Дело № 2-69/2011 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2011 года Большемуртинский районный суд Красноярского края
в составе: судьи Демидовой С.Н.,
с участием помощника прокурора Большемуртинского района Полякова В.П.,
истца Иванова М.Ю.,
представителя ответчика Цыбина Д.А.,
при секретаре Корольковой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большемуртинского района в интересах И.М.Ю. к Администрации Большемуртинского района о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Большемуртинского района в интересах И.М.Ю. обратился в суд с иском к Администрации Большемуртинского района о предоставлении жилого помещения.
Свои исковые требования обосновывает тем, что в прокуратуру Большемуртинского района обратился И.М.Ю. в целях восстановления нарушенных жилищных прав. В ходе проверки установлено, что мать И.М.Ю. ФИО5 лишена родительских прав в отношении последнего решением Большемуртинского районного суда Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ. Отец И.М.Ю. ФИО6 решением Большемуртинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признан безвестно отсутствующим. Решением того же суда от ДД.ММ.ГГГГ объявлен умершим. Постановлением главы Большемуртинского района от ДД.ММ.ГГГГ И.М.Ю. определен в детский дом на полное государственное обеспечение. Постановлением Администрации Большемуртинского района от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним И.М.Ю., его братом и сестрой закреплено жилое помещение, расположенное в <адрес>
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ И.М.Ю. воспитывался в краевом государственном бюджетном учреждении «Большемуртинский детский дом», где находился на полном государственном обеспечении. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ И.М.Ю. обучался в ГГБОУ НПО «Профессиональное училище №».
ДД.ММ.ГГГГ И.М.Ю. был заключен контракт о прохождении военной службы на три года, по которому он проходил военную службу в войсковой части <данные изъяты> дислоцированной на постоянной основе на территории Чеченской республики. Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ И.М.Ю. предписано убыть в Сухобузимский райвоенкомат Красноярского края для постановки на учет.
Проживать в доме, закрепленном за И.М.Ю.постановлением администрации Большемуртинского района, не представляется возможным, поскольку дом признан непригодным для проживания межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ.
На основании положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка», Закона Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» просит обязать Администрацию Большемуртинского района Красноярского края предоставить И.М.Ю. жилое помещение по договору социального найма в п. Большая Мурта Большемуртинского района.
В судебном заседании помощник прокурора Большемуртинского района Поляков В.П. поддержал исковые требования прокурора Большемуртинского района, обосновывая их вышеизложенными доводами.
Истец И.М.Ю. в судебном заседании просил суд обязать Администрацию Большемуртинского района предоставить ему жилое помещение в п. Большая Мурта. Кроме того, пояснил, что с 2005 года в период учебы в училище и службы в армии он не находился в п. Большая Мурта. В <адрес> последнее время никто не проживал, дом разобран, полностью пришел в негодность. В настоящее время он не имеет своего жилья, проживает в арендуемом жилье в <адрес>, нигде не зарегистрирован по месту жительства. До проживания в детском доме он проживал в <адрес> п. Большая Мурта.
Представитель ответчика Цыбин Д.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования И.М.Ю. признал частично, поскольку И.М.Ю. следует обратиться в Министерство образования и науки Красноярского края для выделения средств на приобретение жилья. Если денежные средства будут выделены, Администрации Большемуртинского района приобретет жилье и предоставит его по договору социального найма И.М.Ю.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд отзыв на исковое заявление прокурора Большемуртинского района, в котором указал, что в соответствии с Порядком учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, утвержденного Указом Губернатора Красноярского края 04 апреля 2005 года, Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов. Для постановки на учет законными представителями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет не ранее чем за год до окончания ими общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения ими воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, но не позднее, чем за год до достижения 23-летия представляются необходимые документы, указанные в пункте 2 Порядка учета. Решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет принимается Министерством образования и науки Красноярского края с учетом решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. Однако, в краевую комиссию по вопросам предоставления жилого помещения И.М.Ю. и (или) его законные представители не обращались. Информация о включении И.М.Ю. в список детей-сирот, не имеющих жилья, и на которых закладывается субвенция, в Министерстве образования и науки Красноярского края отсутствует. И.М.Ю. не соблюдена процедура поступления на учет, предусмотренная для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, поэтому на него не распространяется Порядок приобретения и предоставления жилого помещения.
Выслушав помощника прокурора Большемуртинского района Полякова В.П., истца И.М.Ю., представителя ответчика Цыбина Д.А., исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования прокурора Большемуртинского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» дети, находящиеся под опекой, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 г. № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» утвержден «Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», согласно которому Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов.
Этим же Указом Губернатора Красноярского края определен «Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения», который устанавливает условия и механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в министерстве образования и науки Красноярского края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством РФ, по месту жительства на момент утраты родительского попечения.
