Решение по иску о признании права на назначение мер социальной поддержки



Дело 2-359/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Мысковский городской суд Кемеровской области в составе

Председательствующего:                     Литвиненко И.В.

При секретаре:                             Гуряшевой Е.П.

Рассмотрев в открытом судебном заседании 29.03.2012 г. дело по иску Р.В.А. к Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области, Управлению социальной защиты населения Мысковского городского округа о признании права на назначение мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Р.В.А. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области, Управлению социальной защиты населения Мысковского городского округа о признании права на назначение мер социальной поддержки.

Свои требования мотивировал тем, что в настоящее время является пенсионером органов внутренних дел по выслуге лет, ветераном труда, что подтверждается удостоверением серии управления социальной защиты населения Мысковского городского округа от 18.04.2011 года.

Отработал в органах внутренних дел 28 лет, имеет правительственные награды, отличник милиции. Службу начал с участкового инспектора. На пенсию ушел в звании подполковника с должности заместителя начальника милиции.

Руководителем УСЗН Мысковского городского округа ФИО1 отказано в социальной поддержке (льготах), руководствуясь письмом первого заместителя начальника департамента социальной защиты населения по Кемеровской области ФИО2

В данном письме ФИО2 разъясняет всем руководителям муниципальных органов социальной защиты о порядке получения пенсионерам силовых ведомств второй трудовой пенсии, которая назначается в возрасте 60, 55 лет при наличии трудового (гражданского) стажа не менее 5 лет.

У истца нет второй трудовой пенсии.

В соответствии с Законом «О ветеранах» Кемеровской области, истцу было выдано удостоверение «Ветеран труда», а также за выслугу лет, и имеющего правительственные награды.

Полагает, что в соответствии с этим же законом ему должна предоставляться социальная поддержка.

В департаменте социальной защиты населения Кемеровской области истцу также было отказано в назначении мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда.

Вынужден не согласиться с отказом департамента социальной защиты населения Кемеровской области в назначении мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда (письмо исх. от 21.11.2011 года).

Просит признать право на назначение мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда по Закону Кемеровской области от 20 декабря 2004 г. N 105-03 "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда";

Обязать департамент социальной защиты населения Кемеровской области <адрес> предоставить Р.В.А. меры социальной поддержки по Закону Кемеровской области от 20 декабря 2004 г. N 105-03 "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда".

В судебном заседании истец и его представитель Нестеров Д.А. на заявленных требованиях настаивали.

Представитель Управления социальной защиты населения Мысковского городского округа, действующая на основании доверенности против исковых требований возражали.

Представитель Департамента социальной защиты населения ФИО3 действующая на основании доверенности, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила возражение.

Согласно возражению, следует, что Департамент возражает по существу заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 Закона Кемеровской области от 20.12.2004 № 105-03 «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда» меры социальной поддержки ветеранам труда предоставляются после назначения им пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

Граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Согласно исковому заявлению Р.В.А. за назначением трудовой пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства не обращался, получателем трудовой пенсии не является.

Таким образом, требования Р.В.А. являются необоснованными.

Меры социальной поддержки Р.В.А. могут быть предоставлены только после назначения трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173 –ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», т.е. при достижении возраста 60 лет и наличии страхового стажа не менее 5 лет.

Суд выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (статьи 7 и 39); защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации (пункты "б", "ж" части 1 статьи 72).

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Такие законы и подзаконные акты, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ).

В силу статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такие меры социальной поддержки ветеранов труда являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, о чем свидетельствует пункт 2 статьи 10 названного федерального акта.

Таким образом, на федеральном уровне закреплено, что меры социальной поддержки, в том числе ветеранов труда, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.

Согласно ст. 1 Закона Кемеровской области от 20 декабря 2004 г. N 105-03 "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда"

В целях настоящего Закона используются следующие понятия:

ветераны Великой Отечественной войны - лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

ветераны труда - лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;

граждане, приравненные к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, - ветераны военной службы, ветераны государственной службы, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (далее по тексту настоящего Закона относятся к ветеранам труда).

Судом установлено, что 18 апреля 2011 года Р.В.А. выдано удостоверение , согласно которого он имеет право на льготы, установленные ст. 22 и ст. 23 Федерального закона "О ветеранах" (л.д.7). Р.В.А. является пенсионером органов внутренних дел по выслуге лет, ветераном труда.

05.05.2011 года Р.В.А. обратился в УСЗН Мысковского городского округа с заявлением о предоставлении льгот предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах».

Управление социальной защиты населения Мысковского городского округа направило Р.В.А. ответ на заявление, в котором ему было отказано и разъяснено, что меры социальной поддержки, предоставляются ветеранам труда и приравненным к ним лицам, после назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что имеются нарушения прав со стороны ответчика в отношении Р.В.А..

В соответствии со статьей 4 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 N 71-ОЗ

Ветеранам труда после назначения им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставляются меры социальной поддержки:

В соответствии с частью четвертой статьи 7 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 08.11.2011) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей") при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Таким образом, меры социальной поддержки, предоставляется ветеранам труда и приравненным к ним лицам, после назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", т.е. для мужчин в возрасте 60 лет, для женщин 55 лет.

На основании изложенных норм суд находит, что право распоряжения своим трудовым стажем и выбора того либо иного вида пенсионного обеспечения принадлежит гражданину, а не органу, осуществляющему пенсионное обеспечение.

Р.В.А. является пенсионером органов внутренних дел и ветераном труда, и поскольку Р.В.А. достиг возраста <данные изъяты> лет, дающего право на пенсию по старости, в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (дата рождения ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> полных лет), имеются правовые основания для предоставления ему мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Кемеровской области от 20 декабря 2004 г. N 105-03 "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда".

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Признать у Р.В.А. наличие правовых оснований для предоставления ему мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Кемеровской области от 20 декабря 2004 г. N 105-03 "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда".

Данное решение является основанием для предоставления Р.В.А. мер социальной поддержки по Закону Кемеровской области от 20 декабря 2004 г. N 105-03 "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда".

Решение в окончательном виде изготовлено 06 апреля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение месяца.

Судья         (подпись)                        И.В. Литвиненко

.

.

.