Дело № 2-921 / 2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Мыски 02 ноября 2011 года
Мысковский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Булычевой С.Н.,
с участием истицы Логиновой Л.Ф.,
при секретаре Кирсановой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда города Мыски гражданское дело по иску Логиновой Л.Ф. к администрации Мысковского городского округа о признании права собственности в отношении объекта недвижимости и включении его в наследственную массу,
у с т а н о в и л:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании за умершей племянницей ФИО1 права собственности на жилой дом <адрес> и включении данного имущества в наследственную массу.
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования в полном объёме, в их обоснование пояснила, что желает принять наследство, открывшееся после смерти племянницы ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ. Кроме нее других наследников ни по закону, ни по завещанию нет. Спорный жилой дом в наследственную массу не включен, поскольку правоустанавливающие документы на него отсутствуют. Он является самовольной постройкой, так как возведён ФИО1 без получения разрешительной документации. Строительство дома было завершено в 2001 году, с этого времени и до дня смерти ФИО1 владела и пользовалась домом, несла расходы по его содержанию. Земельный участок, где осуществлена постройка, находился в собственности умершей, получен ею в порядке наследования после смерти отца ФИО2, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая изложенное, просит суд признать за умершей право собственности на спорный жилой дом и включить его в наследственную массу.
Представитель ответчика – администрации Мысковского городского округа в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, против иска не возражает.
Выслушав объяснения истицы, исследовав материалы дела, суд установил следующие юридически значимые обстоятельства.
Согласно данным свидетельства о смерти (л.д. 5) ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1. Истица приходится умершей тётей по линии отца ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается данными свидетельства о смерти, справки о рождении (л.д. 6), свидетельств о рождении и о заключении брака (л.д. 7,8).
По данным нотариуса <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № после умершей ФИО1 наследником по закону является её тётя Логинова Л.Ф.. В наследственную массу входит <данные изъяты>. Сведений о другом имуществе в деле нет. После смерти ФИО2 наследником по закону была его дочь ФИО1. В наследственную массу входит <данные изъяты> и земельный участок. Сведений о другом имуществе в деле нет.
Согласно данным свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в реестре за №, наследником имущества ФИО2 действительно является дочь ФИО1 Наследственное имущество состоит из <данные изъяты> и земельного участка по адресу <адрес>. В свидетельстве указано, что земельный участок без объекта недвижимости, принадлежал наследодателю на основании договора купли-продажи земельного участка, удостоверенного нотариусом <адрес> ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, реестр за №, свидетельства на право собственности на землю серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная запись №. На указанном участке должен быть выстроен жилой дом в соответствии с договором о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведённом земельном участке, удостоверенным нотариусом <адрес> ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, реестр за № На участке дома нет, что подтверждается справкой БТИ <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ На основании указанного свидетельства ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство на право собственности на землю по адресу <адрес> (л.д. 9-10).
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 131 ГК РФ ФИО1 не зарегистрировала свое право в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что следует из данных выписки из государственного кадастра недвижимости (л.д. 15). Однако в силу ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В материалах дела имеется технический паспорт (л.д. 11-14), из данных которого следует, что по <адрес> ФИО1 в 2001 году был построен жилой дом общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., инвентарный номер №. Данный факт подтверждается справкой Филиала № 27 БТИ <адрес> (л.д. 16), в которой указано, что правоустанавливающие документы на дом не зарегистрированы.
Согласно ч.1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (ч. 3 ст. 222 ГК РФ).
Согласно ст. ст. 11, 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права.
Проанализировав данные имеющихся в материалах документов, принимая во внимание объяснения истицы, суд пришёл к выводу, что спорный жилой дом является самовольной постройкой, так как возведен без получения необходимых разрешений, правоустанавливающие документы на него отсутствуют. Земельный участок, на котором возведена постройка, находился в собственности умершей, отведён под жилую застройку.
В ходе рассмотрения дела сведения о том, что сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан не установлены. Потому суд считает, что постройка прав других лиц не нарушает, угрозу жизни и здоровью граждан не создает. Исковые требования в части признания за умершей права собственности на спорный жилой дом суд находит обоснованными.
В соответствии со ст.1112 ГК РФ имущество умершего входит в состав наследства, потому его следует включить в наследственную массу.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Логиновой Л.Ф. удовлетворить.
Признать за ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на жилой дом общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., расположенный в городе <адрес>, инвентарный номер №
Включить жилой дом общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., расположенный в городе <адрес> инвентарный номер № в наследственную массу, после смерти ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Мысковский городской суд Кемеровской области.
Судья: подпись С.Н. Булычева
Верно.
Решение вступило в законную силу 14 ноября 2011 года.