Решение по иску о предоставлении жилого помещения или истребования имущества из чужого незаконного владения.



Дело №2-213/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Мысковский городской суд Кемеровской области в составе

Председательствующего:                         Литвиненко И.В.

При секретаре:                             Гуряшевой Е.П.

Рассмотрев в открытом судебном заседании 15.04.2011 г. дело по заявлению Петровой А. Л. к Администрации города Мыски, Шаляпину А.А., Шаляпиной И.П., Шаляпиной С.А., Ярославцевой А.В. о предоставлении жилого помещения или истребования имущества из чужого незаконного владения,

УСТАНОВИЛ:

Петрова А.Л. обратилась с иском в суд к ответчикам о предоставлении жилого помещения или истребования имущества из чужого незаконного владения.

    Свои требования мотивирует тем, что с рождения проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>. В указанном доме проживала вместе со своими родителями ФИО1 и ФИО2.

ДД.ММ.ГГГГ умер отец, а ДД.ММ.ГГГГ умерла мать.

В соответствии с адресными справками мать и отец также были зарегистрированы по адресу: <адрес> и сняты с регистрационного учета по указанному адресу в связи со смертью.

Согласно Распоряжению Администрации муниципального образования «Город Мыски» от 15.03.2004 года «О попечительстве над несовершеннолетней Петровой А.Л.» над Петровой А.Л. было установлено попечительство. Этим же распоряжением за ней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>

Постановлением Администрации города Мыски от 16.02.2006 года «О предоставлении жилого помещения» Петровой А.Л. предоставлена комната <адрес>

На основании этого Постановления 28.02.2006 года Петрова А.Л. была снята с регистрационного учета по адресу: <адрес> и 14.03.2006 года и была зарегистрирована по адресу: <адрес>

Согласно справки Центра технической инвентаризации Кемеровской области в настоящее время жилой дом, по адресу: <адрес> значится за Шаляпиным А.А., Шаляпиной И.П., Шаляпиной С.А. и Ярославцевой А.В. на основании договора о передаче жилого помещения в собственность граждан от 24.08.2009 года.

Согласно Распоряжению Администрациям города Мыски от 15.03.2004г. за Петровой А.Л. закреплено жилье, по адресу: <адрес>. Таким образом, она стала владельцем указанного жилого помещения на законных основаниях. Согласно Постановлению Администрации города Мыски от 16.02.2006г. Петровой А.Л. предоставлена комната <адрес>. Считает, что поскольку Администрация города Мыски лишила истицу, закрепленного за ней жилого помещения и передала его другим лицам, то должна была обеспечить ее другим благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим нормам. В предоставленном жилом помещении отсутствуют ванная и туалетная комнаты. Поэтому данное жилое помещение не является благоустроенным.

Просит обязать Администрацию города Мыски предоставить Петровой А. Л. благоустроенное жилое помещение по установленным нормативам или истребовать у ответчиков Шаляпина А.А., Шаляпиной И.П., Шаляпиной С.А., Ярославцевой А.В. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истица уточнила заявленные требования просила обязать Администрацию города Мыски предоставить Петровой А. Л. благоустроенное жилое помещение по установленным нормативам.

Определением Мысковского городского суда уточненные требования приняты и исключены из числа ответчиков Шаляпин А.А., Шаляпина И.П., Шаляпина С.А., Ярославцева А.В..

Представитель Администрации г.Мыски в судебно заседании против заявленных требований возражала, представила отзыв.

Суд выслушав пояснения истца, изучив материалы дела приходит к следующему выводу.

Конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина Российской Федерации возможность быть обеспеченным, прежде всего, постоянным жилищем.

Таким образом, суд исходит из того, что жилище и право на него должны пониматься достаточно широко и не сводиться к конкретному виду жилого помещения.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия (создают предпосылки) для осуществления гражданами права на жилище (ст. 2 ЖК РФ),

Федеральным законодательством установлены дополнительные гарантии для каждого ребенка и сверх того определенные льготы для детей-сирот.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

    Непосредственное обеспечение детей-сирот жилой площадью возлагается Федеральным Законом от 21.12.1996г. N 159-ФЗ на органы исполнительной власти по месту жительства (месту временного пребывания) детей-сирот. Аналогично, Законом Кемеровской области от 14.11.2005г. N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправлении отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Как установлено судом и следует из материалов дела, истица Петрова А.Л. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Мать Петровой А. Л.ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).

