К О П И Я Дело № 2-185/2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 мая 2011 года Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе: судьи Демидовой С.Н., с участием помощника прокурора Большемуртинского района Красиковой Н.А., истца Шека А.А., представителя ответчика Морозовой О.Н., при секретаре Корольковой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большемуртинского района в интересах Шек А.А. к Администрации Большемуртинского района о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Большемуртинского района в интересах Шек А.А. обратился в суд с иском к Администрации Большемуртинского района о предоставлении жилого помещения. Свои исковые требования обосновывает тем, что в прокуратуру Большемуртинского района обратился директор КГБОУ НПО «Профессиональный лицей №» в целях восстановления нарушенных жилищных прав Шек А.А. В ходе проверки установлено, что мать Шек А.А. ФИО10 лишена родительских прав в отношении последнего решением Большемуртинского районного суда Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ. Отца у Шек А.А. нет. Сведения об отце в актовую запись о рождении внесены на основании заявления матери. Постановлением главы Большемуртинского района от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним Шек А.А. закреплена комната в общежитии совхоза «Российский», который в настоящее время ликвидирован, а общежитие снесено. Данное постановление является незаконным, так как в нем не имеется сведений об адресе жилья, в связи, с чем прокуратурой района в адрес главы района принесен протест. На момент лишения матери родительских прав Шек А.А. проживал в общежитии в <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шек А.А. обучался в КГБОУ НПО «Профессиональный лицей №», находился на полном государственном обеспечении. ДД.ММ.ГГГГ Шек А.А. закончил обучение в лицее и нуждается в жилье. На основании положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просит обязать Администрацию Большемуртинского района Красноярского края предоставить Шек А.А. за счет средств краевого бюджета жилое помещение по договору социального найма в <адрес> или <адрес> Большемуртинского района. В судебном заседании помощник прокурора Большемуртинского района Красикова Н.А. поддержала исковые требования прокурора Большемуртинского района, обосновывая их вышеизложенными доводами. Кроме того, пояснила, что в <адрес> не имеется свободного жилья, истец может проживать в п. <адрес> Истец Шек А.А. в судебном заседании просил суд обязать Администрацию Большемуртинского района предоставить ему жилое помещение в <адрес>, поскольку в <адрес> не имеется свободного жилья и рабочих мест. В настоящее время он проживает у сестры в <адрес>, своего жилья не имеет. По месту жительства зарегистрирован в <адрес>, поскольку ранее там обучался в профессиональном училище №. До 7 лет воспитывался в <данные изъяты>, а с 7 лет – <данные изъяты>. В 2008 году окончил Лесосибирское профессиональное училище, работал полтора месяца на Лесосибирском комбинате. В 2009 году начал учиться в Красноярском лицее №, который окончил в 2010 году. Его мать в настоящее время проживает в <адрес>, своего жилья не имеет. Представитель ответчика Морозова О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Шек А.А. признала, пояснила, что общежитие в <адрес> сгорело в результате пожара. Муниципальное жилье для проживания Шек А.А. не предоставлялось. Представитель третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд отзыв на исковое заявление прокурора Большемуртинского района, в котором указал, что в соответствии с Порядком учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, утвержденного Указом Губернатора Красноярского края 04 апреля 2005 года, Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов. Для постановки на учет законными представителями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет не ранее чем за год до окончания ими общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения ими воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, но не позднее, чем за год до достижения 23-летия представляются необходимые документы, указанные в пункте 2 Порядка учета. Решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет принимается Министерством образования и науки Красноярского края с учетом решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. Однако, в краевую комиссию по вопросам предоставления жилого помещения Шек А.А. и (или) его законные представители не обращались. Информация о включении Шек А.А. в список детей-сирот, не имеющих жилья, и на которых закладывается субвенция, в Министерстве образования и науки Красноярского края отсутствует. Шек А.А. не соблюдена процедура поступления на учет, предусмотренная для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, поэтому на него не распространяется Порядок приобретения и предоставления жилого помещения. Просит суд в удовлетворении исковых требований Шек А.А. отказать. Выслушав помощника прокурора Большемуртинского района Красикову Н.А., истца Шек А.А., представителя ответчика Морозову О.Н., исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования прокурора Большемуртинского района обоснованными и подлежащими удовлетворению. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» дети, находящиеся под опекой, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края. Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 г. № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» утвержден «Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», согласно которому Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов. Этим же Указом Губернатора Красноярского края определен «Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения», который устанавливает условия и механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в министерстве образования и науки Красноярского края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством РФ, по месту жительства на момент утраты родительского попечения. Законом Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края на 2010 - 2011 г. наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 02 ноября 200 года «О защите прав ребенка». Передаваемые государственные полномочия включают в себя: а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 г. № 25-уг; в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных образований края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета. ДД.ММ.ГГГГ директор КГБОУ НПО «Профессиональный лицей №» <адрес> обратился с заявлением в прокуратуру Большемуртинского района для принятия мер по предоставлению Шек А.А. жилого помещения, поскольку последний заканчивает обучение в лицее, после окончания лицея ему негде будет проживать. Согласно свидетельству о рождении № матерью истца ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ФИО10 Из справки Большемуртинского территориального отдела ЗАГС следует, что сведения об отце Шек А.А. внесены <данные изъяты> Решением Большемуртинского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Согласно справке КГОУ «Лесосибирская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Шек А.А. воспитывался в указанном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и находился на полном государственном обеспечении. Постановлением Администрации Большемуртинского района от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним Шек А.А. закреплена жилплощадь в д. <адрес>. Постановлением Администрации Большемуртинского района от 09 июня 2010 г. отменено постановление Администрации Большемуртинского района от ДД.ММ.ГГГГ по тому основанию, что закрепленное за Шек А.А. общежитие в 1995 году полностью разрушено. Согласно справке Администрации Российского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Шек А.А. <данные изъяты> проживал в общежитии <адрес>, которое находилось на балансе совхоза «Российский» и в 1995 году полностью разрушено. Взамен закрепленного жилья другое жилье Шек А.А. не предоставлялось. На учете в Администрации Российского сельсовета в качестве нуждающегося в жилом помещении Шек А.А. не состоит. Справкой Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №» подтверждено, что Шек А.А. обучался в указанном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находился на полном государственном обеспечении. Согласно справке Краевого государственного автономного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональный лицей №» от ДД.ММ.ГГГГ Шек А.А. обучался в указанном лицее на очной форме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ По окончании лицея получил диплом. Согласно паспорту №, выданному Шек А.А., последний зарегистрирован в <адрес> Из объяснений Шек А.А., данных в судебном заседании следует, что по указанному адресу находится профессиональное училище №. По сообщению «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по Красноярскому краю от 22 апреля 2011 г. сведений о правах Шек А.А. и ФИО10 на объекты недвижимого имущества не имеется. Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Шек А.А. и ФИО10 на объекты недвижимого имущества. Перечисленными доказательствами подтверждается, что Шек А.А. относился к категории детей-сирот и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, которое должно быть приобретено Администрацией Большемуртинского района за счет средств краевого бюджета, предоставленных Министерством образования и науки Красноярского края. На момент утраты родительского попечения Шек А.А. проживал в общежитии в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Шек А.А. окончил обучение в профессиональном лицее, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Поскольку из объяснений помощника прокурора Большемуртинского района Красиковой А.А. и истца Шек А.А. следует, что в <адрес> на момент исполнения решения суда может не оказаться свободного жилья, суд полагает необходимым принять решение о предоставлении истцу жилья в <адрес> либо в <адрес> <адрес> <адрес>. В отзыве на исковое заявление прокурора Большемуртинского района Министерство образования и науки Красноярского края указывает, что Шек А.А. не соблюдена процедура поступления на учет, предусмотренная для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения. В судебном заседании Шек А.А. пояснил, что он и его сестра обращались в Управление образования администрации Большемуртинского района по вопросу предоставления жилого помещения, а также в прокуратуру Большемуртинского района. Не обращение истца Шек А.А. в Министерство образования и науки Красноярского края для постановки на учет не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Большемуртинского района. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Большемуртинского района удовлетворить. Обязать Администрацию Большемуртинского района Красноярского края предоставить Шек А.А. на условиях социального найма жилое помещение в <адрес> либо в <адрес> Большемуртинского района Красноярского края<адрес> Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд в течение десяти дней. Судья: подпись. Копия верна: Судья С.Н. Демидова