о признании права на досрочную пенсию и обязании ГУ УПФ РФ назначить досрочную пенсию



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 марта 2011 года с. Чалтырь Мясниковского района

Мясниковский районный суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Даглдяна М.Г.

с участием представителя истца по ордеру адвоката Арабаджиян А.Л.

представителя ответчика Леоновой О.А.

при секретаре Даглдиян Р.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хатламаджиян Анаит Карапетовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Мясниковском районе Ростовской области о признании права на досрочную пенсию, обязании назначить пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Хатламаджиян А.К. обратилась в Мясниковский районный суд с иском к УПФР в Мясниковском районе, указав, что в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено право на досрочную трудовую пенсию лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Поскольку общий педагогический стаж работы истца составляет более 25 лет, она обратилась в УПФР в Мясниковском районе с заявлением об установлении ей досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако на заседании комиссии УПФР в Мясниковском районе от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, из 25 лет стажа ей засчитали 15 лет 02 месяца 04 дня. Не были включены в специальный стаж работы следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа преподавателем по классу фортепиано и концертмейстера Чалтырской детской школы искусств, в связи с несоответствием наименования учреждения п.15 раздела «Наименование учреждений» Списка №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа преподавателем по классу фортепиано и концертмейстера Чалтырской детской школы искусств, в связи с несоответствием наименования учреждения п.15 раздела «Наименование учреждений» Списка № 1067, а также в связи с тем, что на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует необходимый стаж (16 лет 8 месяцев), установленный абз.3 п.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа преподавателем по классу фортепиано и концертмейстера МОУ «Детская школа искусств», так как наименование учреждения не соответствует п.15 раздела «Наименование учреждений» Списка № 1067 и на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует необходимый стаж (16 лет 8 месяцев), установленный абз.3 п.3 Постановления
Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа преподаватель по классу фортепиано и концертмейстера Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств», так как отсутствует необходимый стаж (16 лет 8 месяцев), установленный абз.3 п.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 и п.12 Правил № 781. С решением ответчика истец не согласна, так как работает на соответствующей должности и имеет необходимый стаж педагогической работы для получения досрочной пенсии по старости. Кроме того, целью учреждения является обучение детей независимо от его названия. Несмотря на то, что на протяжении всего периода истец работал в одном и том же учреждении, ответчиком не засчитан по формальным основаниям ряд периодов. В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, имеют право на установление трудовой пенсии по старости независимо от возраста. В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (так же как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в прежнем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. Из содержания п.3 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающего, что списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.7-13 п.1 данной статьи, в том числе список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, при необходимости утверждаются Правительством РФ, не вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этих категорий работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство РФ связано не только законодательными нормами, но и обязано учитывать предписания ст.15 Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. В Определении Конституционного суда РФ от 6 марта 2003 года № 107-О говорится о том, что если при разрешении конкретного дела суд общей юрисдикции придет к выводу о нарушении конституционных прав и свобод граждан актом Правительства РФ, определяющим, какие именно списки производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, должны применяться при досрочном назначении трудовой пенсии, предусмотренной пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также о несоответствии предписаний такого акта нормам федерального закона необходимо принять решение на основе Конституции РФ и федерального закона. В Постановлении № 2-П от 29 января 2004 года говорится о том, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действующими на момент приобретения права. Изменения законодательства, ухудшающие положение гражданина, не должны применяться. Иное означало бы такое ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не оправдано указанными в ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Тем более что Постановление Правительства РФ № 1067 утратило силу и применялось в рамках, не противоречащих Конституции. На основании изложенного, ссылаясь на ст.ст. 15, 39 Конституции РФ, ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», Хатламаджиян А.К. просила суд признать за ней право и обязать УПФР в Мясниковском районе включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить ей пенсию с даты подачи ответчику заявления о назначении пенсии.

