Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2-123 Именем Российской Федерации г. Мышкин 21 июля 2010 г. Мышкинский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Федоровой В.А., с участием заместителя прокурора Мышкинского района Федоровой И.А., при секретаре Котловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Михеева Сергея Васильевича о признании недействующим в части нормативного правового акта, у с т а н о в и л : Михеев С.В. является собственником земельного участка земель сельскохозяйственного назначения площадью 198944 кв.м., находящегося примерно в 200 метрах по направлению на юг от ориентира с. Поводнево, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Ярославская область, Мышкинский р-н, с. Поводнево, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22 ноября 2008г. сделана запись регистрации № 76-76-04/020/2008-495. Решением Собрания депутатов Мышкинского муниципального района Ярославской области от 29 декабря 2009 г. « Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки Приволжского сельского поселения Мышкинского муниципального района Ярославской области « утверждены генеральный план и правила землепользования и застройки Приволжского сельского поселения Мышкинского муниципального района Ярославской области. Данное решение, генеральный план и правила опубликованы в официальном вестнике – приложении к газете « Волжские зори» за 31 декабря 2009 г. №101. В пункте 4.8.2.2 генерального плана указано: « В селе Поводнево, на расстоянии около 7 км от г. Мышкина около 5 лет назад был построен мотодром и находился мотоклуб «Ореон «. На площади около 10 га проводятся соревнования с участием гонщиков России и ближнего зарубежья. В связи с тем, что мотодром не обеспечен никакими объектами для размещения гостей, его потенциал используется не полностью. Для его развития имеет смысл строительство коттеджей, где могут разместиться как участники соревнований, так и гости или туристы, приезжающие в поседение, чтобы воспользоваться услугами мотодрома. В первую очередь предлагается оборудовать стоянку для автомобильного транспорта при мотодроме, а также места торговых точек и пунктов общественного питания. Зимой же трассу мотодрома можно использовать для организации катания на снегоходах. Таким образом, будет реализован весь потенциал объекта, который будет использоваться в течение круглого года.» Генеральный план, наряду с текстовым содержанием, включает в себя и картографический материал: основной чертеж, схема инженерно-транспортного обеспечения, опорный план, схему функционального зонирования, схему ограничений использования территорий. В этом картографическом материале на большей части земельного участка, принадлежащего Михееву С.В., выделен участок, обозначенный как « территория культурно-бытового обслуживания «, территория « общественной застройки «, «общественно деловая функциональная зона «. В Правилах землепользования и застройки Приволжского сельского поселения в ст.12 указано « На карте градостроительного зонирования территории муниципального образования выделены следующие виды территориальных зон: О-2- общественно-деловая и коммерческая. В Преамбуле « Правил землепользования и застройки Приволжского сельского поселения « указано, что они являются нормативно-правовым актом Приволжского сельского поселения. Правила застройки Приволжского сельского поселения являются результатом градостроительного зонирования территории Приволжского сельского поселения- разделения на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента. В ст.11 п.2 Правил указано: « Для каждого земельного участка разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительному регламенту. Ст.11 п.2 предусматривает, что изменение одного вида разрешенного использования на другой вид осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения технических регламентов. Михеев С.В., считая, что вышеуказанные нормативные акты нарушают его права, обратился в суд с заявлением, в котором просит: признать недействующим ( противоречащим закону) в части схему ограничений использования территории, схему современного использования территории (опорного плана), основного чертежа генерального плана, схему инженерно-транспортного обеспечения территории Генерального плана и правил землепользования и застройки Приволжского сельского поселения Мышкинского муниципального района, исключив из этих схем территорию земельного участка Михеева С.