РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2011 года с. Чалтырь Мясниковского района
Мясниковский районный суд Ростовской области
в составе председательствующего судьи Даглдяна М.Г.
с участием прокурора Кравник А.А.
представителя истца Маныловой Т.А. по доверенности Енгалычевой Г.М.
представителя ответчика Администрации Мясниковского района по доверенности Хачкинаяна С.Х.
представителя ответчика МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района» по доверенности Ачарян А.С.
представителя третьего лица Администрации Петровского сельского поселения по доверенности Герасимовой В.Н.
при секретаре Даглдиян Р.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мясниковского района Ростовской области в интересах Манылова Андрея Анатольевича, Маныловой Татьяны Анатольевны к Администрации Мясниковского района Ростовской области, МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района», ПСХК «Александровский», третьи лица: Манылова Светлана Анатольевны, Администрация Петровского сельского поселения Мясниковского района, о признании частично незаконными постановлений Главы Администрации Мясниковского района, признании ничтожным договора о передаче квартиры в собственность граждан, признании незаконным бездействия Администрации Мясниковского района и МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района», признании права на внеочередное получение жилья и обязании Администрации Мясниковского района предоставить жилое помещение во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мясниковского района обратился в Мясниковский районный суд с иском в интересах Манылова Андрея Анатольевича, Маныловой Татьяны Анатольевны к Администрации Мясниковского района, МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района» и ПСХК «Александровский», указав, что прокуратурой Мясниковского района была проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с жалобой Манылова А.А., Маныловой Т.А. по вопросу сохранности жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетними воспитанниками. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает меры государственной поддержки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, учтенных в качестве нуждающихся в жилом помещении до исполнения им 23 лет. Данной нормой законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет. Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что решением Мясниковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Беспалая В.Е., Манылов А.Н. лишены родительских прав в отношении Маныловой С.А., № года рождения, Манылова А.А., № года рождения, Маныловой Т.А., ФИО17 года рождения. Постановлением Главы администрации Мясниковского района № 289 от 23 июня 1999 года сохранено право проживания несовершеннолетних Маныловой С.А., Манылова А.А., Маныловой Т.А. в <адрес> в х. ФИО5 <адрес> и предписано ФИО4 администрации Петровского сельского округа ФИО11 оказать содействие в приватизации жилого помещения - <адрес> в х. <данные изъяты>, принадлежащего <данные изъяты>», где прописаны несовершеннолетние ФИО3, ФИО1, ФИО2 Постановлением ФИО4 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние ФИО3, ФИО1, ФИО2, как оставшиеся без попечения родителей, определены в детский дом, за ними сохранено право проживания в <адрес> в х. ФИО5 <адрес>. Вместе с тем, закрепление за несовершеннолетними ФИО3, ФИО1, ФИО2 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, проведено необоснованно. За несовершеннолетним может быть закреплено жилое помещение, отвечающее требованиям ст.15 ЖК РФ. Однако, постановлениями ФИО4 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетними Маныловой С.А., Маныловым А.А., Маныловой Т.А. закреплено жилое помещение, которое не отвечает требованиям ст. 15 ЖК РФ. Закрепление и сохранение жилого помещения за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, осуществляется на основании ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставайся без попечения родителей». Согласно ст.15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. При этом жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами. Согласно ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Для реализации указанных норм Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Так, согласно п.10 указанного Положения несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Согласно п.12 этого же Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. В соответствии с п.16 жилые помещения должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств. Как видно из решения суда от <данные изъяты> года о лишении родительских прав Беспалой В.Е. и Манылова А.Н. в отношении Маныловой С.А., Манылова А.А., Маныловой Т.А., в спорной квартире на <данные изъяты> год в течение <адрес> лет не производился ремонт, условий для проживания не имеется. Из решения Мясниковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о выселении Беспалой В.Е. из данной квартиры усматривается, что квартира пришла в негодность, кроме того, в <адрес> году в ней произошел пожар. Согласно акту сохранности жилья несовершеннолетних ФИО3, ФИО1, ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>лодежная в х. ФИО5 <адрес> находится в неудовлетворительном состоянии, в течение 10 лет не ремонтировалась, отопление печное, но печь в аварийном состоянии, электричество отключено, рамы окон затянуты пленкой, порваны во многих местах. Аналогичные акты составлялись ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Из ответа начальника МУ «Отдел образования <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ директору Красносулинского детского дома следует, что состояние жилья, закрепленного за несовершеннолетними, осталось на прежнем уровне, т.