Дело № 11-15/2011от 10.03.2011 по апелляционной жалобе Администрации Муромцевского МР на решение мирового судьи от 07.02.2011 по иску Плеховой М.В. о взыскании расходов на отопление



Дело № 11-15/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

р.п. Муромцево

10.03.2011 года

Муромцевский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Страшко Т.В.

при секретаре Замша Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Муромцевского муниципального района Омской области на решение мирового судьи судебного участка № 14 Муромцевского района Омской области от 07.02.2011 года по иску Плеховой М.В. о взыскании расходов на отопление, которым постановлено:

«Исковые требования Плеховой М.В. удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации Муромцевского муниципального района Омской области в пользу Плеховой М.В. компенсацию расходов на оплату отопления за период с 01.03.2009 года по 31.12.2010 года в сумме 25488 рублей 76 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 964 рубля 66 копеек, а всего 26453 (двадцать шесть тысяч четыреста пятьдесят три) рубля 42 копейки»,

УСТАНОВИЛ:

Плехова М.В. обратилась в суд с иском к Администрации Муромцевского муниципального района о взыскании расходов на оплату отопления, мотивируя заявленные требования тем, что с 29.10.1980 года по настоящее время она работает в должности медстатистика МУЗ «М», проживает в благоустроенной квартире по адресу: ... совместно с мужем и несовершеннолетним ребенком. Согласно ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан она имеет право на получение мер социальной поддержки, однако с марта 2009 года компенсация расходов на оплату отопления ей не предоставлялась, оплату производит сама в полном объеме, задолженности не имеет. Согласно п. 50 ст. 35 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 года решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. МУЗ «М» находится в ведении Администрации Муромцевского муниципального района Омской области. В силу ч. 5 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. Таким образом, бездействием Администрации Муромцевского муниципального района с 01.03.2009 года по 31.12.2010 года истице Плеховой М.В. причинены убытки в размере 28 724 рубля 22 копейки, которые она просит взыскать с Администрации Муромцевского муниципального района, а также просит суд возместить понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины.

При рассмотрении дела судом первой инстанции истица Плехова М.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что работала в МУЗ «М» по трудовому договору на полную ставку с нагрузкой не менее 75% нормы рабочего времени. До марта 2009 года пользовалась льготой по отоплению, получала компенсацию постоянно, а с марта 2009 года и по 31.12.2010 года ее право на льготы незаконно было нарушено ответчиком, выплаты компенсации прекратились, что и обусловило ее обращение в суд.

Представитель ответчика Астапович А.В. в судебном заседании суда первой инстанции заявленные Плеховой М.В. исковые требования не признал, пояснив, что основным нормативным актом, определяющим компетенцию органов местного самоуправления является ФЗ от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». Перечень вопросов местного значения муниципального района, установленный в ст. 15 вышеназванного закона является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников не отнесено к вопросам местного значения муниципального района, в связи с чем Администрация не вправе осуществлять расходы на эти цели за счет средств местного бюджета. Правовые основания для возложения обязанности на Администрацию района осуществлять предоставление социальной поддержки указанным категориям граждан отсутствуют, поскольку иные федеральные законы действуют в части, не противоречащей указанному ФЗ. Расчет компенсации расходов на оплату отопления, предоставленный истцом, не основан на нормах закона, поскольку в Муромцевском муниципальном районе до настоящего времени не принят нормативный акт, устанавливающий меры социальной поддержки работников муниципальных учреждений здравоохранения и они не могут быть рассчитаны на основании пп.2,3 ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, поскольку данный кодекс устанавливает меры социальной поддержки, которые могут быть оказаны из областного бюджета. Установление мер социальной поддержки в силу положений ст. 26.3.1 ФЗ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» является правом, а не обязанностью субъекта и осуществляется при наличии возможности. Таким образом, представитель ответчика полагал, что исковые требования Плеховой М.В. не могут быть удовлетворены в полном объеме, в том числе в части возложения на Администрацию района обязанности по взысканию расходов по оплате истцом государственной пошлины, поскольку в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

Представитель третьего лица Министерства финансов омской области участия в судебном заседании суда первой инстанции не принимал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. В отзыве полагали, что исковые требования не подлежат удовлетворению по основаниям, которые изложены представителем ответчика.