В.; признать недействующим в части пункт 2.12.2.2. Генерального плана и Правил землепользования и застройки, содержащую информацию о месте расположения земельного участка и планируемом развитии на нем мотодрома. Указал, что принадлежащий ему земельный участок – это сельскохозяйственные угодья: сенокосы и пастбища в составе земель сельскохозяйственного назначения, частично расположенные в водоохраной зоне Верхне-Волжского бассейнового хозяйства. Мотодром, это не вид разрешенного использования, а объект недвижимого имущества. Подобная квалификация земли заявителя не подтверждена публичным органом власти в установленном законом порядке. Размещение мотодрома на землях вышеуказанной категории недопустимо без соответствующего перевода земель или земельных участков в земли населенного пункта. Такой перевод не был осуществлен. В силу требований закона, а именно п.п.4 ч.4 ст.2 ФЗ « О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую «, при переводе земель сельскохозяйственного назначения требуется согласие правообладателя земельного участка, такое согласие он давать не намерен, и сам его переводить не собирается в силу отсутствия финансового интереса к последствиям такого перевода. Утверждение такого плана развития без согласия собственника земельного участка является как невозможным, так и неэффективным, что противоречит главной цели подобной градостроительной деятельности (ст. 30 Градостроительного Кодекса). В настоящее время он желает изменить вид разрешенного использования своего земельного участка- с сельскохозяйственного производства на иной способ использования – для ведения дачного хозяйства. Он обратился с соответствующим заявлением в Администрацию Мышкинского МР, откуда был получен ответ, что в настоящее время утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки Приволжского сельского поселения, данными документами на большей части его земельного участка запланировано развитие мотодрома. Такое положение дел ущемляет его права собственника, он лишен возможности эффективно использовать свой земельный участок. В судебном заседании требования Михеева С.В. поддержал представитель по доверенности Климов Ю.В., он дал пояснении по существу изложенных обстоятельств дела. Представитель Собрания депутатов Мышкинского МР – председатель Собрания Волкова Е.П. и представитель Администрации Мышкинского МР по доверенности Сетнюрина Н.А. требования Михеева С.В. не признали, пояснили, что Правила землепользования и застройки Приволжского сельского поселения, Генеральный план были утверждены после проведения публичных слушаний, в газете « Волжские зори « была опубликована информация о проведении таких слушаний, опубликован Проект генплана и Правил. Если Михеева С.В. что-то не устраивало, он мог представить свои замечания, таких замечаний от него не поступило. Процедура принятия Генплана и Правил была соблюдена. Считают, что ни Генплан, ни Правила права Михеева С.В. не ущемляют, он может пахать и сеять на своем участке. Генплан и Правила предусматривают развитие мотодрома на большей части его участка, но пока не принято решения об изъятии участка, неизвестно, когда строительство мотодрома будет продолжено, может быть его вообще никогда не будут достраивать. Если он желает изменить вид разрешенного использования земли, то пусть обращается в Приволжское сельское поселение, там будут проведены публичные слушания по этому вопросу, по результатам публичных слушаний возможно, внести изменения в Генплан и Правила, но это все будет за счет Михеева С.В. Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, выслушав заключение зам. прокурора Мышкинского района Федоровой И.А., полагавшей необходимым удовлетворить требования Михеева С.В., изучив материалы дела, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Свидетель ФИО 1- начальник архитектурного отдела Администрации Мышкинского МР дала суду показания, аналогичные объяснениям представителя Собрании депутатов и представителя Администрации Мышкинского МР. Судом установлено, что решение Собрания депутатов № 62 от 29.12.2009 г. Генеральный план и Правила землепользования и застройки Приволжского сельского поселения являются нормативными правовыми актами органа местного самоуправления. Судом установлено, что земельный участок Михеева С.В – это сельскохозяйственные угодья: сенокосы и пастбища, в составе земель сельскохозяйственного назначения. Данный земельный участок не входит в границы населенного пункта с. Поводнево и не входит в границы иных населенных пунктов, с заявлениями о переводе земли в земли населенных пунктов Михеев С.В. не обращался и не намерен обращаться. При утверждении Генплана … и Правил… имел место перевод земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов в отношении иных правообладателей, в отношении участка Михеева С.В. такой перевод не осуществлялся. В соответствии со ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иная формы собственности. Ст.123 Конституции РФ предусматривает, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Систематическое толкование данных норм позволяет сделать вывод, что население ни при каких условиях не отстраняется от решения местных дел, в том числе при осуществлении прав собственника, а самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью вытекает также из факта равноправного признания и защиты всех форм собственности и соответственно равенства собственников в осуществлении и защите своих прав. Статья 1 п.1 п.