об аннулировании и признании государтвенного сертификата на материнский капитал недействительным



РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

08 ноября 2010 года с. Чалтырь

Мясниковский районный суд Ростовской области

в составе председательствующей судьи Хаянян Т.А,,

с участием представителя ГУ УФР РФ в Мясниковском районе Леоновой О.А.,

представителя ответчицы Мельниковой Н.С. по доверенности Мельникова В.И.,

при секретаре Кесеян Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ГУ

УПФ РФ в Мясниковском районе к Мельниковой Наталье Сергеевне об аннулировании и

признании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал

недействительным,

установил:

ГУ Управление Пенсионного Фонда в Мясниковском районе обратилось в Мясниковский районный суд с вышеназванным иском к Мельниковой Н.С, указав, что в соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее по тексту Федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 г.) право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у граждан Российской Федерации независимо от их места жительства, в том числе, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Реализация права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. осуществляется путем получения лицами, имеющими право на дополнительные меры государственной поддержки, государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, правила обращения за которым утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2008 г. № 873 (далее по тексту - Правила № 873; и дальнейшего использования средств материнского (семейного) капитала на условиях и в порядке, предусмотренных Законом № 256-ФЗ. ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, родился второй ребенок (ФИО1), который умер ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в день его рождения, что подтверждается справкой о рождении (форма №), выданной отделом ЗАГС администрации <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предъявив документы, указанные в п.5 Правил №873. и в качестве документа, подтверждающего рождение второго ребенка ФИО1 - справку о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, вынесено решение № о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии №, который выдан ДД.ММ.ГГГГ г. Решением УПФР в Мясниковском районе Ростовской области <данные изъяты> заявление Мельниковой Н.С. о предоставлении единовременной выплаты в размере <данные изъяты> рублей за счет средств материнского (семейного) капитала от ДД.ММ.ГГГГ г. удовлетворено. В соответствии со ст.8 Федерального закона № 143-ФЗ от 15.11.1997 г. «Об актах гражданского состояния» документом, удостоверяющим факт регистрации акта гражданского состояния, является свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, В соответствии с п.2 ст.20 данного Закона в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) Согласно преамбуле Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. настоящий закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, осуществляется Пенсионным фондом и его территориальными органами, и регистр содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, в том числе, сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рожден реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство (ст. 4 Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 г.) Из содержания приведенных выше положений Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. следует, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине тогда, когда у нее имеется (ею воспитывается) не менее двух рожденных (усыновленных) ею детей, один из которых родился, начиная с 1 января 2007 года, а женщина, родившая второго ребенка после 1 января 2007 года в случае рождения первого или второго ребенка мертвыми или их смерти на первой неделе жизни, права на получение дополнительной государственной поддержки, не имеет. Исходя из изложенного, без правовых оснований вынесено решение о выдаче от 24.12.2009 и произведена выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Мельниковой Наталье Сергеевне серии №, а также единовременная выплата в размере <данные изъяты> за счет средств материнского (семейного) капитала. В соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов. К бюджетам бюджетной системы РФ относятся бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, которые разрабатываются в форме федеральных законов (ст. 10 БК РФ). В соответствии со статьей 16 Федерального закона РФ № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. « Об обязательном пенсионном страховании в РФ» бюджет Пенсионного фонда и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом РФ. Средства бюджета Пенсионного фонда РФ является федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда РФ на соответствующий год осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном закон порядке. Расходы, связанные с ведением регистра, изготовлением и выдачей сертификатов, а также обеспечением реализации права на распоряжение материнским (семейным) капиталом осуществляется за счет средств федерального бюджета и учитываются в общем объеме расходов бюджета Пенсионного фонда РФ на соответствующий финансовый год в составе расходов содержание органов Пенсионного фонда РФ. При исполнении бюджета Пенсионного фонда РФ соответствующий финансовый год учет операций, связанных с зачислением, использованием расходованием средств материнского (семейного) капитала, ведется Пенсионным фондом РФ соответствующих счетах бюджетного учета в соответствии с бюджетным законодательством РФ (с Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 г.) Положением о Пенсионном фонде РФ (России), утвержденном Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 2122-1, установлено, что Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ, его денежные среда находятся в федеральной собственности РФ, являются частью бюджета России, имеют строго целевое назначение. Согласно Положения о государственном учреждении -Управлении Пенсионного фонда РФ в Мясниковском районе Ростовской области (редакция 2004 г.) Управление является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, владеет, пользуется, распоряжается вверенным ему имуществом с соблюдением норм ГК РФ в соответствии с целями своей деятельности, не обладает собственными свободными денежными средствами и находится на полном бюджетном финансировании. Доходов от хозяйственной и иной деятельности не имеет. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. определено, что государственный сертификат на материнский (семейный) капитал является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки. Исходя из содержания ст. 13 БК РФ, закрепляющей, что федеральный бюджет ч бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ, в контексте преамбулы Федерального чакона № 256-ФЗ от 29.12.2006 г., следует, что территориальные органы Пенсионного фонда РФ осуществляют государственные обязанности в социальной сфере и приравниваются к бюджетным учреждениям. На основании изложенного, в соответствии со ст. ст. 3, 24, 131-132 ГПК РФ, ГУ УПФ РФ в Мясниковском районе просит: аннулировать и признать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный на имя Мельниковой Наталье Сергеевне, недействительным.