е. оно было непригодным для проживания изначально, когда дети определялись в детский дом. Постановлением ФИО4 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Главе Петровского сельского поселения рекомендовано осуществлять контроль за сохранностью жилья, находящегося в х. ФИО5, <адрес>. Согласно заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания и акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ со стороны <адрес> в торцевой и фасадной части видны трещины, часть оконных блоков отсутствует, внутри помещения требуется полный капитальный ремонт, отсутствует газ, вода, электричество. В соответствии с п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям. При этом на основании п.2 указанного Положения действие его распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории РФ. Согласно Положению, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Администрацией Мясниковского района в целях реализации указанного выше Положения создана и действует комиссия по признанию жилых помещений непригодных для проживания. В течение периода нахождения несовершеннолетних Маныловых в детском доме, администрацией Красносулинского детского дома в интересах несовершеннолетних неоднократно запрашивались сведения о состоянии их жилья, и Отделом образования Мясниковского района неоднократно составлялись акты о непригодности данного жилья для проживания, однако Администрацией Мясниковского района никаких мер для решения вопроса о признании <адрес> в х. ФИО5 непригодным для проживания с целью дальнейшей постановки на квартирный учет ФИО3, ФИО1, ФИО2 не принято. Согласно ст.7 и ст.8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» к задачам и полномочиям органов опеки и попечительства относятся контроль за сохранностью имущества и управление имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством, осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, оказание содействия опекунам и попечителям, проверка соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей. Бездействие МУ «Отдел образования <адрес>» повлекло нарушение конституционного права на жилье ФИО3, ФИО1, ФИО2 Право <данные изъяты> из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, проживающих на территории <адрес>, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до достижения 23 лет и ранее не обеспечивавшихся жильем за счет средств областного бюджета. Пунктами 1 и 2 указанного Положения предусмотрено обеспечение жильем, если возвращение детей-сирот в закрепленные за ними жилые помещения невозможно в связи с наличием любого из следующих обстоятельств: снос дома, в котором находилось закрепленное за детьми-сиротами жилье, разрушение (угроза разрушения, аварийное состояние) дома или его части, а также несоответствие общей площади жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении, норме предоставления площади жилых помещений. Вопреки указанным положениям закона, вопрос о том, возможно ли возвращение Маныловой С.А., Манылова А.А., Маныловой Т.А. в ранее занимаемое и закрепленное за ними жилое помещение, органом опеки и попечительства не выяснялся, какие-либо меры к обеспечению детей-сирот жильем не предпринимались. Кроме того, жилое помещение - <адрес> в х<адрес>, закрепленная за несовершеннолетними Маныловыми, как видно из имеющихся документов, имеет общую площадь <адрес> кв. м, общую - <адрес> кв.м., тогда как норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствии с ч.3 ст.6 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС категориям граждан, определенным федеральным или областным законодательством, составляет: 33 кв. м общей площади жилого помещения - для одиноко проживающих граждан; <адрес> кв. м общей площади жилого помещения - на семью из <адрес> кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек. При таком положении закрепление за Маныловой С.А., Маныловым А.А., Маныловой Т.А. такого жилого помещения и последующая передача такого жилья им в собственность существенно ущемило их жилищные права. В соответствии с договором о передаче части жилого дома (квартиры) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ ПСКХ «<данные изъяты>» передал Маныловой С.А., Манылову А.А., Маныловой Т.А. в собственность квартиру № <адрес> дома № <данные изъяты> по ул. ФИО18 <адрес>, жилой площадью <адрес> кв. м, общей -<данные изъяты> кв. м. Учитывая, что в соответствии со ст.ст. 28 и 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки, кроме не требующих нотариального удостоверения либо государственной регистрации, приватизация может быть осуществлена родителями и усыновителями несовершеннолетних, а также их опекунами и попечителями лишь при наличии разрешения указанных выше органов. Такого согласия при заключении договора приватизации опекуном несовершеннолетних Маныловых Савченко Т.Е. получено не было. Вопрос о передаче Маныловым в собственность жилья, непригодного для проживания, органом опеки не рассматривался. Поскольку закрепление данного жилья за Маныловыми являлось незаконным, при заключении договора приватизации требования закона соблюдены не были, поэтому договор приватизации является ничтожным. В соответствии с п.1 ст.166, п.1 ст.167, ст.45 ГПК РФ, прокурор Мясниковского района просил суд признать незаконными п.п. 2, 4 постановления ФИО4 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным п.3 постановления Главы администрации Мясниковского района № от ДД.ММ.ГГГГ; признать ничтожным договор о передаче части жилого дома (квартиры) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ПСХК «№» и Маныловой Светланой Анатольевной, Маныловым Андреем Анатольевичем и Маныловой Татьяной Анатольевной в лице опекуна Савченко Татьяны Евгеньевны; признать незаконным бездействие Администрации Мясниковского района; признать незаконным бездействие МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района»; признать право Маныловой Светланы Анатольевны, Манылова Андрея Анатольевича, Маныловой Татьяны Анатольевны на внеочередное получение жилья; обязать Администрацию Мясниковского района предоставить Маныловой С.А., Манылову А.А., Маныловой Т.А. жилое помещение во внеочередном порядке в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за счет средств областного бюджета Ростовской области.
