Дело № 11-15/2012 ОПРЕДЕЛЕНИЕ р.п. Муромцево 30.03.2012 года Муромцевский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Бурчик П.П., при секретаре Корнееве Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области на решение мирового судьи судебного участка № 14 Муромцевского района Омской области от 21.02.2012 года по иску Федоренко Г.А. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о взыскании компенсации расходов на оплату твердого топлива, суд УСТАНОВИЛ: В судебный участок № 14 Муромцевского района Омской области обратилась Федоренко Г.А. с иском к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о взыскании расходов на оплату отопления, мотивируя свои требования тем, что с 01.04.1971 года по 09.07.2011 года она работала в должности <данные изъяты> Камышино-Курской участковой больницы МУЗ «Муромцевская ЦРБ». В настоящее время является пенсионером. Проживает по адресу: .... С 01.02.2009 года по 31.12.2011 года компенсация расходов на оплату твердого топлива и электроэнергии для освещения ей Администрацией Муромцевского района не предоставляется. Оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и электроэнергии для его освещения она производит в полном объеме, задолженности не имеет. Бездействием Администрации Муромцевского района с 01.02.2009 г. по 31.12.2011 г. ей причинены убытки в размере 13640 рублей 91 копейка. Просила суд взыскать в её пользу за указанный период времени с ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области 13640 рублей 91 копейку и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 545 рублей 64 копейки. Решением мирового судьи судебного участка № 14 Муромцевского района Омской области от 21.02.2012 года иск Федоренко Г.А. был удовлетворен. С ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области в пользу Федоренко Г.А. была взыскана компенсация расходов на оплату твердого топлива и освещения за период с 01.02.2009 г. по 31.12.2011 г. в сумме 13640 рублей 91 копейка и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 545 рублей 64 копейки, а всего 14186 рублей 55 копеек. В апелляционной жалобе ответчик Администрация Муромцевского муниципального района Омской области указывает, что с решением не согласны в связи с неправильным применением судом норм материального права, неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также недоказанностью установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Допущено необоснованное применение норм как федерального, так и областного законодательства. Согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не отнесено к вопросам местного значения муниципального района. Считают, что правовые основания для обязания Администрации района осуществлять предоставление социальной поддержки медицинским работникам учреждений муниципальной системы здравоохранения отсутствуют. Судом неправильно определены обстоятельства дела в части пользования Федоренко Г.А. льготами по оплате жилья и коммунальных услуг. Кроме того, с Администрации района необоснованно были взысканы расходы по оплате государственной пошлины. Просят отменить решение мирового судьи от 21.02.2012 года и принять новое решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований. Истец Федоренко Г.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, рассмотрение дела в её отсутствие возможно. Представитель ответчика от Администрации Муромцевского муниципального района Омской области Губкин И.Ю. в судебное заседание не явился. В заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие. Доводы апелляционной жалобы поддерживает в полном объеме (л.д. 76). Третье лицо - Министерство финансов Омской области, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, в отзыве на апелляционную жалобу указывают, что Министерство поддерживает свои доводы, изложенные в письменном отзыве при рассмотрении дела мировым судом судебного участка № 14 (л.д. 74). Изучив материалы дела, суд находит решение мирового судьи судебного участка № 14 Муромцевского района Омской области от 21.02.2012 года законным, обоснованным и справедливым, а апелляционную жалобу ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области не подлежащую удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Мировой судья обоснованно пришел к выводу, что истица Федоренко Г.А. с 01.04.1971 года по 09.07.2011 года работала в должности <данные изъяты> Камышино - Курской участковой больницы МУЗ «Муромцевская ЦРБ», что подтверждается данными трудовой книжки (л.д. 24-26) и справками (л.д. 22,23). Проживает по адресу: ..., что подтверждается справкой (л.д. 7). С 01.02.2009 г. по 31.12.2011 г. компенсация расходов на оплату отопления ей Администрацией Муромцевского района не предоставлялась, что подтверждается справками (л.д. 18, 19). Суд не может признать убедительными доводы ответчика Администрации Муромцевского Муниципального района Омской области, что решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не отнесено к вопросам местного значения муниципального района, поскольку мировым судьей с достоверностью было установлено, что до 01 февраля 2009 года истица Федоренко Г.