Дело Номер обезличен / 2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерацииг. Мыски Дата обезличена года
Мысковский городской суд ...
в составе председательствующего судьи ФИО0,
с участием представителя истца – и.о. прокурора Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО1,
представителя ответчика – ООО «…» ФИО2, действующей на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года,
представителя соответчика – Администрации ... ФИО3, действующей на основании доверенности от Дата обезличена года,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мысковского городского суда гражданское дело по иску прокурора Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ООО «…», Администрации ... о понуждении утвердить проекты организации зон санитарной охраны,
у с т а н о в и л:
Прокурор Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц. Просил обязать ООО «…» утвердить в установленном законом порядке проекты организации зон санитарной охраны на расположенных на территории МО «Мысковский городской округ» участках «…» и «…», в срок до Дата обезличена года, а также проект организации зон санитарной охраны на участке «…», в срок до Дата обезличена года. Кроме того, обязать ООО «…» разработать и утвердить в установленном законом порядке проекты организации зон санитарной охраны следующих подземных источников водоснабжения питьевого назначения, расположенных на территории входящей в МО «Мысковский городской округ»:
артезианская скважина Номер обезличен…, адрес: …;
артезианская скважина Номер обезличен…, адрес: …;
артезианская скважина Номер обезличен…, адрес: …;
артезианская скважина Номер обезличен…, адрес: …;
артезианская скважина Номер обезличен…, адрес: …;
артезианская скважина Номер обезличен…, адрес: …;
артезианская скважина Номер обезличен…, адрес: …;
- в срок до Дата обезличена года.
А также, обязать Администрацию МО «Мысковский городской округ» обеспечить своевременное финансирование расходов на разработку в установленном законе порядке проектов организации зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения питьевого назначения, расположенных на территории МО «Мысковский городской округ».
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме, в их обоснование пояснил следующее. В результате плановой проверки исполнения ООО «…» требований санитарно-эпидемиологического законодательства при подаче питьевой воды населению, а также при эксплуатации источников централизованного и нецентрализованного водоснабжения на территории МО «Мысковский городской округ», проведенной Новокузнецкой межрайонной прокуратурой в июле 2010 года, установлено, что ООО «…», являясь юридическим лицом, осуществляет недропользование путем использования (забора пресных подземных вод) из водозаборных скважин, расположенных на территории МО «Мысковский городской округ» и переданных Комитетом по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) в аренду на основании договора Номер обезличен… от …. Все используемые водозаборные скважины являются действующими.
Установлено, что, осуществляя свою деятельность по эксплуатации подземных источников водоснабжения питьевого и хозяйственно-бытового назначения, ООО «…» в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства разработаны:
проект организации зон санитарной охраны водозаборных скважин на участке «…»;
проект организации зон санитарной охраны водозаборных скважин на участке «…»;
проект организации зон санитарной охраны водозаборных скважин на участке «…».
В 2009 году проекты организации зон санитарной охраны на участке «…» и участке «…» были представлены ФГУЗ «Центр эпидемиологии и гигиены в ...» на экспертизу о соответствии действующим санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам. Согласно экспертному санитарно-эпидемиологическому заключению от … Номер обезличен… вышеуказанные проекты организации зон санитарной охраны признаны не соответствующими действующим СанПиН. В связи с этим ООО «…» получено отрицательное санитарно-эпидемиологическое заключение Номер обезличен… от … года на указанные проекты организации зон санитарной охраны.
Проект организации зон санитарной охраны на участке «…» до настоящего времени на санитарно-эпидемиологическую экспертизу не представлялся.
Кроме того, также установлено, что в настоящее время ООО «…» осуществляет эксплуатации 7 отдельно стоящих артезианских скважин Номер обезличенНомер обезличен… в отсутствие разработанных и утвержденных проектов организации зон санитарной охраны.
Таким образом, ООО «…», не имея согласованных проектов организации зон санитарной охраны на участках «…», «…» и «…», а также проектов организации зон санитарной охраны на семи отдельно стоящих артезианских скважинах, в нарушение природоохранного законодательства осуществляет хозяйственную деятельность по подаче питьевой воды населению МО «Мысковский городской округ».
Все эксплуатируемые ООО «…» скважины являются муниципальной собственностью ... и переданы ответчику на основании договора аренды имущественного комплекса Номер обезличен… от ….
Гражданским законодательством установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, кроме того, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если законом или договором не предусмотрено иное. Следовательно, расходы на содержание подземных скважин, в том числе обязанность по финансированию мероприятий по организации зон санитарной охраны на объектах водоснабжения и водопроводах, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников, лежат на Администрации МО «Мысковский городской округ». Выделение бюджетных средств на содержание подземных скважин представляет собой проявление обязанности собственника по содержанию своего имущества.
В соответствии со ст. 3 ФЗ РФ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Нарушение данных требований закона приводит к нарушению права граждан неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на обеспечение качественной питьевой воды, права на здоровье (ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ РФ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «Об охране окружающей среды»).