В судебном заседании прокурор Кравник А.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Истцы Манылов А.А., Манылова Т.А., представитель Маныловой Т.А. по доверенности Енгалычева Г.М. (л.д.ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании исковые требования прокурора Мясниковского района поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Мясниковского района по доверенности Хачкинаян С.Х. (л.д.<данные изъяты>) в суде исковые требования прокурора признал полностью за исключением требований о признании незаконным бездействия <адрес>.
Представителя ответчика МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района» по доверенности Ачарян А.С. (л.д.<данные изъяты>) в суде исковые требования прокурора признала полностью, против удовлетворения иска не возражала.
Представитель ответчика ПСХК «Александровский» в судебное заседание не явился, в суд поступило письменное заявление ответчика об отсутствии у него возражений против удовлетворения иска прокурора с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.<данные изъяты>).
Представитель третьего лица Администрации Петровского сельского поселения по доверенности Герасимова В.Н. (л.д.<данные изъяты>) в судебном заседании против удовлетворения иска не возражала.
Третье лицо Манылова С.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена (л.д.67).
Суд в порядке ст.167 ГПК РФ считает возможным слушание дела в отсутствие представителя ответчика ПСХК «<данные изъяты>» и третьего лица Маныловой С.А.
Выслушав стороны, свидетеля, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Согласно ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно п.п. 1-3, 5 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 18 сентября 2006 года № 384, данное Положение определяет порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), проживающих на территории Ростовской области, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до достижения 23 лет и ранее не обеспечивавшихся жильем за счет средств областного бюджета. Жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, под опекой (попечительством), в приемной семье, детском доме семейного типа, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств областного бюджета в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании письменного заявления либо ходатайства органов опеки и попечительства, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и закрепленные за ними жилые помещения невозможно. При этом им предоставляются благоустроенные (по отношению к местности) жилые помещения по договору социального найма. Возвращение детей-сирот в закрепленные за ними жилые помещения невозможно в связи с наличием любого из следующих обстоятельств: снос дома, в котором находилось закрепленное за детьми-сиротами жилье, разрушение (угроза разрушения, аварийное состояние) дома или его части, а также несоответствие общей площади жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении, норме предоставления площади жилых помещений. Основанием для принятия решения о предоставлении жилого помещения является заявление сироты или ходатайство органов опеки и попечительства муниципальных образований о предоставлении жилого помещения на имя главы муниципального образования. Минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет: от № до № кв. м общей площади жилого помещения - для одиноко проживающих граждан; от <данные изъяты> до <данные изъяты> кв. м общей площади жилого помещения - на семью из двух человек; от № до № кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.
Решением Мясниковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Беспалая В.Е. и Манылов А.Н. были лишены родительских прав в отношении Маныловой С.А., <данные изъяты> года рождения, Манылова А.А., <данные изъяты> года рождения, Маныловой Т.А., <данные изъяты> года рождения (л.д.<данные изъяты>).
Постановлением Главы администрации Мясниковского района № 289 от 23 июня 1999 года сохранено право проживания несовершеннолетних Маныловой С.А., Манылова А.А., Маныловой Т.А. в <адрес> ФИО19 <адрес> на основании п.3 ст.60 ЖК РСФСР и предписано Главе администрации Петровского сельского округа Коваленко А.А. оказать содействие в приватизации жилого помещения - <адрес> в х. <данные изъяты>, принадлежащего ПСКХ «<адрес>», где прописаны несовершеннолетние Манылова С.А., Манылов А.А., Манылова Т.А. (л.д.<данные изъяты>).
Согласно п.3 ст.60 ЖК РСФСР жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами в случае выезда из жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда детей в связи с утратой попечения родителей - в течение всего времени пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо в течение всего времени пребывания у родственников или опекунов (попечителей).