Распоряжением Администрации муниципального образования «Город Мыски» от ДД.ММ.ГГГГ «О попечительстве над несовершеннолетней Петровой А.Л.» попечителем Петровой А.Л. назначена гр.ФИО3 (л.д.13).

Этим же Распоряжением закреплено жилье за несовершеннолетней по адресу <адрес>

Постановлением Администрации города Мыски от 16.02.2006 года «О предоставлении жилого помещения» Петровой А.Л. предоставлена комната <адрес>

На основании этого Постановления 28.02.2006 года Петрова А.Л. была снята с регистрационного учета по адресу: <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ и была зарегистрирована по адресу: <адрес>

Жилое помещение - комната № <адрес> является общежитием.

Какого-либо другого жилого помещения, кроме названной комнаты, Петрова А.Л. не имеет.

При рассмотрении дела суд руководствуется ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которой предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

С учетом уточненных требований истица в судебном заседании в обоснование иска ссылается не только на нормы ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, но и на нормы п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, у Петровой А.Л., как нуждающейся в жилом помещении, после прекращения над ней попечительства, то есть еще в *** году, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено.

Обеспечение лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временным жилым помещением (комната в общежитии), как это имело место в случае с Петровой А.Л., не свидетельствует о выполнении ответчиком требований закона о предоставлении вне очереди указанной категории лиц жилого помещения по договору социального найма на постоянной основе.

Согласно представленной Петровой А.Л. справки от 07.04.2011 установлено, что Петрова А. Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обучается на очном отделении ФГОУ СПО «***» на 1 курсе с ДД.ММ.ГГГГ.

Необращение Петровой А.Л., имеющей статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с заявлением о предоставлении ей места в общежитии ФГОУ СПО «***» не может рассматриваться как основание для отказа в удовлетворении ее исковых требований.

В настоящее время статус нуждающегося в жилом помещении у Петровой А.Л. не утрачен, хотя он является единственным основанием для предоставления жилого помещения вне очереди (п.2 ст.57 ЖК РФ). Петрова А.Л. до настоящего времени является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Статья 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» регулирует полномочия государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ на осуществление гарантий прав ребенка. В частности, вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ.В соответствии с ч.3,4 ст.49 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.    

Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта Российской Федерации и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

В соответствии со ст.3 и п.9 ст. 2 Закона Кемеровской области № 124-03 от 14.11.2005 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без-попечения родителей», органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч.1,2 ст. 1 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.05.2006 г. № 67-03 (в ред. Закона от 30.06.2007 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, настоящим Законом. Жилое помещение указанным лицам предоставляется в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом КО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 30.06.2007 г.) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производятся за счёт и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.

Кроме того, непосредственное обеспечение детей-сирот жилой площадью возлагается Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ именно на органы исполнительной власти по месту жительства этих детей.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, дети-сироты обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди.

Согласно ст. 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, часть квартиры или жилого дома).

Согласно ч.2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам, социального найма, и других факторов.

В ходе рассмотрения дела по существу, ответчик не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что на территории муниципального образования «Мысковский городской округ» принят такой правовой акт.

Определяя размер жилого помещения, которое должно быть предоставлено Петровой А.Л., суд исходит из положений Постановления коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении методических рекомендаций для органов местного самоуправления по установлению порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания гражданин малоимущими» которым рекомендованы нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 13 кв.м/общей жилой. площади на одного человека на семью из двух и более, на одиноко проживающего гражданина - 33 кв.м. общей жилой площади.

Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, суд приходит к выводу о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обязанность по предоставлению Петровой А.Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления жилого помещения необходимо возложить на Администрацию г. Мыски.

Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПКРФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию г. Мыски предоставить Петровой А. Л., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления жилого помещения.

    Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течении 10 дней.

