Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 октября 2010 года с. Чалтырь Мясниковского района
Ростовской области
Мясниковский районный суд Ростовской области
в составе председательствующего федерального судьи Хаянян Т.А.
с участием представителя ООО «МП Водоканал» по доверенности Хатламаджиян В.М.
при секретаре Кесеян Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дзреяна Саака Вартевановича к ООО «МП Водоканал» о признании действий незаконными и обязании произвести опломбировку прибора учета потребления воды,
установил:
ФИО1 обратился в Мясниковский районный суд с вышеназванным иском к ООО «МП Водоканал» <адрес>, указав, что является абонентом ООО МП «Водоканал». ООО «МП Водоканал» <адрес>, в нарушение действующего законодательства, понуждает его перенести индивидуальный прибор учета холодного водоснабжения с территории его приусадебного участка на границу раздела эксплуатационной ответственности - то есть в колодец на магистральную уличную сеть, в место подключения индивидуальных подводящих трубопроводов от частных жилых домов к центральной сети водоснабжения. Заявитель считает, что указанные требования ООО «МП Водоканал» <адрес> являются незаконными и нарушают его права по следующим основаниям. В соответствии с ч.2 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.Жилые дома располагаются на земельных участках, которые принадлежат гражданам на праве собственности или ином законном основании.В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством и федеральными законами.Под муниципальной собственностью на земельные участки понимается форма публичной собственности, сформировавшаяся в ходе разграничения государственной собственности на землю, либо по иным предусмотренным законом основаниям, отличительной чертой которой является особый характер задач муниципальных органов власти и вытекающая из этого специфика владения, пользования и распоряжения земельными участками для создания условий жизнеобеспечения потребностей населения муниципального образования.Согласно ч.1 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.Таким образом, границей эксплуатационной ответственности является линия раздела между земельным участком владельцев жилых домов и муниципальными землями, в связи с чем заявитель полагает, что требования ООО «Водоканал» <адрес> об обязании произвести вынос индивидуального прибора учета холодного водоснабжения с территории принадлежащего ему земельного участка, на границу эксплуатационной ответственности являются незаконными, поскольку у Дзреяна С.В. имеется юридическое право только на принадлежащий ему земельный участок, а земли, расположенные за пределами земельных участков жителей <адрес>, относятся к муниципальным землям. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.Как считает истец, при установке прибора учета, за пределами принадлежащего ему домовладения, бремя содержания, а также ответственность за сохранность самого прибора и пломбы на нем, не может быть возложена на него и остается на ресурсоснабжающей организации.В соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, а также за оказанные услуги водоотведения, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов.Согласно Правилам определения и предоставления технических условии подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 341) "сети инженерно-технического обеспечения" - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Принадлежность сетей инженерно-технического обеспечения потребителю либо ресурсоснабжающей организации не указывается, тем самым прибор учета воды устанавливается на границе именно сетей жилого дома, к каковым относятся внутридомовые инженерные сети, с системами коммунальной инфраструктуры, независимо, в чьей собственности находятся последние.Это положение соотносится с утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 № 189 строительными нормами и правилами «Внутренний водопровод и канализация зданий» СНиП 02.-4.01-85 (в ред. Поправок, введенной Письмом Госстроя СССР от 06.05.1987 № АЧ02358-8. Изменения № 1, утв.Постановлением Госстроя СССР от 28.11.1991 № 20, Изменения № 2, утв. Постановлением Минстроя РФ от 11.07.1996 № 18-46, согласно которым счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или эксплуатационным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 5 градусов. Таким образом, расположение прибора учета воды не зависит от того, в чьем ведении находится элемент коммунальной инфраструктуры, а определяется границей принадлежащего собственнику жилого дома.При нахождении прибора учета в смотровом колодце посреди улицы заявитель будет лишен возможности снимать показания прибора учета, что будет приводить к задолженности, и к взысканию всевозможных штрафных санкций.Кроме того, в указанном ООО «МП Водоканал» месте невозможна надлежащая эксплуатация такого прибора, поскольку в зимнее время возможно его замерзание, что может привести к выходу прибора из строя и прекращению воды в домовладение истца.С учетом изложенного и руководствуясь ст. 1 Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 N4866-1, Дзреян Саак Вартеванович просил признать действия ООО « МП Водоканал» Мясниковского района в части требований об установке прибора учета в смотровом колодце за пределами его домовладения, незаконными;обязать ООО «МП Водоканал» Мясниковского района произвести опломбировку прибора учета потребления воды в установленном порядке на территории его домовладения в соответствии с требованиями СНиП 02.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий» и возложить на ответчика судебные расходы по данному делу.
В судебном заседании Дзреян С.В. заявленные требования поддержал и просили их удовлетворить.