В судебном заседании представитель ГУ УПФ РФ в Мясниковском районе по доверенности Леонова О.А. поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить.

Ответчица Мельникова Н.С. и ее представитель по доверенности Мельников В.И. исковые требования не признали, представив письменные возражения. Как указывает ответчиц?, государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выдан УПФР в Мясниковском районе Ростовской области законно, на основании действующего законодательства. Так, согласно подпункту 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на получение материнского капитала возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 873 (далее Правила), установлено, что заявление о выдаче сертификата подается с предъявлением документов, подтверждающих рождение либо усыновление детей. Соответствующие документы, подтверждающие рождение второго ребенка и указанные в п. 5 Правил, представлен!" ответчицей вместе с заявлением в УПФР в Мясниковском районе. Документами, подтверждающими рождение у ответчицы второго ребенка являются справка о рождении ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ формы № (выданной ответчице в соответствие с п. 2 статьи 20 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" в редакции действовавшей до 02.08.2010), копия которой представлена, со слов ответчицы, в УПФР в Мясниковском районе, а также свидетельство о рождении № №. В силу пункта 6 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата. Факт смерти ребенка после его рождения основанием для отказа в выдаче сертификата не является, в связи с чем УПОР в Мясниковском районе, обоснованно, по мнению ответчицы, выдан рассматриваемый сертификат. На момент рассмотрения заявления и выдачи сертификата УПФР в Мясниковском районе было известно о смерти Мельниковой В.В., так как это было отражено в приложенной Мельниковой Натальей Сергеевной к заявлению справке о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ (формы №). Аналогичным образом и в настоящее время факт смерти Мельниковой В.В. после рождения не может являться основанием для аннулирования и признания государственного сертификата на материнский капитал от 09.01.2010. недействительным. О законности и обоснованности выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, по мнению ответчицы, свидетельствует и тот факт, что истцом в суд не представлен документ, подтверждающий отмену Решения УПФР в Мясниковском районе о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал ДД.ММ.ГГГГ №. Соответственно выданный государственный сертификат на материнский капитал от 09.01.2.010 не может быть аннулирован и признан недействительным при наличии неотмененного и не признанного недействительным Решения о его выдачи от ДД.ММ.ГГГГ №. Как полагает ответчица, по сути закона, дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в связи с реализацией социального риска материнства, охватывающего беременность и рождение ребенка. Право женщин на их получение обусловлено только фактом рождения второю ребенка, а этот факт у ответчицы состоялся. Никаких ограничений по продолжительности жизни ребенка, влияющих на получение сертификата, не отмечается ни в Правилах, ни в Федеральном законе № 256-ФЗ. Действующим законодательством не устанавливается зависимость наличия права на дополнительные меры государственной поддержки от факта нахождения ребенка в живых. При представлении всех необходимых документов не имеется правовых оснований для вынесения решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Аналогичную позицию занимай ПФР в 2008 году ("Финансы", 2008, №). Тот факт, что законодатель в положениях Федерального закона № 256-ФЗ не ставит возможность как выдачи государственного материнского сертификата, так и распоряжения им в зависимость от факта нахождения ребенка в живых,, подтверждается положениями п. 2 ст. 7 данного Закона, согласно которым заявление о распоряжении может быть подано усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения ребенка. В противном случае, законодатель применил бы формулировку «не ранее чем по достижении ребенком трехлетнего возраста», Таким образом, в исковом заявлении УПФР в Мясниковском районе необоснованно делается вывод о том, что из содержания положений Федерального закона № 256-ФЗ следует, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине тогда, когда у нее имеется (ею воспитываются) не менее двух рожденных (усыновленных) ею детей, один из которых родился, начиная с 1 января 2007года, а женщина, родившая второго ребенка после 01.01.2007, в случае рождения первого или второго ребенка мертвым или их смерти на первой неделе жизни, права на получение дополнительной государственной поддержки не имеет. Закон домыслен словами "ею воспитываются", в связи с чем необоснованно делается вывод об отсутствии в рассматриваемом случае права на получение дополнительной государственной поддержки. Такая трактовка не соответствует духу Федеральной» закона № 256-ФЗ, а также прямо противоречит подпункту 1 ч. 1 ст. 3 данного Закона. Соответствие изложенной ответчицей позиции по рассматриваемому вопросу действующему законодательству подтверждается аналогичной позицией Верховного суда Российской Федерации, которая отражена, например, в определениях ВС РФ от 18.06.2010 № 51-В10-12, от 17 06.2010 № 51-В 10-9, от 26.1 1.2009 № 29-В09-6. Ответчица также полагает, что УПФР в Мясниковском районе не правомочен заявлять иски связанные с аннулированием и признанием недействительным сертификат па материнский капитал, а также поддерживать их в суде. Данное обстоятельство подтверждается копией Положения о государственном учреждении Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Мясниковском районе Ростовской области 2004 г., приложенной к исковому заявлению. Согласно п. 5 данного положения решения направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении его заявления. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются: 1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом; 2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; 3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки; 4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме. Аналогичные основания отказа перечислены в пб. 7 б,5 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.09.2008 N 709, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 03.06.2008 N ГКПИ08-1220). Согласно п.5 данного постановления заявление о выдаче сертификата подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке): удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки; подтверждающих принадлежность к гражданству Российской Федерации ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у граждан, указанных в пункте 3 настоящих Правил, возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, а также лиц, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил; удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания и полномочия законного представителя или доверенного лица; а также документов подтверждающих рождение (усыновление) детей. Вышеназванные положения закона не содержат в качестве основания для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата факт смерти ребенка после его рождения.