В судебном заседании истец Хатламаджиян А.К. и ее представитель по ордеру адвокат Арабаджиян А.Л. исковые требования поддержали, просил суд обязать ответчика включить в специальный стаж истца периоды работы, указанные в ее заявлении, и назначить ей пенсию с момента обращения с заявлением в УПФР в Мясниковском районе с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика УПФР в Мясниковском районе по доверенности Леонова О.А. в судебном заседании иск Хатламаджиян А.К. не признала полностью, просила в иске отказать, представив письменный отзыв.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что согласно записям в трудовой книжке, ДД.ММ.ГГГГ Хатламаджиян А.К. была принята в Музыкальную школу Мясниковского района преподавателем по классу фортепиано и концертмейстера; ДД.ММ.ГГГГ решением аттестационной комиссии ей присвоен № разряд по оплате труда; ДД.ММ.ГГГГ решением аттестационной комиссии истцу присвоен № разряд оплаты труда по ЕТС; ДД.ММ.ГГГГ решением аттестационной комиссии истцу присвоен № разряд оплаты труда по ЕТС; ДД.ММ.ГГГГ решением аттестационной комиссии Хатламаджиян А.К. присвоен № разряд по ЕТС; ДД.ММ.ГГГГ решением аттестационной комиссии истцу присвоена № категория оплаты труда.

В материалы дела представлены копии Уставов учреждения, в котором ФИО1 осуществляла трудовую деятельность. Так, согласно Уставу, зарегистрированному <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, наименование образовательного учреждения - Чалтырская детская школа искусств. ДД.ММ.ГГГГ Устав был зарегистрирован в новой редакции, в которой наименование учреждения значится - Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств <адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ Хатламаджиян А.К. обратился в УПФР в Мясниковском районе с заявлением о назначении пенсии. Ее заявление было рассмотрено ответчиком (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) и принято решение об отказе Хатламаджиян А.К. в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Специальный стаж истца составил на дату обращения № лет № месяца № дня. В специальный стаж Хатламаджияна А.К. не были засчитаны, среди прочего, периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - преподавателем по классу фортепиано и концертмейстера Чалтырской детской школы искусств, поскольку наименование учреждения в указанный период не соответствовало п.15 раздела «Наименование учреждений» Списка №;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - преподавателем по классу фортепиано и концертмейстера Чалтырской детской школы искусств, так как наименование учреждения в указанный период не соответствовало п.15 раздела «Наименование учреждений» Списка №, и на ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал необходимый стаж (16 лет 8 месяцев), установленный абз.3 п.3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - преподавателем по классу фортепиано и концертмейстера МОУ «Чалтырская детская школа искусств», так как наименование учреждения в указанный период не соответствовало п.15 раздела «Наименование учреждений» Списка № 1067, и на ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал необходимый стаж (16 лет 8 месяцев), установленный абз.3 п.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - преподавателем по классу фортепиано и концертмейстера Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств», поскольку отсутствовал необходимый стаж (16 лет 8 месяцев), установленный абз.3 п.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 и п.12 Правил № 781.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 ст.27 названного Федерального закона установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Ранее действовали Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, и Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.

Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, определено, что работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абз.3 п.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067.

Поскольку должность Хатламаджиян А.К. и учреждение, в котором она работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, соответствует должности «педагог дополнительного образования», указанной в п.2 раздела «Наименование должностей» и учреждению дополнительного образования детей, указанному в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка, то, исходя из условий, приведенных в п.12 Правил, работа Хатламаджиян А.К. в должности педагога дополнительного образования в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств <адрес>» могла быть зачтена в специальный стаж работы только в том случае, если бы истец на ДД.ММ.ГГГГ имела стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Между тем, на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж Хатламаджиян А.К., даже при условии включения в него периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляет 16 лет 4 месяца 4 дня, то есть менее 16 лет 8 месяцев, следовательно, отсутствуют правовые основания для включения последующих периодов в специальный трудовой стаж и назначения пенсии.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Хатламаджиян Анаит Карапетовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Мясниковском районе Ростовской области о признании права на досрочную пенсию, обязании назначить пенсию с даты подачи заявления о ее назначении (с ДД.ММ.ГГГГ) отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Мясниковский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 марта 2011 года.

Судья Даглдян М.Г.