Законом Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края на 2010 - 2011 г. наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 02 ноября 200 года «О защите прав ребенка».
Передаваемые государственные полномочия включают в себя:
а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения;
б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 г. № 25-уг;
в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных образований края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.
Согласно свидетельству о рождении № родителями истца И.М.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения указаны ФИО6 и ФИО5
Решением Большемуртинского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ мать истца И.М.Ю. ФИО5 лишена родительских прав в отношении И.М.Ю. и других детей.
Отец истца И.М.Ю. ФИО6 решением Большемуртинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признан безвестно отсутствующим, решением Большемуртинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ объявлен умершим.
Постановлением Администрации Большемуртинского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ И.М.Ю. определен в детский дом на полное государственное обеспечение, поскольку его мать лишена родительских прав, отец находится в местах лишения свободы.
Постановлением Администрации Большемуртинского района от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним И.М.Ю. закреплена жилплощадь в п. <адрес>.
Согласно справке Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Большемуртинский детский дом» И.М.Ю. воспитывался в указанном детском доме и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Справкой Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №» подтверждено, что И.М.Ю. обучался в указанном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, получил свидетельство серии №.
Согласно контракту о прохождении военной службы, заключенного ДД.ММ.ГГГГ И.М.Ю. с Министерством внутренних дел РФ, И.М.Ю. обязался проходить военную службу сроком 3 года.
Согласно справке начальника штаба войсковой части № без даты И.М.Ю. проходит военную службу в указанной войсковой части, дислоцированной на постоянной основе на территории Чеченской республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Предписанием командира войсковой части № И.М.Ю. предложено убыть в Сухобузимский РВК Красноярского края для постановки на воинский учет.
Из объяснений И.М.Ю. в судебном заседании следует, что он вначале проходил срочную службу в армии, а затем по указанному контракту находился на сверхсрочной службе.
Согласно паспорту №, выданному И.М.Ю., сведений о регистрации по месту жительства в паспорте не имеется.
Из объяснений И.М.Ю. в судебном заседании следует, что он в настоящее время по месту жительства нигде не зарегистрирован, проживает в арендуемом жилье.
По сообщению «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ сведений о правах И.М.Ю. на объекты недвижимого имущества не имеется.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах И.М.Ю. на объекты недвижимого имущества.
По сообщению Управления образования администрации Большемуртинского района от ДД.ММ.ГГГГ И.М.Ю. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа» в жилищной комиссии при Администрации Большемуртинского района не состоял.
Согласно акту обследования межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Большемуртинского района, от ДД.ММ.ГГГГ эксплуатация жилого <адрес> невозможна и требуется демонтаж всего строения. В результате обследования выявлено, что фундаменты дали осадку ниже отметки уровня земли, наружные стены частично отсутствуют, полное нарушение жесткости сруба, полы отсутствуют, перекрытия полуразрушены, оконные и дверные блоки отсутствуют, печь разобрана, крыша и кровля отсутствуют, электропроводка отсутствует, здание обесточено. Обследуемое помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому дому и признается непригодным для проживания.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> признан непригодным для проживания.
Перечисленными доказательствами подтверждается, что И.М.Ю. относился к категории детей-сирот и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, которое должно быть приобретено Администрацией Большемуртинского района за счет средств краевого бюджета, предоставленных Министерством образования и науки Красноярского края.
На момент утраты родительского помещения И.М.Ю. проживал в п. <адрес>, что подтверждается справкой Администрации п. Большая Мурта от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ социально-бытовых условий семьи ФИО5 Жилое помещение, закрепленное за И.М.Ю., в настоящее время непригодно для проживания. В ДД.ММ.ГГГГ И.М.Ю. окончил службу в рядах Вооруженных Сил РФ, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
В отзыве на исковое заявление прокурора Большемуртинского района Министерство образования и науки Красноярского края указывает, что И.М.Ю. не соблюдена процедура поступления на учет, предусмотренная для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения. В судебном заседании И.М.Ю. пояснил, что он обратился в Управление образования администрации Большемуртинского района по вопросу предоставления жилого помещения, но ему не было разъяснено о необходимости обращения в Министерство образования и науки Красноярского края. Необращение истца И.М.Ю. в Министерство образования и науки Красноярского края для постановки на учет не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Большемуртинского района.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Большемуртинского района удовлетворить.
Обязать Администрацию Большемуртинского района Красноярского края предоставить И.М.Ю. на условиях социального найма жилое помещение в п. Большая Мурта Большемуртинского района Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд в течение десяти дней.
Судья: подпись.
Копия верна судья С.Н. Демидова