Решение по иску о прекращении права собственности , признании права собственности на жилой дом и выплате оставшейся договорной цены за жилой дом.



Дело № 2-685/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Мыски                                07 сентября 2011 г.    Мысковский городской суд Кемеровской области в составе

Председательствующего                   Литвиненко И.В.

При секретаре                        Гуряшевой Е.П..

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Одинцовой О.Н. к Одинцовой Г.А. о прекращении права собственности, признании права собственности на жилой дом и выплате оставшейся договорной цены за жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

    Одинцова О.Н. обратилась в суд к Одинцовой Г.А. о прекращении права собственности, признании права собственности на жилой дом и выплате оставшейся договорной цены за жилой дом.

    Свои требования мотивируют тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Одинцовой О.Н. и Одинцовой Г.А., которая приходится истице бывшей свекровью, был заключен предварительный договор купли-продажи жилого дома, согласно которого Одинцова Г.А. обязалась продать Одинцовой О.Н., а Одинцова О.Н. обязалась купить в собственность жилой дом. расположенный по адресу: <адрес>

Право собственности продавца Одинцовой Г.А. надлежащим образом оформлено и зарегистрировано в органе, осуществляющем государственную регистрацию на основании Договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (что подтверждается п. 1 предварительного договора, а также справкой БТИ от ДД.ММ.ГГГГ).

В предварительном договоре сторонами были оговорены все существенные условия договора купли-продажи жилого дома: предмет договора, договорная цена за жилой дом, порядок расчета за жилой дом, момент передачи жилого дома покупателю.

Согласно п. 2 предварительного договора, договорная стоимость жилого дома составляла *** рублей, указанную денежную сумму Одинцова О.Н. обязалась передавать продавцу Одинцовой Г.А. ежемесячно суммой не менее *** рублей до полного погашения договорной цены, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Такие «гибкие» условия договора в части, касающиеся передачи договорной цены, были определены сторонами предварительного договора – Одинцовой О.Н. и Одинцовой Г.А., исходя из того, что они являлись родственниками и учитывая тяжелое материальное положение Одинцовой О.Н..

Согласно п. 6 предварительного договора, жилой дом передан Одинцовой О.Н. с момента подписания вышеуказанного предварительного договора купли-продажи, хотя фактически истица вместе с членами своей семьи- с двумя детьми: А., ДД.ММ.ГГГГ рождения и К., ДД.ММ.ГГГГ проживает в жилом доме с осени 2008 года. С согласия ответчицы в жилом доме зарегистрирована по месту жительства дочь истицы - К., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Начиная с мая 2009 года Одинцовой О.Н. отправлялись почтовым переводом на имя Одинцовой Г. А. денежные суммы в счет оплаты договорной цены за жилой дом:

в 2009 году - 14.05.2009 - *** рублей;

29.06.2009 года - *** рублей;

29.07.2009 года - *** рублей;

10.08.2009 года-*** рублей;

25.09.2009 года - *** рублей;

29.10.2009 года - *** рублей;

26.11.2009 года - *** рублей;

    24.12.2009    года- *** рублей;

в 2010 году - 26.02.2010 года- *** рублей;

    23.04.2010    года- *** рублей;21.08.2010 года- *** рублей;23.10.2010 года- *** рублей;

    27.12.2010    года-*** рублей;

в 2011 году - 28.01.2011 года - *** рублей;

    22.02.2011    года - *** рублей;07.04.2011 года - *** рублей04.05.2011 года-*** рублей;

В 2010 г. истицей была допущена просрочка платежей.( Причина просрочки заключалась в том, что работодатель отправлял ее ежемесячно в отпуск без сохранения заработной платы в связи с производственной необходимостью., соответственно снизился размер заработка. На иждивении у нее двое малолетних детей. Однако вопроса о взыскании алиментов с сына ответчицы не ставила. Причину задержки сообщала ответчице, она относилась с пониманием).

Всего денежных переводов Одинцовой О.Н. на имя Одинцовой Г.А. было отправлено на *** рублей.

