиссией были направлены подписные листы ФИО1 на предварительную экспертизу в экспертно-криминалистический центр при ГУВД по Кемеровской области.

    09 февраля 2011 года экспертом-криминалистом ФИО1 было выдано заключение в виде справки, согласно которой в подписных листах кандидата на должность главы Мысковского городского округа ФИО1 было выявлено, что в некоторых листах в графах «дата внесения подписи» и в графах «подпись» запись сделана одним лицом.

    Имея данные о выявленных нарушениях сбора подписей избирателей, отраженные в справке, комиссия не приняла меры для проведения полной экспертизы подписных листов и не отразила сведения справки в итоговом протоколе. 09 февраля 2011 года решением № 24 Избирательной комиссии ФИО1 был зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы Мысковского городского округа.

    В силу ст. 24 ч.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия муниципального образования осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации. Данная норма комиссией соблюдена не была, проверка подписных листов проведена недолжным образом.

    Заявитель ФИО2 просит суд отменить обжалуемое решение Избирательной комиссии муниципального образования «Мысковский городской округ» от 09 февраля 2011 года № 24 о регистрации кандидата на должность главы Мысковского городского округа ФИО1.

    Заявитель кандидат на должность Главы Мысковского городского округа ФИО2 в судебное заседание не явился, поручив представлять его интересы в судебном заседании Политовой А.П. на основании доверенности. Суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие заявителя.

     В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 – Политова А.П., действующая на основании доверенности, требования, заявленные доверителем, поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

    Заинтересованное лицо ФИО1, его представитель Быленок Н.В., действующий на основании устного заявления, требования заявителя не признали, просили в их удовлетворении отказать. При этом суду пояснили, что считают, что решение Избирательной комиссии было принято в соответствии с действующим законодательством. Просят учесть, что справка эксперта обсуждалась на заседании комиссии, решением Комиссии справка признана недостаточным основанием для отказа в регистрации. Кроме того, полагают, что заявление не может быть удовлетворено, так как противоречит положениям ст. 76 п. 7 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», устанавливающим исчерпывающий перечень случаев, когда решение комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом.

    Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии муниципального образования «Мысковский городской округ» Белоножко Н.В., действующая на основании доверенности, представитель заинтересованного лица Мысковского городского Совета народных депутатов Карпова Н.Ю., действующая на основании доверенности, полагали, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Ушковой И.В., полагавшей требования заявителя необоснованными и неподлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований ФИО2 надлежит отказать.

Согласно ст. 259 ч.1 ГПК РФ избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, их доверенные лица, политические партии, их региональные объединения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.

    В соответствии со ст. 261 ч.2 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие ( бездействие) является законным.

В силу ст. 24 ч.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия муниципального образования осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации.

На основании ст. 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации», ст. 24 Закона Кемеровской области от 12 декабря 2005 года № 147-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога.

    В силу ст. 38 ч.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии … необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при внесении избирательного залога…

    Согласно ст. 27 ч.1 Закона Кемеровской области от 12 декабря 2005 года № 147-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области»    избирательная комиссия не позднее, чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов ( а в отношении кандидатов, внесших для регистрации избирательный залог, - после поступления избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии) обязана принять решение о регистрации кандидата по избирательному округу или мотивированное решение об отказе в регистрации указанного кандидата.

В соответствии со ст. 37 ч. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения ( в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов… Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.

    Согласно ст. 76 п. 7 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:

а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;

(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 3-ФЗ)

б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;

в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;

г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;

д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона;

е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона;

ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;

з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.

Статья 38 пункт 24 подпункт д) Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии со ст. 26.2 п. 1 Закона Кемеровской области «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» от 12 декабря 2005 года избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка выдвижения кандидата, предусмотренного настоящим Законом. Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения, избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.

На основании ст. 26.2 п 3. Закона Кемеровской области «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» от 12 декабря 2005 года соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах.

В силу ст. 26. 2 п. 8. Закона Кемеровской области «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» от 12 декабря 2005 года недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Из копии удостоверения , выданного Территориальной избирательной комиссией города Мыски 08 января 2011 года, следует, что ФИО2 является зарегистрированным кандидатом на должность главы Мысковского городского округа ( л.д. 8).