Судья         (подпись)                        И.В. Литвиненко

Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 09.11.2011г. решение Мысковского городского суда от 15.04.2011г. оставлено без изменения, уточнив резолютивную часть решения, указав: обязать Администрацию г. Мыски предоставить Петровой А.Л. благоустроенное жилое помещение в черте г.Мыски Кемеровской области, по договору социального найма, общей площадью не менее 33 кв.м.

Решение вступило в законную силу 09.11.2011г.

Дело 2-213-11

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мысковский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего                Литвиненко И.В.

при секретаре                             Гуряшевой Е.П.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Мыски 14.09.2011г. указания Судебной коллегии по гражданским дела Кемеровского областного суда о вынесении дополнительного решения,

УСТАНОВИЛ:

Петрова А.Л. обратилась с иском в суд к ответчикам о предоставлении жилого помещения или истребования имущества из чужого незаконного владения.

Требования мотивированы тем, что она с рождения проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>. В указанном доме проживала вместе со своими родителями ФИО1 и ФИО2

ДД.ММ.ГГГГ умер отец, а ДД.ММ.ГГГГ умерла мать.

В соответствии с адресными справками мать и отец также были зарегистрированы по адресу: <адрес> и сняты с регистрационного учета по указанному адресу в связи со смертью.

Согласно Распоряжению Администрации муниципального образования «Город Мыски» от 15.03.2004 года «О попечительстве над несовершеннолетней Петровой А.Л.» над Петровой А.Л. было установлено попечительство. Этим же распоряжением за ней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.

Постановлением Администрации города Мыски от 16.02.2006 года «О предоставлении жилого помещения» Петровой А.Л. предоставлена комната <адрес>

На основании этого Постановления 28.02.2006 года Петрова А.Л. была снята с регистрационного учета по адресу: <адрес> и

ДД.ММ.ГГГГ и была зарегистрирована по адресу: <адрес>

Согласно справки Центра технической инвентаризации Кемеровской области в настоящее время жилой дом, по адресу: <адрес> значится за Шаляпиным А.А., Шаляпиной И.П., Шаляпиной С.А. и Ярославцевой А.В. на основании договора *** о передаче жилого помещения в собственность граждан от 24.08.2009 года.

Считает, что поскольку Администрация г. Мыски лишила ее, закрепленного за ней жилого помещения и передала его другим лицам, то должна была обеспечить ее другим благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим нормам. В предоставленном жилом помещении отсутствуют ванная и туалетная комнаты. Поэтому данное жилое помещение не является благоустроенным.

Просила обязать Администрацию г. Мыски предоставить ей благоустроенное жилое помещение по установленным нормативам.

Решением Мысковского городского суда Кемеровской области от 15 апреля 2011 года постановлено:

Обязать Администрацию г. Мыски предоставить Петровой А.Л. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления жилого помещения

Согласно ст. 201 ГПК РФ суд принявший решение по делу, может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, принять дополнительное решение суда в случае, если по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда.

Принимая решение о возложении обязанности на Администрацию <адрес> предоставить Петровой А. Л. ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору социального найма жилое помещение в соответствии с нормой предоставления, суд не разрешил вопрос о размере жилого помещения, которое должно быть предоставлено Петровой А.Л., населенном пункте в черте которого оно должно находиться, а также о бюджете, за счет средств которого Петровой А.П. должно быть приобретено и предоставлено жилое помещение.

Между тем, данный вопрос являлся предметом судебного рассмотрения, однако, из резолютивной части решения видно, что эти требования судом не разрешены, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 201 ГПК РФ является основанием для принятия дополнительного решения.

     На основании изложенного и руководствуясь ст.201 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию г. Мыски предоставить Петровой А.Л. за счет средств областного бюджета во внеочередном порядке, установленном для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение в черте г.Мыски Кемеровской области, по договору социального найма, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Дополнительное решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья                             И.В. Литвиненко

Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 09.11.2011г. решение Мысковского городского суда от 15.04.2011г. оставлено без изменения, уточнив резолютивную часть решения, указав: обязать Администрацию г. Мыски предоставить Петровой А.Л. благоустроенное жилое помещение в черте г.Мыски Кемеровской области, по договору социального найма, общей площадью не менее 33 кв.м.

Решение вступило в законную силу 09.11.2011г.