Дело № 1-72/2010 от 17.08.2010 года в отношении Бурцева А.С.



Дело № 1-72/2010

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

17.08.2010

Муромцевский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Гужинова А.Н.,

при секретаре судебного заседания Фроловой Т.Д.,

с участием государственного обвинителя Краюхина А.А.,

потерпевшего и гражданского истца Н.,

подсудимого и гражданского ответчика Бурцева А.С.,

защитника Добрияна В.П., удостоверение № 783 и ордер № 24731 по соглашению,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению:

Бурцева А.С,

в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 ч. 4 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Подсудимый Бурцев А.С., управляя автомобилем в состоянии опьянения, допустил нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека, при следующих обстоятельствах.

19.06.2010 примерно в 7 часов Бурцев А.С., в нарушение п. 2.7 Правил дорожного движения, находясь в состоянии алкогольного опьянения и утомленном состоянии, управлял легковым автомобилем, перевозя, в нарушение п. 2.1.2 Правил дорожного движения, пассажиров Н. и И. не пристегнутыми ремнями безопасности. В нарушение п. 10.1 вышеуказанных Правил, Бурцев А.С. не принял мер к снижению скорости, учитывая состояние транспортного средства, обеспечивающих возможность постоянного контроля за движением управляемого им транспортного средства, вследствие чего не справился с управлением и на участке автодороги местного значения «р.п. М – д. П», расположенном на расстоянии 900 метров от перекрестка автодороги «р.п. М – с. К» в 15 км. от р.п. М Омской области, допустил съезд вышеуказанного автомобиля в кювет и наезд на дерево. В результате допущенных Бурцевым А.С. нарушений Правил дорожного движения при управлении автомобилем, находившийся на заднем пассажирском сиденье Н. получил телесные повреждения в виде множественных ссадин и кровоподтеков головы, туловища и конечностей, ушиба головного мозга, субдуральной гематомы, относящихся к категории тяжких по признаку опасности для жизни, от которых Н. скончался на месте дорожно-транспортного происшествия.

В судебном заседании подсудимый Бурцев А.С. виновным себя в совершении инкриминируемого ему деяния признал полностью, в содеянном раскаялся и показал, что в ночь на 19.06.2010 действительно употреблял алкоголь, в средней степени опьянения управлял автомобилем и по дороге к д. П развил скорость до 80 км/ч, машину стало бросать в разные стороны, не тормозя, пытался выправить направление рулем, однако не справился с управлением и съехал в правый кювет, ударившись о деревья. Пассажира Н. перевозил спящим на заднем сиденье, не оборудованном ремнями безопасности, в результате ДТП тот получил смертельные травмы. Согласен возместить моральный вред потерпевшему Н. в сумме 100000 рублей, так как не имеет постоянного источника дохода, в этой части иск признает. Последствия признания иска ему разъяснены и понятны.

Вина подсудимого Бурцева А.С. в совершении преступления установлена судом не только его собственными признательными показаниями, но и показаниями потерпевшего Н., свидетелей И., Ч., А., К., материалами уголовного дела.

Потерпевший и гражданский истец Н. пояснил суду, что о ДТП и смерти сына Н. узнал утром 19.06.2010, выехал на место аварии и видел разбитый автомобиль и лежащего на обочине сына без признаков жизни. Поддерживает свои исковые требования по возмещению морального вреда, причиненного смертью сына, просит взыскать вред с подсудимого, с учетом уже выплаченных ему 35 000 рублей, в размере 265000 рублей,

Свидетель И. в судебном заседании показал, что с вечера 18.06.2010 с Бурцевым А.С. и Н. употребляли спиртные напитки, Бурцев А.С. управлял автомобилем. Утром 19.06.2010 возвращались из р.п. М, и после поворота на д. П машину стало бросать в стороны, затем съехали в кювет и ударились о деревья. Он, а так же ехавший лежа на заднем сиденье Н., не были пристегнуты ремнями безопасности и Н. получил травмы головы. Они вытащили последнего из машины, Бурцев А.С. делал Н. искусственное дыхание, но тот вскоре скончался.

Свидетель Ч. в судебном заседании пояснил, что на рейсовом автобусе утром 19.06.2010 проезжал по дороге в д. П и видел место аварии, разбитый автомобиль и лежащего Н. без признаков жизни, о чем сообщил диспетчеру.

Свидетель А. в судебном заседании показал, что Н. его брат, которого 18.06.2010 вечером он последний раз видел живым. Утром 19.06.2010 узнал о ДТП и смерти брата, сам выезжал на место аварии.