Мировым судьей постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области просит решение мирового судьи отменить, в удовлетворении заявленных Плеховой М.В. требований отказать, ссылаясь на то, что мировой судья при рассмотрении дела неправильно применил нормы материального права, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также в связи с недоказанностью установленных мировым судьей обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование своей позиции сослался на доводы, аналогичные тем, что изложены в ходе судебного заседания в мировом суде. Кроме того указали, что установленные Кодексом меры в отношении работников муниципальных учреждений здравоохранения Омской области являются не основными, а дополнительными, условия и порядок их предоставления (в том числе финансирование) устанавливаются субъектом РФ – Омской областью добровольно, исходя из его финансовых возможностей. Считают, что в данном случае, применение судом при определении размера компенсации аналогии с нормами, установленными Кодексом, не соответствует закону. Также считают, что по смыслу ст. 26.3.1 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать за счет средств бюджет субъекта РФ дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом финансирование полномочий, предусмотренное указанной статьей, не является обязанностью субъекта РФ, а осуществляется им при наличии возможности. Таким образом, возложение на Администрацию района новых расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам учреждений муниципальной системы здравоохранения, повлечет нарушение принципа сбалансированности бюджета. Кроме того, представитель ответчика полагает, что суд не исследовал доводы истца о том, что Плеховой М.В. было соблюдено условие о нагрузке в размере 75% нормы рабочего времени. Учитывая изложенное, ответчик полагает, что мировым судьей при обосновании взысканий с Администрации района, допущено необоснованное применение норм как федерального, так и областного законодательства, результатом чего явилось вынесение решения, не основанного на нормах права, при отсутствии исследования всех необходимых доказательств по делу, применении неотносимых и недопустимых доказательств, что является основанием к отмене постановленного решения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Астапович А.В. участия не принимал, предоставил заявление с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие, доводы апелляционной жалобы поддерживает.

Представитель третьего лица Министерства финансов Омской области участия при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставлен отзыв, в котором просит апелляционную жалобу удовлетворить, отменить решение мирового судьи, и принять по делу новое решение, поскольку федеральный законодатель, наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников, не обеспечил передачу необходимых материальных и финансовых средств, в связи с чем до установления соответствующего порядка обязанность по финансированию не может быть возложена на органы местного самоуправления.

Истец Плехова М.В.. в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает решение мирового судьи судебного участка № 14 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Заслушав участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, материалы дела, суд не находит оснований к отмене или изменению постановленного мировым судьей решения, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, истица Плехова М.В. является работником МУЗ «М» с 1980г. по настоящее время. Указанное учреждение является муниципальной организацией здравоохранения, учреждено Администрацией Муромцевского муниципального района, согласно Уставу.

Судом установлено, что истице выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление) за счет средств областного бюджета до 01.03.2009г.

Возражая на иск, Администрация муниципального района ссылалась на отсутствие правовых оснований для возложения на Администрацию обязанности предоставить Плеховой М.В. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления. Указал также на фактическое прекращение в 2009г. финансирования субьектом РФ реализации государственных полномочий, переданных муниципальным районам.

Доводы ответчика обоснованно отвергнуты судом первой инстанции.

Согласно ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I, в редакции, установленной Федеральным законом №122-ФЗ от 22.08.2004г., меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Законодательством, которым правильно руководствовался суд первой инстанции: ч.6 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона №122-ФЗ, по существу устанавливается обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящимся в их ведении, проживающим в сельской местности.

При таких обстоятельствах довод ответчика о том, что положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, на существо принятого решения повлиять не может.

Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд первой инстанции правомерно исходил из обьема таких мер, предоставлявшихся гражданам по состоянию на 31.12.2004г.

Отсутствие в Муромцевском муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.

В силу п.п. 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Из ч. 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", предусмотрено, что медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: компенсация расходов на оплату жилого помещения, компенсация расходов на оплату твёрдого топлива (включая его доставку), компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учётом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Согласно п.п. 3.4 ст. 37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

В соответствии со ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Пунктом 5 ст. 53 названного закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 55 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.

Частью 1 ст. 63 указанного федерального закона установлено, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.

Таким образом, пунктом 50 ст. 35 Федерального закона №122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 г.", действие статей 36,37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 г., согласно письму Министерства финансов Омской области от 20.01.2009 г., рекомендовано приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 год, за исключением бюджетных обязательств, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

При этом, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2009 г. №50-Г09-20, признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-03 "Об областном бюджете на 2009 год".

Тем не менее, подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г., за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.

Из этого следует, что указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам. Указанный вывод суда основан на следующем.

Закрепленное в ч. 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.

В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Исследовав и оценив все доказательства в совокупности, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что решение вопросов социальной поддержки медицинских работников входит в компетенцию властных структур, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения, в том числе, администрации Муромцевского муниципального района Омской области.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ, местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета, то есть муниципальное образование самостоятельно формирует бюджет, определяя источники его пополнения, что по мнению суда апелляционной инстанции, исключает возможность нарушения принципа сбалансированности бюджета при предоставлении льгот медицинским работникам.

Довод апеллятора об отсутствии правовых оснований для предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан из бюджета муниципального района основан на ошибочном толковании закона.

Не может повлиять на существо решения то обстоятельство, что до 01.03.2009г. меры социальной поддержки указанной категории граждан предусматривались законом Омской области.

Нормы материального закона применены судом первой инстанции правильно.

Также правильно взысканы с ответчика понесенные истцом судебные расходы на основании ч.1 ст.98 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 14 Муромцевского района Омской области Мешаловой С.С. от 07.02.2011 года по иску Плеховой М.В. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о взыскании расходов на оплату услуг отопления, оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области - без удовлетворения.

Настоящее определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу немедленно со дня его принятия.

Судья

Т.В. Страшко