РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2010 года с. Чалтырь Мясниковского района
Ростовской области
Мясниковский районный суд Ростовской области
в составе председательствующего судьи Хаянян Т.А.,
с участием помощника прокурора Мясниковского района Кравника А.А.
представителя МО «Крымское сельское поселение» Прокопайло Е.Ю.,
представителя СПК колхоза «Лукашина» Хошафяна Е.Е.
при секретаре Кесеян Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Мясниковского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к МО «Крымское сельское поселение» о признании бездействия незаконным и обязании выполнить необходимые действия,
установил:
Прокуратура Мясниковского района Ростовской области обратилась в Мясниковский районный суд к МО «Крымское сельское поселение» с вышеназванным иском, указав, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено отсутствие каких-либо мер со стороны муниципальных образований на изменение негативной ситуации, сложившейся в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений района.
На территории Крымского сельского поселения находится гидротехническое сооружение:
- пруд балочный на балке «Калмыцкая», № (в соответствии с реестром ГТС, включенных в инвентаризацию ДД.ММ.ГГГГ г.г. НТЦ «Геотехника»), балка «Калмыцкая», от устья <данные изъяты> км, <данные изъяты> км СЗ <адрес>, плотина, паводковый водосброс, донный водоспуск.
Указанное гидротехническое сооружение, расположенное на территории Крымского сельского поселения, по данным Нижне-Донского Управления Ростех-надзора, находится в неудовлетворительном состоянии.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Федеральным законодательством (Закон от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ) установлены определенные требования по эксплуатации ГТС. Пункт 3 ст. 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По сведениям, предоставленным Мясниковским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах и ограничениях на какие-либо гидротехнические сооружения, расположенные в Мясниковском районе.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. С учетом того, что собственник указанных гидротехнических сооружений неизвестен, они являются бесхозяйными.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21,07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 № 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации, является декларация безопасности ГТС.
Отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения (ГТС) влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. Согласно ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать. Отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.
Согласно п.4.1 Решения коллегии Администрации Ростовской области от 08.09.2008 №51 «О комплексе мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений» главам муниципальных образований указано на необходимость завершения в срок до <данные изъяты> работы по определению собственников гидротехнических сооружений, по принятию в муниципальную собственность бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на их территории.
Ранее в адрес главы Крымского сельского поселения прокуратурой района направлялось предостережение.
Установленные Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" меры по безопасности ГТС, контроль за их состоянием, финансовое обеспечение, организация эксплуатации и т.п., не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности вышеуказанных ГТС, не исключающих возможность возникновения чрезвычайной ситуации. Рассматриваемые объекты расположены в административных границах МО «Крымское сельское поселение» Мясниковского района, а следовательно, бездействие администрации МО «Крымское сельское поселение» в части необращения в Мясниковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о принятии на учет указанных гидротехнических сооружений как бесхозяйного недвижимого имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ. Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Данное исковое заявление предъявлено прокурором района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Крымское сельское поселение», так как непринятие мер по устранению нарушений законодательства безопасности гидротехнических сооружений. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 139, 140 ГПК РФ, прокурор просил:
признать незаконным бездействие администрации муниципального образования (МО) Крымское сельское поселение, выразившееся в непостановке на учет как бесхозяйного имущества расположенного на его территории гидротехнического сооружения - пруда балочного на балке «Калмыцкая», № (в соответствии с реестром ГТС, включенных в инвентаризацию ДД.ММ.ГГГГ г.г. НТЦ «Геотехника»), балка «Калмыцкая», от устья <данные изъяты> км, <данные изъяты> км СЗ <адрес>, плотина, паводковый водосброс, донный водоспуск.
возложить на администрацию муниципального образования «Крымское сельское поселение» обязанность обратиться в Мясниковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанных гидротехнических сооружений.
В судебном заседании помощник прокурора Мясниковского района Кравник А.А. заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель МО «Крымское сельское поселение» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Прокопайло Е.Ю. возражала против удовлетворения требований прокуратуры, пояснив, что
На территории Крымского сельского поселения находится пруд балочный на балке «Калмыцкая». Данный пруд находится на балансе колхоза имени Лукашина с ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается письмом колхоза им. Лукашина за № от ДД.ММ.ГГГГ По имеющимся у Администрации Крымского сельского поселения колхоз им. Лукашина платит земельный налог на землю под водными объектами. В связи с чем данное имущество не может считаться бесхозяйным.
В силу статьи 234 Гражданского кодекса лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество. В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» от 30.11.1994 г. № 52-ФЗ действие статьи 234 Кодекса (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса. Пленум Верховного суда Российской Федерации № 10, Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 22 издали совместное постановление от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в котором указали, что возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности. В случаях, когда прежний собственник недвижимого имущества не был и не должен был быть известен давностному владельцу, он вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности. В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлекается государственный регистратор. По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ предварительная постановка бесхозяйного недвижимого имущества на учет государственным регистратором по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится и последующий отказ судом в признании права муниципальной собственности на эту недвижимость не являются необходимым условием для приобретения права частной собственности на этот объект третьими лицами в силу приобретательной давности (п. 19 постановления).
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве 3го лица СПК колхоза «Лукашина» по доверенности ДД.ММ.ГГГГ г. Хошафян Е. Е. не возражал против удовлетворения требований, пояснив, что документов подтверждающих право СПК колхоза «Лукашина» на пруд не имеется, в настоящее время решается вопрос о признании права собственности на данный пруд за СПК. Решение суда о постановке на учет как бесхозяйного имущества не лишает колхоз права решать вопрос о признании права собственности на пруд.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Установленные Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" меры по безопасности ГТС, контроль за их состоянием, финансовое обеспечение, организация эксплуатации и т.п., не могут быть реализованы по причине неопределенности принадлежности вышеуказанных ГТС, не исключающих возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Пункт 3 ст. 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По сведениям, предоставленным Мясниковским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах и ограничениях на какие-либо гидротехнические сооружения, расположенные в Мясниковском районе.
В силу ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования и возражения, освобождает последнюю от необходимости доказывания этих обстоятельств.
Исходя из вышеназванных положений закона и результатов проверки проведенной прокуратурой района, суд, с учетом частичного признания иска представителем ответчика, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Что касается возражений представителя администрации о нахождении пруда на балансе СПК колхоза «Лукашина», то данное обстоятельство, по мнению суда, не может быть принято во внимание. Доказательств принадлежности СПК данного пруда не имеется, а фактическое пользование данным объектом не подтверждает принадлежность его СПК на праве собственности и как следствие делает невозможным возложение на данное юридическое лицо обязанности по обеспечению безопасности ГТС. Суд отмечает, что возложение на администрацию муниципального образования «Крымское сельское поселение» обязанности постановки на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанного гидротехнического сооружения не исключает права СПК решать вопрос о признании права собственности на указанный объект в установленном законом порядке.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Мясниковского района Ростовской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования (МО) Крымское сельское поселение, выразившееся в непостановке на учет как бесхозяйного имущества расположенного на его территории гидротехнического сооружения - пруда балочного на балке «Калмыцкая», № (в соответствии с реестром ГТС, включенных в инвентаризацию ДД.ММ.ГГГГ г.г. НТЦ «Геотехника»), балка «Калмыцкая», от устья <данные изъяты> км, <данные изъяты> км СЗ <адрес>, плотина, паводковый водосброс, донный водоспуск.
Возложить на администрацию муниципального образования «Крымское сельское поселение» обязанность обратиться в Мясниковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанных гидротехнических сооружений.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Ростовский областной суд через Мясниковский районный суд в течении 10 дней.
Федеральный судья Т.А. Хаянян