Кроме указанной денежной суммы, Одинцова О.Н. также передавала Одинцовой Г.А. через ее сына ФИО1 *** рублей. Факт получения названной суммы Одинцова признала.

Таким образом, на сегодняшний день истицей всего оплачено в счет договорной цены за жилой дом Одинцовой Г.А. денежная сумма в размере *** рублей.

С осени 2008 года Одинцова О.Н. проживает в жилом доме вместе с членами своей семьи, несет расходы по его содержанию, занимается благоустройством земельного участка, производит посадки в огороде, дом содержит в надлежащем порядке.

Для того, чтобы не нарушать условия предварительного договора, поскольку ранее допускались просрочки платежей в связи с тяжелым материальным положением, Одинцовой О.Н. ДД.ММ.ГГГГ был оформлен кредит для того, чтобы полностью рассчитаться с Одинцовой Г.А., готова полностью выплатить оставшуюся договорную цену за жилой дом единым платежом в размере *** рублей.

До настоящего времени со стороны Одинцовой Г.А. к Одинцовой О.Н. никаких претензий по поводу оплаты договорной цены за жилой дом не было.

Поскольку для Одинцовой О.Н. оставшаяся денежная сумма договорной цены за жилой дом в размере *** рублей является весьма существенной, она опасается отправить ее почтовым переводом, как делала это раньше, поскольку Одинцова Г.А. не желает общаться, а ее родственники требуют освободить жилой дом, и у истицы есть основания полагать, что Одинцова Г.А. может отказаться получить оставшуюся часть договорной цены.

    Просит прекратить право собственности на жилой дом по адресу: <адрес> за Одинцовой Г.А..

    Признать за Одинцовой О.Н. право собственностина жилой дом по адресу: <адрес>;

    Взыскать с Одинцовой О.Н. в пользу Одинцовой Г.А. денежную сумму в размере *** рублей.

В судебном заседании Одинцова О.Н. настаивала на заявленных требованиях.

Представитель Одинцовой Г.А. – Одинцов С.В. действующий на основании доверенности от 01.08.2011 просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Одинцова Г.А. в судебное заседание не явилась просила рассмотреть дела в присутствии ее представителя.

Суд выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела приходит к следующему выводу.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

Одинцова Г.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ .

Также Одинцова Г.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ, Одинцова Г.А. заключила с Одинцовой О.Н. предварительный договор купли-продажи жилого дома, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 10).

На момент заключения предварительного договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок при доме, находился в собственности Одинцовой Г.А., что подтверждается сведениями, указанными в свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

Из текста предварительного договора следует, что стороны решили заключить основной договор купли-продажи жилого дома после погашения договорной цены в течении одного месяца (п. 2 предварительного договора).

Вместе с тем, в соответствие с ч. 1, ч. 2 и ч. 4 ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора. В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.

Исходя из положений ст. 429 ГК РФ, предварительный договор должен содержать в себе все существенные условия основного договора купли-продажи. Гражданским кодексом РФ, в частности, параграфом 7 главы 30 определены существенные условия, которые должен содержать договор купли-продажи недвижимого имущества.

Так в соответствии со ст. 554 ГК РФ в договоре купли-продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.

При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Кроме того, согласно ст. 552 ГК РФ, по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

Частью 2 указанной статьи определено, что в случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом.

Анализируя текст предварительного договора купли-продажи доли жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что в предварительном договоре купли продажи спорного дома, отсутствует существенное условие, предусмотренное ч. 2 ст. 552 ГК РФ, а именно условие о праве собственности на земельный участок, занятый продаваемой недвижимостью и необходимый для ее использования.

Исходя из вышеуказанного, суд считает, что предварительный договор, на который ссылаются истец в своем иске нельзя признать заключенным, поскольку между сторонами не достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора купли-продажи недвижимости, предусмотренным законом.

В судебном заседании исследованы обстоятельства технической ошибки допущенной при заключении предварительного договора купли продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, а именно ошибочное указание номера дома <адрес>. Данную ошибку в указании номера дома суд находит не существенной, т.к. стороны при заключении предварительного договора понимали о каком предмете (жилом доме по адресу <адрес>) предварительного договора заключена сделка, кроме того Одинцова О.Н. вместе с двумя детьми была вселена собственником Одинцовой Г.А. в спорный жилой дом.