Свидетель К. в судебном заседании пояснил, что подсудимый Бурцев А.С. его сын, которого он характеризует только с положительной стороны. До аварии сына видел 18.06.2010, который по своим делам уехал на его автомобиле, находившемся в исправном состоянии. Об аварии узнал 19.06.2010 и был на месте ДТП. Потерпевшему пытались оказать материальную помощь, заплатили 35000 рублей.

Свидетели защиты Т. и М. в судебном заседании охарактеризовали подсудимого Бурцева А.С., проживающего с ними по соседству в д. П, с положительной стороны.

Согласно сообщению (л.д.2) 19.06.2010 в 7 часов 45 минут диспетчер ГП «Омскоблавтотранс» И. сообщила в ОВД по Муромцевскому району, что в 100 метрах от трассы М-К в сторону д. П произошло ДТП.

Из сообщений (л.д.3, 4) усматривается, что 19.06.2010 в 10 часов 45 минут в приемное отделение Муромцевской ЦРБ обратились И. и Б. с аналогичными диагнозами: ушиб правого предплечья, ссадина правого бока и правого предплечья.

Из протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия (л.д. 5-8), фототаблицы к нему (л.д. 9-12), схемы места совершения ДТП (л.д.13) следует, что место дорожно-транспортного происшествия расположено на автодороге местного значения «М-П» на расстоянии 900 метров от перекрестка автодороги «М-К», который расположен на 15 км от р.п. М Омской области. В правом кювете обнаружен легковой автомобиль. Автомобиль передней частью обращен в сторону д. П. На расстоянии 700 м. от перекрестка автодороги М-К на дороге имеются зигзагообразные следы автомобиля по направлению д. П от одного края проезжей части дороги к другому протяженностью 150 метров, которые заканчиваются у задних колес автомобиля. Автомобиль имеет механические повреждения, справа от автомобиля на деревьях имеются следы наезда. Слева от автомобиля на земле в положении лежа на спине обнаружен труп Н. Автомобиль изъят с места ДТП.

Согласно протоколу осмотра транспортного средства (л.д.14-16) и фототаблице к нему (л.д.17-19), на месте ДТП осмотрен легковой автомобиль, принадлежащий Бурцеву С.К. На момент осмотра кузов автомобиля имеет множественные деформации с правой стороны.

Из акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения № 26 (л.д.22) следует, что 19.06.2010 в 9 часов 50 минут в помещении Муромцевской ЦРБ было проведено освидетельствование Бурцева А.С. с использованием технического средства ALCOTEST 6510 и лабораторного исследования биологических средств, в результате которого у Бурцева А.С. установлено состояние опьянения.

Согласно справке судебно-химического отделения БУЗОО «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (л.д. 25), содержание этилового спирта в крови и моче Бурцева А.С. составляет соответственно 1,76 % (промилле) и 1,13 % (промилле).

Заключением эксперта № 39Э (л.д.59-61) подтверждается, что причиной смерти Н. явился ушиб головного мозга и сдавление его гематомой в результате закрытой черепно-мозговой травмы. На теле Н. имелись телесные повреждения в виде: множественных ссадин и кровоподтеков головы, туловища и конечностей, ушиба головного мозга, субдуральной гематомы. Данные телесные повреждения могли быть получены при дорожно-транспортном происшествии, получены одномоментно, в сроки, не противоречащие заявленным, то есть в момент ДТП 19.06.2010 и в совокупности послужили причиной смерти Н., являясь тем самым причинившими тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни. Обнаруженная в крови трупа Н. концентрация этанола 3.81 промилле при жизни могла соответствовать тяжкой степени алкогольного опьянения.

Заключением эксперта № 225 (л.д.64) подтверждается, что у Бурцева А.С. имелись повреждения в виде ссадин и кровоподтеков на туловище и правом бедре. Данные телесные повреждения могли образоваться при ударах о части автомобиля при ДТП, могли быть получены в указанные сроки, при ДТП 19.06.2010, относятся к категории не причинивших легкого вреда здоровью.

Заключением эксперта № 226 (л.д.67) подтверждается, что у И. имелись повреждения в виде ушиба правого предплечья. Данное телесное повреждение могло быть получено при обстоятельствах, описанных в постановлении, при ДТП, в заявленные сроки, при ДТП 19.06.2010, относится к не причинившим вреда здоровью.

Из протокола осмотра предметов (л.д.75-76) и фототаблицы к нему (л.д.77-78) усматривается, что на территории ОВД по Муромцевскому району осмотрен автомобиль, принадлежащий Бурцеву С.К., имеющий множественные повреждения кузова.