п.2 Земельного Кодекса РФ « Основные принципы земельного законодательства « предусматривает приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. Пункт 8 закрепляет принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. ЗК РФ (ст. 78) устанавливает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Закон допускает использование земель сельхозназначения или земельных участков в составе таких земель не по назначению без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий только на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов при условии наличия утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства. В данном случае мотодром к таким объектам не относится. Как следует из представленной справки Архивного отдела Администрации Мышкинского МР Постановление Главы Мышкинского МР об отводе земельного участка под строительство мотодрома или о разрешении проектирования и строительства мотодрома на землях СПК « Победа « не принималось. Для того чтобы планировать развитие юридически не существующего мотодрома, необходимо было решить вопрос о переводе земли сельхозназначения в иную категорию, не ущемляя при этом прав собственника земельного участка, что не было сделано. Ст. 12 ЗК РФ устанавливает, что земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве. Статья 13 ЗК РФ содержит целый перечень мероприятий, направленных на охрану земли, сохранению почв и их плодородия. Ст. 79 ЗК РФ предусматривает, что сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Использование сельхозугодий для строительства увеселительного объекта суд расценивает как явно незаконное. Ст. 85 ЗК РФ предусматривает, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1)жилым, 2)общественно-деловым ;3)производственным ;4)инженерных и транспортных инфраструктур 5) рекреационным;6)сельскохозяйственного использования ;7) специального назначения ; 8) военных объектов;9) иным территориальным зонам. Пункт 2 данной статьи предусматривает, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ также закрепляет положение, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. В данном случае фактически предполагается за счет земельного участка Михеева С.В. образовать новый земельный участок: общественно- деловую зону. Таким образом, в случае реализации Генплана и Правил часть земельного участка Михеева С.В. окажется в одной территориальной зоне – общественно-деловой, а другая часть останется в границах земель сельхозназначения, что противоречит требованиям ст. 11.9 ЗК РФ Фактически в этой части Генплан… и Правила … предполагают изменение существующих границ земель сельхозназначения (в границах участка Михеева С.В.) В силу ст.25 ГрК РФ в таком случае проект генплана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Как уже было указано выше, такое согласование в отношении участка Михеева С.В. не производилось. Суд отвергает доводы представителя Собрания депутатов и представителя Администрации Мышкинского МР о том, что права Михеева С.В. не нарушены. Ст. 85 ЗК РФ указывает, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Часть земельного участка Михеева С.В. согласно Генерального плана … и картографического материала включена в территорию культурно-бытового обслуживания и в общественно-деловую зону, а часть – в территории сельскохозяйственного назначения, в зону сельскохозяйственных угодий. Суд пришел к выводу, что при таких обстоятельствах Михеев С.В. доказал, что его права, как собственника земельного участка нарушены. В соответствии со ст. 32 ГрК РФ физические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке. В соответствии со ст. 24 ГрК РФ правообладатели земельных участков, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке. В соответствии с ч.2 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. На основании изложенного, руководствуясь ч.2 ст. 253 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Признать недействующим нормативно правовой акт : Генеральный план Приволжского сельского поселения и Правила землепользования и застройки Приволжского сельского поселения Мышкинского района Ярославской области, утвержденные Решением Собрания депутатов Мышкинского МР Ярославской области от 29.12.2009г. № 62, в том числе и картографический материал, в той части, где содержится информация о месте расположения земельного участка Михеева С.В. и планируемом развитии на нем мотодрома и объектов для его развития и использования. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в 10 дневный срок через Мышкинский районный суд. Судья В.А. Федорова