Таким образом, соответствующая норма жилищного законодательства предусматривала сохранение за временно отсутствующими детьми, утратившими попечение родителей, именно жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно п.п. 10, 12, 16 указанного Положения несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Жилые помещения должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной постановлением Главы Мясниковского района от 20 мая 2009 года № 329, произведено обследование помещения по адресу: <адрес>, х. ФИО5, <адрес>, по результатам которого составлен акт и дано заключение о пригодности (непригодности) жилого помещения (л.д.<данные изъяты>). Согласно акту обследования со стороны <адрес> в торцевой и фасадной части видны трещины. Часть оконных блоков отсутствует, не подведены газ, вода, отсутствуют электроприборы, нет санузла. На основании изложенного межведомственная комиссия пришла к выводу, что в настоящее время жилое помещение по адресу: х. ФИО5, <адрес>, непригодно для проживания.
Из решения Мясниковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, акта обследования жилищно-бытовых условий жизни от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>) видно, что жилое помещение по адресу: х. ФИО5, <адрес>, было непригодно для проживания также и на дату принятия постановления Главы администрации Мясниковского района № от ДД.ММ.ГГГГ.
Соответственно, требования прокурора о признании незаконными п.п. № данного постановления подлежат удовлетворению.
Постановлением Главы администрации Мясниковского района № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние Манылова С.А., Манылов А.А., Манылова Т.А., как оставшиеся без попечения родителей, определены в детский дом, за ними сохранено право проживания в <адрес> в х. ФИО5 <адрес> (л.д.<данные изъяты>).
Пункт 3 постановления ФИО4 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ также подлежит признанию незаконным по вышеуказанным основаниям.
Подлежат удовлетворению и требования прокурора о признании незаконным бездействия Администрации Мясниковского района и МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района».
Кроме того, в судебном заседании установлено, что в соответствии с договором о передаче части жилого дома (квартиры) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ ПСКХ «Александровский» передал Маныловой С.А., Манылову А.А., Маныловой Т.А. в собственность <адрес> в х. ФИО5 <адрес>, жилой площадью <данные изъяты> кв. м, общей - <данные изъяты> кв. м (л.д<данные изъяты>).
От имени несовершеннолетних договор подписала их опекун Савченко Татьяна Евгеньевны.
В соответствии со ст.37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного.
Поскольку приобретение в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ помещения, не пригодного для проживания, привело к утрате несовершеннолетними права на получение по месту жительства вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм на основании ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опекун перед подписанием такого договора должен был получить предварительное разрешение органа опеки и попечительства. Однако данное условие опекуном выполнено не было.
Более того, Савченко Т.Е. пояснила в судебном заседании, что договор о передаче части жилого дома (квартиры) в собственность она фактически подписала зимой <данные изъяты> года. До этого имелся старый договор, в котором отсутствовало описание комнат, их площадь и т.п. Старый договор она не подписывала (л.д.<данные изъяты>).
Указанный «старый» экземпляр договора представлен в материалы дела (л.д<данные изъяты>). В данном экземпляре в графе «приобретатели» нет подписи ни Савченко Т.Е., ни детей Маныловой С.А., Манылова А.А. и Маныловой Т.А.
При таких обстоятельствах договор о передаче части жилого дома (квартиры) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ПСХК «<данные изъяты>» и Маныловой С.А., Маныловым А.А. и Маныловой Т.А. в лице опекуна Савченко Т.Е., подлежит признанию недействительным на основании ст.168 ГК РФ.
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пунктами 1 и 2 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 18 сентября 2006 года № 384, суд считает подлежащими удовлетворению также требования прокурора о признании за Маныловой С.А., Маныловым А.А. и Маныловой Т.А. права на внеочередное получение жилья, обязании Администрации Мясниковского района предоставить Маныловым жилое помещение во внеочередном порядке за счет средств областного бюджета Ростовской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Мясниковского района Ростовской области в интересах Манылова Андрея Анатольевича, Маныловой Татьяны Анатольевны удовлетворить.
Признать незаконными пункты 2 и 4 постановления Главы администрации Мясниковского района № 289 от 23 июня 1999 года и пункт 3 постановления Главы администрации Мясниковского района № 367 от 18 августа 1999 года.
Признать недействительным договор о передаче части жилого дома (квартиры) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ПСХК «<данные изъяты>» и Маныловой Светланой Анатольевной, Маныловым Андреем Анатольевичем и Маныловой Татьяной Анатольевной, в лице опекуна Савченко Татьяны Евгеньевны.
Признать незаконным бездействие Администрации Мясниковского района Ростовской области и МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района».
Признать право Маныловой Светланы Анатольевны, Манылова Андрея Анатольевича и Маныловой Татьяны Анатольевны на внеочередное получение жилья.
Обязать Администрацию Мясниковского района Ростовской области предоставить Маныловой Светлане Анатольевне, Манылову Андрею Анатольевичу и Маныловой Татьяне Анатольевне жилое помещение во внеочередном порядке в соответствии Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за счет средств областного бюджета Ростовской области.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Мясниковский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Даглдян М.Г.