Представитель ООО «МП Водоканал» по доверенности <данные изъяты>. Хатламаджиян В.М. требования Дзреяна С.В. не признала, пояснив, что Дзреян С.В. обращался к директору ООО «МП Водоканал» с устным заявлением на опломбировку счетчика установленного в подвале его дома и ему также устно было дано разъяснение о том, что водомер необходимо устанавливать в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307 « О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» п.7, которого гласит, что собственники жилых домов вносят плату, за приобретенные у ресурсосберегающей организации объемы (количества холодной воды и оказанные услуги водоотведения) исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей принадлежащих собственникам жилых домов с системами коммунальной инфраструктуры. В случае, когда ресурсосберегающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы, ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи воды, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственником жилых домов, к сетям инженерно-технического обслуживания (письмо от 20.03.2007 г. №4967-СК\07). В настоящее время в эксплуатации ООО «МП Водоканал» находятся только центральные сети, а все подводящие сети находятся в собственности у хозяев частных домов. Эти сети в основном находятся в аварийном состоянии. Поэтому ООО « МП Водоканал» требует установку водомера на границе раздела эксплуатационной ответственности, то есть в колодцах на магистральных уличных сетях, в местах подключения индивидуальных подводящих трубопроводов от частных жилых домов к центральной сети водоснабжения. В своей деятельность ООО « МП Водоканал» руководствуется ст. 13 ФЗ РФ от 23.11.2009 г. №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» Пункт 1 и пункт 6 указанной статьи гласят, что производимые, передаваемые потребителям энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. До 1.01.2012 г. собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона жилых домов которые объединены общими сетями инженерно-технического обеспечения и (или) системами водоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемой воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В силу вышеизложенного представитель ООО «МП Водоканал» просила отказать с иске Дзреяну С.В.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец, проживая в домовладении <данные изъяты> <адрес> в <адрес> обращался к руководителю ООО «МП Водоканал» с заявлением на опломбировку счетчика воды. Необходимость опломбировки возникла в связи с заменой счетчика по требованию ООО «МП Водоканал». Ранее счетчик был установлен в доме, и на его место истец намеревался установить новый счетчик, однако получил отказ директора ООО « МП Водоканал» на опломбировку. Основанием отказа явилось то, что директор ООО «МП Водоканал» потребовал установить счетчик не на прежнем месте, а в смотровом колодце, за пределами домовладения истца, после чего обещал произвести опломбировку счетчика.
Суд считает, что указанные действия ООО «МП Водоканал» незаконны и нарушают права истца.
Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Так, Постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 № 189 утверждены строительные нормы и правила «Внутренний водопровод и канализация зданий» СНиП 02.-4.01-85 (в ред. поправок, введенных Письмом Госстроя СССР от 06.05.1987 № АЧ02358-8. Изменения № 1, утв.Постановлением Госстроя СССР от 28.11.1991 № 20, изменения № 2, утв. Постановлением Минстроя РФ от 11.07.1996 № 18-46), согласно которым счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или эксплуатационным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 5 градусов.(п.11.5). Для контроля за утечкой воды из трубопроводов, проложенных в каналах следует предусматривать устройство контрольных колодцев диаметром 1м. Расстояние от канала до дна колодца следует принимать не менее 0.7 м. Стенки колодца на высоту 1,5 м и его днище должны иметь гидроизоляцию. При устройстве колодцев в грунтовых условиях типа 2 основания под колодцы необходимо уплотнять на глубину 1 м. Контрольные колодцы следует оборудовать автоматической сигнализацией о появлении в них воды.(.14.6).
Вышеизложенное свидетельствует о том, что устройство колодцев предназначено для определенных целей, не связанных с действием прибора учета воды, а нормы СНиП допускают установку счетчиков в определенных условиях, которым не соответствуют контрольные колодцы.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно прибор учета должен быть установлен именно в помещении на территории домовладения истца, что позволит ему нести бремя содержания данного имущества, отвечать за сохранность прибора и пломбы на нем.
Согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, от 29.07.2010 N 580) Правила, определяя права и обязанности потребителей, устанавливают такие обязанности потребителя, как использование приборов учета для учета коммунальных ресурсов, обеспечение сохранности пломб на приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении.
В Правилах даны определения следующим понятиям: «коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;
«коммунальные услуги» - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
«внутридомовые инженерные системы» - это инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме;
«исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги;
«потребитель» - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
«ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющий продажу коммунальных ресурсов.
Согласно абзацу первому пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг, при отсутствии у собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Министерством регионального развития Российской Федерации подготовлено письмо от 20.03.2007 г. №4967-СК\07 с разъяснениями по применению пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которому собственники жилых домов в случае отсутствия у них договоров с лицом, одновременно отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем и за подачу коммунальных ресурсов, вправе заключить договоры ресурсоснабжения о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что при отсутствии каких-либо соглашений, на собственника может быть возложена лишь обязанность на обслуживание внутридомовых инженерных систем.
С учетом положений указанных нормативно-правовых актов требования ООО «МП «Водоканал» о переносе индивидуального прибора учета водоснабжения с территории домовладения истца в колодец на магистральную уличную сеть являются незаконными,
в связи с чем суд приходит к выводу об обязании ООО «МП Водоканал» Мясниковского района произвести опломбировку прибора учета потребления воды в установленном законом порядке на территории указанного домовладения.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск Дзреяна Саака Вартевановича удовлетворить.
Признать действия ООО «МП Водоканал» Мясниковского района связанные с обязанием Дзреяна Саака Вартевановича установить прибор учета потребления воды в смотровом колодце, за пределами домовладения расположенного по адресу: <адрес> незаконными.
Обязать ООО «МП Водоканал» Мясниковского района произвести опломбировку прибора учета потребления воды в установленном законом порядке на территории домовладения, расположенного по адресу <адрес> принадлежащего ФИО1.
Взыскать с ООО «МП Водоканал» в пользу Дзреяна Саака Вартевановича госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Ростовский областной суд через Мясниковский районный суд в течении 10 дней.
Федеральный судья Хаянян Т.А.