Представитель ответчика – ООО «…» ФИО2, в судебном заседании с требованиями прокурора Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры согласилась частично. Суду пояснила, что ООО «…» владеет скважинами на основании договора аренды муниципального имущества Номер обезличен… от ….
В настоящее время разработано три проекта зон санитарной охраны:
в центральной части ... - Номер обезличен…,
по П. району - Номер обезличен…,
по микрорайону К. - Номер обезличен….
По двум из указанных проектов получено заключение о несоответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. На основании этого заключения предполагается проведение соответствующих мероприятий, план которых уже разработан, однако не согласован с Администрацией ....
...у «…» санитарно-эпидемиологическое заключение до настоящего момента не получено.
Подана заявка на разработку проектов зон санитарной охраны отдельно стоящих скважин Номер обезличен…, в сентябре 2010 года предполагается заключение договора с ООО «…» ... на составление проектов.
Поскольку данные мероприятия требуют соответствующих финансовых затрат, представить ООО «…» просит суд отсрочить исполнение требований истца до октября 2011 года. Однако соответствующих документов, в обоснование своих доводов и возражений, представитель ответчика не имеет.
Представитель соответчика Администрации ... ФИО3, в судебном заседании возражений против удовлетворения требований прокурора Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры не заявила. Суду пояснила, что из-за дефицита местного бюджета вряд ли возможно своевременное финансирование указанных проектов.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На территории ... зарегистрировано и осуществляет свою деятельность юридическое лицо – ООО «…». Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, уставом указанного общества л.д. 13-16), свидетельствами о его регистрации в государственном реестре юридических лиц и постановки на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ л.д. 11, 12).
Согласно договору аренды имущественного комплекса Номер обезличен… от …, Комитет по управлению муниципальным имуществом МО «Мысковский городской округ» передал ООО «…» на основании Постановления Администрации ... от … года Номер обезличен… «О передаче в аренду имущественного комплекса» на праве аренды объекты водоснабжения и водоотведения, представляющие собой имущественный комплекс, для удовлетворения нужд потребителей в услугах водоснабжения и водоотведения.
В материалах дела имеется копия лицензии на право пользования недрами Номер обезличен… от …, согласно данным которой ООО «…» предоставлено право на добычу подземных пресных вод на участке «…» для питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой промышленных предприятий поселка Притомский.
Согласно данным лицензии на право пользования недрами Номер обезличен…, ООО «…» предоставлено право на добычу подземных пресных вод на участках «…», «…», «…», «…», расположенных на территории МО «Мысковский городской округ», для питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой предприятий ....
В соответствии с п. 3.2. Устава ООО «…» общество осуществляет следующие виды деятельности:
сбор и очистка воды, включающие сбор и очистку как питьевой, так и не питьевой воды;
удаление и обработка сточных вод (отвод бытовых сточных вод через канализационную сеть или другими способами, их обработка и удаление, очистка сточных вод методом разбавления, фильтрования, седиментации, химического осаждения, обработка активным илом и другими способами, техническое обслуживание канализационных систем, опорожнения и чистка выгребных ям, отстойников и септиков, обслуживание туалетов с химической стерилизацией, обработка сточных вод плавательных бассейнов, обработка сточных вод промышленных предприятий);
иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательство.
Таким образом, судом установлено, что ООО «…» действительно осуществляет недропользование скважин путем использования (забора пресных вод) из водозаборных скважин, расположенных на территории МО «Мысковский городской округ» и переданных ему Комитетом по управлению муниципальным имуществом на основании договора Номер обезличен… от …, в аренду.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 ФЗ РФ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч. 2 ст. 43 Водного Кодекса РФ, для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно ч. 4 ст. 18 ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В силу ст. 11 ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с п. 1.3. СанПиН 2.Дата обезличена-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 1.4. СанПиН 2.Дата обезличена-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно п. 1.6. СанПиН 2.Дата обезличена-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта зоны санитарной охраны для крупных водопроводов предварительно создается положение о зоне санитарной охраны, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
В соответствии с п. 1.7. СанПиН 2.Дата обезличена-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» определение границ зоны санитарной охраны и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.
Пункт 1.1.3 СанПиН 2.Дата обезличена-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» устанавливает, что проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно п. 2.4. СП Дата обезличена9-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнений», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Дата обезличена года, в систему мер, обеспечивающих санитарную охрану подземных вод, входит организация и эксплуатация зон санитарной охраны источников централизованного питьевого водоснабжения.
Как следует из представленного экспертного санитарно-эпидемиологического заключения по проекту зон санитарной охраны водозаборных скважин на участках «…» и «…», расположенных на территории ..., от … л.д. 22-28), ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ...» была проведена экспертиза представленного ООО «…» ... проекта зон санитарной охраны водозаборных скважин на участках «…» и «…», на соответствие действующим санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам. Из экспертного санитарно-эпидемиологического заключения следует, что проект зон санитарной охраны водозаборных скважин на участках «…» и «…» не соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам:
СанПиН 2.Дата обезличена-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
СП 2.Дата обезличена-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения»;
СанПиН 2.Дата обезличена-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
В связи с получением ООО «…» отрицательного санитарно-эпидемиологического заключения, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выдала ответчику заключение о несоответствии государственным эпидемиологическим правилам и нормам Номер обезличен… от ….
