Решение по иску о признании незаконным бездействия и обязывании к совершению действий.



Дело № 2-753/ 2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Мыски                                         14 сентября 2011 год

Мысковский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Булычевой С.Н.,

с участием представителя истца – Территориального отдела в г. Мыски Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, Малышкиной О.В., действующей на основании доверенности от 08.07.2011г.,

представителя ответчика - Общества с ограниченной ответственностью "***", Хонина Н.В., действующего на основании протокола от 31.03.2010г.,

при секретаре Кирсановой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда города Мыски гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела в г. Мыски Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области к Обществу с ограниченной ответственностью "***" о признании незаконным бездействия и обязывании к совершению действий,

у с т а н о в и л:

Территориальный отдел в г. Мыски Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области обратился в суд с иском к ООО "***" о признании незаконным бездействия и обязывании к совершению действий.

Требования мотивированы тем, что по факту обращения жителей <адрес> о затоплении подвала дома канализационными водами вследствие засорения дворовой канализации, с 07 сентября 2009 года по 18 сентября 2009 года, проведены внеплановые мероприятия по контролю (надзору) за соблюдением ответчиком требований санитарного законодательства. В ходе указанных мероприятий выявлены нарушения требований санитарного законодательства. Ответчику выдано предписание от 14 сентября 2009 года об устранении выявленных нарушений с указанием срока исполнения, директор ООО "***" привлечен к административной ответственности. Однако в августе 2010 года вновь поступила жалоба от жителей дома <адрес> о продолжающихся периодических затоплениях подвала. В ходе внеплановой выездной проверки установлено, что помещение подвала затоплено водой, выпускной колодец засорен, навален бытовой мусор, наблюдается выплод комаров. Директор ООО "***" повторно привлечен к административной ответственности, выдано предписание от 26 августа 2010 года о немедленном устранении аварийной ситуации, до 01 ноября 2010 года провести дератизационные, дезинсекционные работы, отремонтировать отмостки вокруг дома. В ноябре 2010 года ответчик обратился с ходатайством о переносе сроков исполнения работ по ремонту отмосток, до 01 июня 2011 года, по причине отсутствия финансовой возможности. Ходатайство удовлетворено, ответчику выдано предписание от 03 ноября 2010 года о ремонте отмостков вокруг дома <адрес> до 01 июня 2011 года. В июне 2011 года, в ходе внеплановой выездной проверки установлено, что работы по ремонту отмостков вокруг дома <адрес> не выполнены, предписание от 03 ноября 2010 года не исполнено. Учитывая изложенное, Территориальный отдел в г. Мыски Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области просит суд признать незаконным бездействие ООО "***" по выполнению требований санитарного законодательства и обязать в срок указанный судом выполнить предписание от 03 ноября 2010 года в полном объеме. Руководителя ООО "***" просит привлечь к административной ответственности по ст. 3.11. КоАП РФ – дисквалификация.

Представитель истца - Территориального отдела в г. Мыски Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, Малышкина О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме и настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика - ООО "***" Хонин Н.В., в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил суду, что в настоящее время произведен текущий ремонт отмосток вокруг дома <адрес> но не капитальный. Кроме того, ООО "***" не вправе самостоятельно принимать решения о ремонте общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, это компетенция общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд установил следующие юридически значимые обстоятельства.

Частью 2 ст. 40 «Закона о защите прав потребителей» государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает, в частности, выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.

Согласно ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы) … вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя…) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

Часть 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Согласно ст. 7 ч.ч. 1 и 4 указанного Закона РФ, потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды… Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товара (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.

Согласно данным протокола проведения общего собрания собственников помещений по выбору способа управления многоквартирным домом , расположенным в <адрес> от 28 апреля 2008 года (л.д. 48,49) способом управления выбрана управляющая организация - ООО "***"

В силу п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В соответствии с п. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.

          В материалах дела имеется копия договора управления многоквартирным домом от 29.04.2008г. (л.д. 43-46) из данных которого следует, что его предметом является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и иным гражданам, проживающим в многоквартирном доме (п.п. 2.1 и 2.2 указанного договора).    Управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме

          В материалах дела имеется приложение к договору, содержащее перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (л.д. 47), из которого видно, что к обязательным услугам и работам по содержанию общего имущества отнесены прочистка канализационного лежака в подвальных помещениях и технических этажах, ремонт просевших отмосток, дератизация и дезинфекция подвалов, устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмосток и входов в подвалы.

В соответствии с п.п. 1, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

В состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).

В соответствии с пунктами 4.1.1, 4.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию; температура воздуха должна быть не ниже +5 град. С, относительная влажность воздуха - не выше 60%.

Отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03. Поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см. Ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками); просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (п.п. 4.1.6., 4.1.7. Правил).

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

В силу ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Части 1 и 3 ст. 23 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривают, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 указанного Федерального закона, государственный санитарно-эпидемиологический контроль включает в себя, кроме прочего, контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших.

