Дело №2-1045/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Мысковский городской суд Кемеровской области в составе
Председательствующего: Литвиненко И.В.
При секретаре: Гуряшевой Е.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании 25 сентября 2012 г. дело по исковому заявлению Ш. к Муниципальному образованию «Мысковский городской округ» о признании права собственности на объект недвижимого имущества - гараж,
УСТАНОВИЛ:
Ш. обратился в суд с иском к Муниципальному образованию «Мысковский городской округ» о признании права собственности на объект недвижимого имущества - гараж.
Свои требования мотивирует тем, что в 2005 году группа жителей города Мыски, обратились с заявлением на имя Главы города Мыски с просьбой предоставления земельного участка бывшего склада ГСМ Мысковского Электро- Механического завода (МЭМЗ) под строительство гаражей.
Данный вопрос находился на стадии согласования в Администрации города и специалисты Муниципального учреждения «городской кадастровый центр» в рамках своих полномочий выполнили работы по отводу и межеванию земельного участков целом и гаражей в отдельности.
При выполнении указанных работ были нарезаны земельные участки под строительство 33 (тридцати трех) гаражей, которые были выделены конкретным физическим лицам, в том числе и истцу.
Все вопросы по оформлению документов решили с руководителем МУ «ГКЦ» ФИО1, которая выдала: схемы отведенного общего земельного участка и участка под гаражи, лист Согласование схемы размещения земельного участка под гаражным обществом «<данные изъяты>» с прежним пользователем земли ОАО «Мысковский Завод Металлоконструкций».
Ш. был предоставлен земельный участок под номером 4, на котором он построил гараж.
После окончания строительства истец обратился в отдел Архитектуры с заявлением, об оформлении документов, по сдаче его в эксплуатацию. Специалисты Архитектуры пояснили, что МУ «ГКЦ» ликвидировано и техническая документация по отводу земельного участка под строительство гаражей в обществе «<данные изъяты>» отсутствует.
В настоящее время истец не может зарегистрировать право собственности на гараж в соответствии с действующим законодательством, так как нет распоряжения Администрации г. Мыски о выделении земельного участка и возведенный истцом гараж является самовольной постройкой.
Администрация г.Мыски отказала истцу в предоставлении земельного участка, разъяснив, что данный вопрос можно будет решить после признания права собственности на объект капитального строительства через суд.
Просит признать за Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на гараж №, общей площадью 63,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, гаражное общество «<данные изъяты>».
В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивал.
Представитель Муниципального образования «Мысковский городской округ» просил рассмотреть дело в его отсутствие, против заявленных требований не возражал.
Суд выслушав пояснения истца, изучив материалы дела приходит к следующему выводу.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В судебном заседании установлено, что Ш. своими силами и за счет личных средств был выстроен гараж №, общей площадью 63,6 кв.м., расположенный по адресу <адрес>
Данный факт подтверждается имеющимся в материалах дела техническим паспортом (л.д.5).
По обстоятельствам дела установлено, что при выполнении работ по отводу и межеванию земельного участков целом и гаражей в отдельности были нарезаны земельные участки под строительство 33 (тридцати трех) гаражей, которые были выделены конкретным физическим лицам, в том числе и истцу.
Были выданы схемы отведенного общего земельного участка и участка под гаражи (л.д.14), лист Согласование схемы размещения земельного участка под гаражным обществом «<данные изъяты>» с прежним пользователем земли ОАО «Мысковский Завод Металлоконструкций».
Ш. был предоставлен земельный участок под номером 4, на котором он построил гараж.
Согласно справке КУМИ Администрации Мысковского городского округа от 06.09.2012 (л.д.13) следует, что земельный участок под объектом недвижимости, расположенным по адресу <адрес> будет передан собственнику объекта.
После окончания строительства истец обратился в отдел Архитектуры с заявлением, об оформлении документов, по сдаче его в эксплуатацию. Специалисты Архитектуры пояснили, что МУ «ГКЦ» ликвидировано и техническая документация по отводу земельного участка под строительство гаражей в обществе «<данные изъяты>» отсутствует.
В настоящее время истец не может зарегистрировать право собственности на гараж в соответствии с действующим законодательством, так как нет распоряжения Администрации г. Мыски о выделении земельного участка и возведенный истцом гараж является самовольной постройкой.
Согласно ст. 29 названного Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу ч. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Из имеющихся в материалах дела следует, что Ш. в 2005 начал строительство гаража и закончил строительство в 2012 г., своими силами завозил строительные материалы и занимался строительством.
Техническим паспортом в отношении гаража гараж 4, общей площадью 63,6 кв.м., расположенного по адресу г.Мыски, общество «МЭМЗ Северный», подтверждается, что в нем указаны и определены наименование объекта - гараж и его назначение - нежилое, что позволяет суду сделать вывод о том, что гараж полностью выстроен, однако, поскольку истцом не представлены разрешение на строительство, договор типовой застройки и разрешение на ввод в эксплуатацию, что является необходимым условием для начала строительства и установления принадлежности объекта, то суд считает, что данный объект (гараж) является самовольной постройкой.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В суде также установлено, что с момента начала строительства гаража Ш. пользовался земельным участком для строительства гаража, который выделялся для застройки гаражей.
Кроме того, земельный участок на котором расположен гараж (самовольная постройка) гараж №, под обременением и запрещением не состоит.
Право осуществлять строительство недвижимого имущества ограничено необходимостью соблюдения не только строительных норм и правил, но и требований о назначении земельного участка, а также установленного вида использования территории. Подобная регламентация градостроительной деятельности необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контролем за их выполнением.
Поскольку на земельном участке, занятом спорной самовольной постройкой, в соответствии с генеральным планом развития города предполагалось строительство гаражей, то у суда нет оснований для отказа в признании права собственности на самовольную постройку, поскольку это не противоречит общественным интересам в области градостроительства.
В свою очередь Ш. обратился с заявлением о получении разрешения на ввод в эксплуатацию гаража №, общей площадью 63,6 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, общество «<данные изъяты>» и ему было отказано.
Из пункта 3 статьи 222 ГК РФ и пункта 26 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, оснований для отказа истцу в требованиях, судом не установлено, поскольку право собственности на гараж (самовольную постройку) никем не оспариваются.
Поскольку в настоящее время на земельном участке истцом выстроен гараж (самовольная постройка), и сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, поэтому требования истца о признании за ним права собственности обоснованны.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на гараж №, общей площадью 63,6 кв.м., расположенный по адресу <адрес>
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течении месяца.
Судья (подпись) И.В. Литвиненко
.
.
.