Из объяснений представителя ответчика следует, что ООО «…» до настоящего момента не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие действующим санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам проекта организации зон санитарной охраны на участке «…».
Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «…», осуществляет хозяйственную деятельность, не имея согласованных проектов организации зон санитарной охраны на участках «…», «…» и «…», а также проектов организации зон санитарной охраны семи отдельно стоящих артезианских скважин, в нарушение требований ст. 43 Водного Кодекса РФ, ст.ст. 34, 52 ФЗ РФ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «Об охране окружающей среды, ст.ст. 11, 18 ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.Дата обезличена-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ Дата обезличена года, осуществляет хозяйственную деятельность по подаче питьевой воды населению МО «Мысковский городской округ».
Учитывая изложенное, суд находит, что требования прокурора Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в части понуждения ООО «Водоканал» утвердить в установленном законом порядке проекты организации зон санитарной охраны на участках «…» и «…», в срок до Дата обезличена года, а также проект организации зон санитарной охраны на участке «…», в срок до Дата обезличена года, подлежат удовлетворению.
Кроме того, суд полагает необходимым удовлетворить требование прокурора Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры о понуждении ООО «…» разработать и утвердить в установленном законом порядке проекты организации зон санитарной охраны следующих подземных источников водоснабжения питьевого назначения, расположенных на территории входящей в МО «Мысковский городской округ»:
артезианская скважина Номер обезличен…, адрес: …;
артезианская скважина Номер обезличен…, адрес: …;
артезианская скважина Номер обезличен…, адрес: …;
артезианская скважина Номер обезличен…, адрес: …;
артезианская скважина Номер обезличен…, адрес: …;
артезианская скважина Номер обезличен…, адрес: …;
артезианская скважина Номер обезличен…, адрес: …;
- в срок до Дата обезличена года.
Предложенные истцом сроки выполнения обязательств ответчиками, суд находит разумными, при этом учитывает объем работы и стоимость мероприятий. Возражения ответчиков против указанных сроков не имеют подтверждений, а потому судом оцениваются, как несостоятельные.
Согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с п. 1.4. положения о «Порядке управления и распоряжения муниципальной собственность МО «Мысковский городской округ», утвержденного решением Мысковского городского Совета народных депутатов от Дата обезличена года Номер обезличенн, органом, уполномоченным управлять и распоряжаться муниципальным имуществом, является Комитет по управлению муниципальным имуществом МО «Мысковский городской округ».
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Поскольку все указанные эксплуатируемые ООО «…» скважины являются муниципальной собственностью ... и переданы ответчику на основании договора аренды имущественного комплекса Номер обезличен… от …, то, следовательно, расходы на содержание подземных скважин, в том числе обязанность по финансированию мероприятий по организации зон санитарной охраны на объектах водоснабжения и водопроводах, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников, лежат на Администрации МО «Мысковский городской округ». Выделение бюджетных средств на содержание подземных скважин представляет собой проявление обязанности собственника по содержанию своего имущества.
С учетом изложенного, суд полагает, что требование прокурора Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры обязать Администрацию МО «Мысковский городской округ» обеспечить своевременное финансирование расходов на разработку в установленном законе порядке проектов организации зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения питьевого назначения, расположенных на территории МО «Мысковский городской округ», должно подлежать удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судр е ш и л :
Исковое заявление прокурора Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры ... удовлетворить полностью.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «…» утвердить в установленном законом порядке:
проекты организации зон санитарной охраны на участках «…» и «…», расположенных на территории МО «Мысковский городской округ», в срок до Дата обезличена года;
проект организации зон санитарной охраны на участке «…», расположенный на территории МО «Мысковский городской округ», в срок до Дата обезличена года.
Обязать ООО «…» разработать и утвердить в установленном законом порядке проекты организации зон санитарной охраны следующих подземных источников водоснабжения питьевого назначения, расположенных на территории входящей в МО «Мысковский городской округ»:
артезианская скважина Номер обезличен…, адрес: …;
артезианская скважина Номер обезличен…, адрес: …;
артезианская скважина Номер обезличен…, адрес: …;
артезианская скважина Номер обезличен…, адрес: …;
артезианская скважина Номер обезличен…, адрес: …;
артезианская скважина Номер обезличен…, адрес: …;
артезианская скважина Номер обезличен…, адрес: …;
- в срок до Дата обезличена года.
Обязать Администрацию МО «Мысковский городской округ» обеспечить своевременное финансирование расходов на разработку в установленном законе порядке проектов организации зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения питьевого назначения, расположенных на территории МО «Мысковский городской округ».
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия его окончательного текста в ... суд путем подачи кассационной жалобы через Мысковский городской суд.
Полный текст решения принят Дата обезличена года.
Решение вступило в законную силу Дата обезличена г.