Согласно сведениям копии Итогового протокола проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата на должность главы Мысковского городского округа ФИО1 от 03 февраля 2011 года, рабочая группа, созданная избирательной комиссией муниципального образования «Мысковский городской округ» провела проверку подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата на должность главы Мысковского городского округа ФИО1 В результате проверки выявлено, что кандидатом заявлено к проверке 404 подписи, в том числе 368 подписей, необходимых для регистрации, и 36 подписей (то есть 10 %) свыше требуемого количества подписей. Рабочей группой проведена проверка всех подписных листов, всего 404 подписи избирателей. В результате проверки недостоверными признаны 0 подписей; недействительными признаны 3 подписи избирателей, что составляет 0,7 % от общего количества подписей, собранных для проверки. Количество подписей, признанных достоверными, составило 401. Таким образом, количество подписей в поддержку кандидата является достаточным для его регистрации. Рабочая группа вносит предложение в избирательную комиссию зарегистрировать кандидатом на должность главы Мысковского городского округа ФИО1 ( л.д. 4).

Из копии протокола № 8 заседания Избирательной комиссии муниципального образования «Мысковский городской округ» от 09 февраля 2011 года следует, что на заседании обсуждался вопрос о регистрации кандидата на должность главы Мысковского городского округа ФИО1 Присутствующим была зачитана справка эксперта ФИО1 от 09 февраля 2011 года, согласно которой 40 подписей избирателей в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата на должность главы Мысковского городского округа ФИО1 «могли быть выполнены одним лицом», что является основанием для признания их недействительными. Комиссия решила: зарегистрировать кандидатаом на должность главы Мысковского городского округа ФИО1; выдвинут в порядке самовыдвижения ( л.д. 18-23).

Согласно копии решения № 24 от 09 февраля 2011 года Избирательной комиссии муниципального образования «Мысковский городской округ» ФИО1 зарегистрирован кандидатом на должность главы Мысковского городского округа, выдвинут в порядке самовыдвижения ( л.д. 5).

Из копии удостоверения , выданного Территориальной избирательной комиссией <адрес> городского округа ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО1 является зарегистрированным кандидатом на должность главы Мысковского городского округа ( л.д. 7).

Из копии справки эксперта Экспертно-криминалистического центра нп ГУВД по КО ФИО1 следует, что эксперт сделал «вероятный вывод о том, что исследуемые подписи в графе «подписи»и записи в графе «дата внесения подписи» в подписных листах № 6,24,90,94,95,131,9,11,19,28,18, 46,59,7,23,34,35, 36, 43, 129,130,126, 127 могли быть выполнены одним лицом»    ( л.д. 24-26).

Согласно сведениям справки об исследовании от 25 февраля 2011 года, составленной экспертами Экспертно-криминалистического центра ГУВД по КО ( л.д. 29 ) установлено, что в подписных листах кандидата на должность главы Мысковского городского округа ФИО1 записи выполнены вероятно одним лицом ( листы №№ 23,68,18,24,17,46,57,90,24,94,107), либо записи и подписи выполнены одним лицом ( лист ), на листе п.3 подпись избирателя выполнена вероятно одним лицом, а запись даты вероятно другим лицом.

Анализируя представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что избирательной комиссией муниципального образования «Мысковский городской округ» была создана рабочая группа из числа членов избирательной комиссии, по запросу которой для установления достоверности подписей избирателей был привлечен эксперт ФИО1, который провел исследование и выдал справку эксперта от 09 февраля 2011 года, которая не является экспертным заключением. Данная справка была рассмотрена на заседании избирательной комиссии и принята к сведению. Основанием для принятия решения о регистрации послужил итоговый протокол рабочей группы проверки подписных листов от 03 февраля 2011 года. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение о регистрации кандидата на должность главы Мысковского городского округа ФИО1 было принято в соответствии с действующим законодательством.

Статьей 76 п.6 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрированного кандидата по тому же избирательному округу. Нарушение кандидатом подпункта д) пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ не является таким случаем. Поэтому основания для отмены обжалуемого решения избирательной комиссии отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

                    р е ш и л :

кандидату на должность Главы Мысковского городского округа ФИО2 в удовлетворении заявления об оспаривании решения избирательной комиссии муниципального образования «Мысковский городской округ» отказать.

    Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Мысковский городской суд в течение 5 дней.

    Судья:

    Полный текст решения составлен 02 марта 2011 года.

    Судья:

Решение вступило в законную силу 14.03.2011 г.

.

.