    Исковые требования Одинцовой О.Н. о прекращении права собственности на жилой дом по адресу: <адрес> за Одинцовой Г.А. и признании за Одинцовой О.Н. право собственности на жилой дом по адресу: <адрес> не подлежат удовлетворению.

Согласно п.7 предварительного договора купли продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ Покупатель приобретает право собственности на отчуждаемую в будущем квартиру с момента государственной регистрации основного договора купли-продажи в Главном Управлении Федеральной Регистрационной службы по Кемеровской области отдела г.Междуреченска.

Заключение предварительного договора порождает у договаривающихся сторон обязанность заключить основной договор на условиях, оговоренных предварительным соглашением.

В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена указанным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Предварительным договором является такое соглашение сторон, которым они устанавливают взаимное обязательство заключить в будущем основной договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг на условиях, предусмотренных предварительным договором (п. 1 ст. 429 ГК РФ).

Заключение предварительного договора не может повлечь перехода права собственности, возникновения обязательства по передаче имущества или оказанию услуги, однако порождает у сторон право и обязанность заключить основной договор.

В силу п. 5 ст. 429 ГК РФ в случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 данного Кодекса.

Как предусмотрено п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Судом было установлено, и не отрицалось сторонами, что от заключения основного договора купли-продажи Одинцова Г.А. отказывается и условия договора о порядке выплаты стоимости нарушены.

Также сторонами не оспаривалось, что предварительный договор купли-продажи жилого дома был ими подписан.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Поскольку Одинцова Г.А. приняла на себя обязательство по заключению договора купли-продажи жилого дома на оговоренных в предварительном договоре условиях, у нее возникла обязанность исполнить его надлежащим образом в соответствии с оговоренными условиями, т.е. в срок после погашения договорной цены в течении одного месяца (п. 2 предварительного договора).

Заключив предварительный договор купли-продажи жилого помещения, Одинцова Г.А. тем самым выразила свою волю на отчуждение имущества и приняла на себя обязательство по заключению основного договора, которое должно быть исполнено в соответствии с положениями ст. 309 ГК РФ.

Таким образом, отсутствуют основания для признания за Одинцовой О.Н. права собственности на жилой дом по адресу <адрес>, поскольку ДД.ММ.ГГГГ между сторонами был заключен лишь Предварительный договор о заключении в будущем договора купли-продажи жилого дома, в соответствии с которым ответчик обязался продать Одинцовой О.Н. вышеуказанный жилой дом. По этим же основаниям не подлежать удовлетворению требования о прекращении права собственности Одинцовой Г.А. на спорный жилой дом.

При этом суд исходит из того, что до настоящего времени право собственности на спорное жилое помещение зарегистрировано за Одинцовой Г.А., в свою очередь за Одинцовой О.Н. не оформлено, тогда как Предварительный договор, заключенный сторонами не расторгнут, не признан недействительным, условия договора действуют до исполнения сторонами своих обязательств.

Истицей не заявлены требования о понуждении ответчика к заключению договора купли-продажи жилого дома, либо о возврате денежных средств.

    С учетом изложенного, у суда также отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о взыскании с Одинцовой О.Н. в пользу Одинцовой Г.А. денежную сумму в размере *** рублей.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

            РЕШИЛ:

    Отказать в удовлетворении исковых требований Одинцовой О.Н. к Одинцовой Г.А. о прекращении право собственности на жилой дом по адресу: <адрес> за Одинцовой Г.А. и признании за Одинцовой О.Н. право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>

    Отказать в удовлетворении исковых требований Одинцовой О.Н. к Одинцовой Г.А. о взыскании с Одинцовой О.Н. в пользу Одинцовой Г.А. денежную сумму в размере *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней.

Решение в окончательном виде изготовлено 09 сентября 2011.

Судья         (подпись)                        И.В. Литвиненко

.

Решение вступило в законную силу «19» сентября 2011 года

Судья                                     И.В. Литвиненко