Согласно исковому заявлению (л.д.85), Н. просит взыскать с Бурцева А.С. денежную компенсацию морального вреда в размере 300000 рублей за перенесенные им нравственные страдания в связи с гибелью сына Н.

Показания потерпевшего Н., свидетелей И., Ч., А., К. соответствуют материалам дела, последовательны и непротиворечивы, ранее они с подсудимым Бурцевым А.С. в личных неприязненных отношениях не состояли и оснований для его оговора у них не имеется.

Оценив и проанализировав показания потерпевшего, свидетелей и подсудимого, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что данное преступление совершено Бурцевым А.С. с неосторожной формой вины по преступному легкомыслию. Суд считает, что подсудимый, грубо нарушая Правила дорожного движения, управляя автомобилем в утомленном и опьяненном состоянии, перевозя пассажиров без ремней безопасности и двигаясь со скоростью, не позволявшей сохранять контроль над автомобилем и его управляемостью, предвидел возможности наступления общественно опасных последствий подобных действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий. Данные обстоятельства дают суду основание для уточнения в обвинении неосторожной формы вины, указанной в виде преступной небрежности.

Действия подсудимого Бурцева А.С. правильно квалифицированы по ст. 264 ч.4 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим автомобилем, находящимся в состоянии опьянения, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Суд считает необходимым исключить из обвинения Бурцева А.С. указание на нарушение Бурцевым А.С. правил эксплуатации транспортных средств, поскольку данные нарушения обвинением не перечислены и не вменены, в обвинении имеется указание на конкретные нарушения только Правил дорожного движения, которые обоснованно и исчерпывающим образом изложены в обвинении.

При определении вида и размера наказания подсудимому Бурцеву А.С., суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, личность виновного, данные, положительно характеризующие его по месту жительства, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Обстоятельством, смягчающим наказание подсудимого Бурцева А.С., на основании п.п. «и,к» ч.1 ст.61 УК РФ, суд признает его чистосердечное признание и раскаяние в содеянном, оказание первой помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, частичное возмещение причиненного морального вреда и совершение действий по его заглаживанию. Обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено.

Исходя из вышеизложенного, с учетом позиции потерпевшего, не настаивавшего на строгом наказании подсудимого и лишении его свободы, суд считает возможным и справедливым назначить Бурцеву А.С. наказание не связанное с изоляцией от общества, с применением правил ст.73 УК РФ об условном осуждении.

Учитывая тяжкую категорию преступления, связанного с грубыми нарушениями Правил дорожного движения, суд считает необходимым также назначить Бурцеву А.С. наказание в виде лишения права управления транспортными средствами.

Заявленный потерпевшим и гражданским истцом Н. гражданский иск в сумме 265000 рублей, учитывая неосторожную форму и степень вины Бурцева А.С., его имущественное положение и частичное признание иска, требования разумности и справедливости, а также перенесенные потерпевшим Н. нравственные страдания, суд находит подлежащим частичному удовлетворению, полагая размер требуемой компенсации чрезмерным и невыполнимым для подсудимого.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308, 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л :

Бурцева А.С. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 ч.4 УК РФ и назначить ему наказание в виде 3 (трех) лет лишения свободы, с лишением права управлять транспортным средством на срок 2 (два) года.

В силу ст. 73 УК РФ, назначенное Бурцеву А.С. наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком 2 (два) года.

Возложить на подсудимого Бурцева А.С. обязанности: не менять постоянного места жительства без уведомления уголовно–исполнительной инспекции № 32 Муромцевского района ФБУ МРУИИ № 5 УФСИН России по Омской области, являться в инспекцию не реже одного раза в месяц для отметок и профилактических бесед. Контроль за поведением условно осужденного Бурцева А.С. возложить на указанное подразделение исполнения наказаний.

Меру пресечения осужденному Бурцеву А.С. - подписку о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу не изменять.

Взыскать с осужденного Бурцева А.С. в пользу Н. компенсацию причиненного смертью Н. морального вреда, в сумме 100000 (сто) тысяч рублей.

Вещественное доказательство – легковой автомобиль, находящийся на стоянке ОВД по Муромцевскому району возвратить по принадлежности Бурцеву С.К.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение десяти суток со дня провозглашения, а осужденным Бурцевым А.С. в тот же срок с момента получения копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии при рассмотрении дела судом кассационной инстанции, а так же поручить осуществление своей защиты избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.

Судья

А.Н. Гужинов

Приговор вступил в законную силу 28.08.2010 года