Согласно распоряжению (приказу) о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 07 сентября 2009 года (л.д. 6-7), 07 сентября 2009 года Территориальным отделом в г. Мыски Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области проведена внеплановая, выездная проверка в отношении ООО "***" с целью контроля за соблюдением требований санитарного законодательства, по обеспечению защиты прав потребителей, в связи с поступлением заявления жителей жилого дома <адрес> от 04 сентября 2009 года о затоплении канализационными водами подвала дома (л.д. 5).

В ходе проверки установлен факт затопления водой подвального помещения дома <адрес>, выплода комаров, не проведения дератизационных и дезинсекционных работ, выявлены нарушения требований п. 9.1. СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», ст.ст. 4,7 Закона РФ «О защите прав потребителей», что подтверждается данными акта проверки от 08.09.2009г. (л.д. 8-11).

Согласно данным протоколов лабораторных испытаний (л.д. 12-14), параметры микроклимата жилых комнат квартир <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» по превышению влажности.

В связи с выявленными нарушениями требований санитарного законодательства, законодательства в сфере защиты прав потребителей директор ООО "***" Хонин Н.В. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.4. и 6.4. КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа, о чем свидетельствуют данные постановлений по делу об административном правонарушении от 14.09.2009г. (л.д. 15-16) и от 14.09.2009г. (л.д. 17-18).

ООО "***" выдано предписание от 14.09.2009г. об устранении выявленных нарушений до 10 октября 2009 года (л.д. 19-20).

Из данных предписания от 26.08.2010г. следует, что ООО "***" нарушения требований санитарного законодательства, законодательства в сфере защиты прав потребителей не устранены. При очередной проверке на указанном предприятии установлено, что подвальное помещение дома <адрес> затоплено сточной водой, засорен выпускной колодец третьего подъезда, в подвальном помещении выплод комаров, отмостки вокруг дома частично разрушены. Предписано немедленно ликвидировать аварийную ситуацию, устранить засор выпускного колодца третьего подъезда, до 01.11.2010г. после просушки подвального помещения, провести дератизационные, дезинсекционные работы, отремонтировать отмостки вокруг дома (л.д. 23-24). По данному факту 30.08.2010г. директор ООО "***" Хонин Н.В. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.4. КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа, о чем свидетельствуют данные постановления по делу об административном правонарушении от 30.08.2010г. (л.д. 21-22).

В соответствии с данными акта проверки от 02.11.2010г. (л.д. 26-28), согласно предписанию от 26.08.2010г. ООО "***" ликвидировало аварийную ситуацию в подвальном помещении дома <адрес> устранило засор выпускного колодца третьего подъезда, ежемесячно проводятся дератизационные работы, на выполнение которых имеются договора, заключен разовый договор на проведение дезинсекционных работ. По ремонту отмостки вокруг дома, заявлено ходатайство о переносе срока исполнения до 01.06.2011г., по причине отсутствия финансовой возможности (л.д. 25). Срок выполнения указанных работ перенесен до 01.06.2011г., ООО "***" выдано предписание от 03 ноября 2010 года о ремонте отмосток вокруг дома <адрес> до 01 июня 2011 года (л.д. 29-30).

15 июня 2011 года, согласно распоряжению (приказу) о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 06 июня 2011 года (л.д. 32-33), проведена внеплановая, выездная проверка выполнения ООО "***" предписания от 03 ноября 2010 года, срок исполнения которого истек 01.06.2011г.

В ходе проведения проверки установлено, что ответчик к ремонту отмосток не приступил, определил объем работ, составил смету, предписание от 03 ноября 2010 года не исполнено (л.д. 34-36).

В отношении директора ООО "***" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5. КоАП РФ (л.д. 38).

Согласно данным ведомости объемов работ (л.д.53,58), акта о приемке выполненных работ (л.д. 50-52, 24,55-57), на 31 августа 2011 года ответчиком выполнен текущий ремонт отмосток вокруг дома <адрес>

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд установил, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Работы по ремонту отмосток должны осуществляться управляющим организациями. Ответчик не исполнил законного предписания Территориального отдела в г. Мыски Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области по ремонту отмосток вокруг дома <адрес> в установленный срок.

Исходя из требований ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Предписание является самостоятельным ненормативным актом, содержащим властные распоряжения контролирующего государственного органа, за неисполнение которых установлена административная ответственность, при этом, действующим законодательством не предусмотрена возможность принудительного исполнения в судебном порядке такого предписания.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что исковые требования о признании незаконным бездействия ответчика по выполнению требований санитарного законодательства и обязывании выполнить предписание от 03 ноября 2010 года является ненадлежащим способом судебной защиты, в связи с чем заявленные требования не могут быть удовлетворены.

Требования истца о привлечении руководителя ООО "***" к административной ответственности по ст. 3.11. КоАП РФ – дисквалификация не подлежат рассмотрению и разрешению в гражданском судопроизводстве, поскольку рассматриваются и разрешаются в ином судебном порядке – административном.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении искового заявления Территориального отдела в г. Мыски Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области к Обществу с ограниченной ответственностью "***" о признании незаконным бездействия и обязывании к совершению действий отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме через Мысковский городской суд.

Мотивированный текст решения принят 19 сентября 2011 года.

Судья                         С.Н. Булычева

Решение вступило в законную силу 30.09.2011 года