Документом, подтверждающим рождение у ответчицы второго ребенка является справка о рождении 02.11.2009 Мельниковой Виктории Васильевны № 24 от 06.12.2009 формы № 26, выданная в соответствии с п. 2 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 143-ФЗ «Об актах гражданского состоянии» в редакции действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ

В силу изложенного, суд приходит к выводу, что Мельникова Н.С, родив ДД.ММ.ГГГГ года второго ребенка, приобрела право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. При этом отсутствие свидетельства о рождении данного ребенка и факт его смерти, суд считает обстоятельством, не препятствующим в получении ДД.ММ.ГГГГ сертификата в соответствии с указанными нормативными правовыми актами.

Анализируя доводы истца, суд отмечает, что ранее Федеральный закон от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (в редакции, действовавшей до 2 августа 2010 года) не предусматривал возможность получения родителями ребенка, умершего на первой неделе жизни, свидетельства о рождении: пункт 2 его статьи 20 устанавливал, что, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом, и на основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. При этом по просьбе родителей (одного из родителей) выдавался документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни (справка о рождении по форме N 26).

«Управление обеспечивает: Представительство в суде и арбитражном суде при рассмотрении вопросов пенсионного обеспечения и страхования, взыскание пеней и недоимок но страховым взносам. Осуществление взыскания в судебном порядке пеней и недоимок по страховым взносам.» На основании изложенного, Мельникова Н.С. просит суд исковые требования УПФР в Мясниковском районе об аннулировании и признании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный на имя Мельниковой Натальи Сергеевны, недействительным, оставить без удовлетворения в полном объеме.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив представленные документы, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Мельникова Наталья Сергеевна родила второго ребенка - ФИО1, которая умерла в тот же день. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предъявив требуемые документы, в том числе и документ, подтверждающий рождение второго ребенка - справку о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение № о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии № №, который выдан ДД.ММ.ГГГГ Также ДД.ММ.ГГГГ решением УПФР в Мясниковском районе Ростовской области было удовлетворено заявление Мельниковой Н.С. о предоставлении единовременной выплаты в размере <данные изъяты> рублей за счет средств материнского (семейного) капитала.

В соответствии со ст. 1 и п.1 ет.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 288-ФЗ, от 28.07.2010 N 241-ФЗ) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, имеют цель- создание условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь и являются мерами, обеспечивающими возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных названным Федеральным законом. В силу ст. 3 указанного Федерального закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, граждан Российской Федерации независимо от места их жительства.

Согласно ст. 5 ФЗ №256 лица, указанные в частях 1, 3 - 5 ст. 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 ст. 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее -сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке). Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата. При рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего В настоящее время Федеральным законом от 28 июля 2010 года N 241-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала», введенным в действие с момента опубликования (ДД.ММ.ГГГГ), в данную статью внесено изменение, устраняющее запрет выдавать в таком случае свидетельство о рождении ребенка, а также предусмотрено, что родители (один из родителей), чьи дети умерли на первой неделе жизни начиная со дня вступления в силу Федерального закона «Об актах гражданского состояния», имеют право обратиться в органы записи актов гражданского состояния для получения свидетельства о рождении указанных детей в порядке, установленном Федеральным законом <"Об актах гражданского состояния» (пункт 1 статьи 3, пункт 3 статьи 4), В данном случае такое свидетельство о рождении ответчицей получено ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, в настоящее время Мельникова Н.С., для подтверждения права на выдачу ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, имеет возможность, получив свидетельство о рождении ребенка, представить его в ГУ УПФР в Мясниковском районе. Названная позиция подтверждена Определением Конституционного Суда РФ от 30.09.2010 г. №1238-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО3 на нарушение ее конституционных прав положениями Федерального Закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ГУ УПФ РФ в Мясниковском районе к Мельниковой Наталье Сергеевне об аннулировании и признании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный на имя Мельниковой Натальи Сергеевны, недействительным отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Ростовский областной суд через Мясниковский районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья Т.А. Хаянян