А. пользовалась льготами по оплате жилья и коммунальных услуг на основании Закона Омской области от 04.07.2008 г № 1061 – ОЗ. Согласно ст. 36 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» право на получение мер социальной поддержки имеют постоянно проживающие в сельской местности следующие категории граждан: работники, осуществляющие свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения, культуры, а также в муниципальных учреждениях Омской области здравоохранения, культуры в соответствии с перечнями должностей работников, утверждаемых соответственно органом исполнительной власти Омской области в сфере здравоохранения, органом исполнительной власти Омской области в сфере культуры по согласованию с финансовым органом исполнительной власти Омской области. Работникам и неработающим пенсионерам предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация расходов на оплату отопления: при наличии приборов учета - фактически понесенных расходов, но не более расходов, рассчитанных исходя из утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов потребления коммунальных услуг. Компенсация расходов на оплату общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв. м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв. м - на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв. м. - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера). Компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, осуществлялась из расчета 0,065 т. угля и 0,087 куб.м. дров на 1 кв. м. общей площади жилого помещения в год в пределах норм, предусмотренных пп. 1 п. 2 настоящей статьи. Компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчета 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов выше указанных нормативов. Действие ст. 36, 37 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» от 04.07.2008 г № 1061 – ОЗ, было приостановлено с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года подпунктом 2, пунктом 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 года № 1092 – ОЗ « Об областном бюджете на 2010 год». Однако определением Верховного суда РФ от 28.10.2009 года № 50 Г09-20 данный закон был признан противоречащим федеральному законодательству. Пунктом 50 ст. 35 ФЗ № 122 – ФЗ от 22.08.2008 года «О внесении изменений в законодательные акты РФ» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Согласно ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников Муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Согласно Уставу Муромцевского муниципального района Омской области (редакция 8), утвержденному постановлением Главы Администрации Муромцевского муниципального района Омской области от 10.09.2007 г. № 492-п, МУЗ «Муромцевская ЦРБ» являлась муниципальным учреждением здравоохранения (л.д.20-21). 24.11.2011 года Законодательным собранием Омской области был принят закон Омской области «О внесении изменений в Кодекс о социальной защите некоторых категорий граждан». Пунктом 6 ст. 1 данного закона предусмотрено исключение муниципальных учреждений здравоохранения из числа учреждений названных в подпункте 1 п. 1, ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан. В указанной части Закон Омской области «О внесении изменений в Кодекс о социальной защите некоторых категорий граждан» вступает в силу с 01.01.2012 года. Исходя из вышеизложенного, суд находит решение мирового судьи законным и обоснованным, расчет компенсации расходов на оплату отопления истце Федоренко Г.А. за спорный период с 01.02.2009 г. по 31.12.2011 г. в расчете и в решении произведен верно, и составляет 13640 рублей 91 копейку (л.д. 13,57-58). Также суд не находит убедительными доводы ответчика о том, что мировым судьей с Администрации муниципального района неправомерно были взысканы расходы истца по оплате государственной пошлины в сумме 545 рублей 64 копейки, уплаченной Федоренко Г.А. при подаче иска (л.д. 3). В соответствии с п.п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины действительно освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Согласно ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ при их обращении в уполномоченные органы за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса РФ. При обращении в суд, государственная пошлина уплачивается до подачи заявления, искового заявления. На основании п.п. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате сбора прекращается с его уплатой плательщиком. То есть после уплаты истцом государственной пошлины в бюджет, что является условием обращения в суд общей юрисдикции, отношения между плательщиком и государством, связанные с уплатой государственной пошлины, прекращаются. Далее отношения по поводу понесенных стороной по делу расходов на уплату государственной пошлины регулируются нормами Гражданского процессуального кодекса РФ. Вместе с тем, в соответствии со ст. 88 ГПК РФ государственная пошлина относится к судебным расходам. В силу положений ч. 1 ст. 98 ГПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, подлежат взысканию с другой стороны. Другого порядка возмещения выигравшей стороне судебных расходов, к которым относится и государственная пошлина, в настоящее время не установлено, соответственно освобождения государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение суда принято не в их пользу, действующим законодательством не предусмотрено. Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что мировым судьей судебного участка № 14 при рассмотрении иска Федоренко Г.А. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену либо изменение постановленного решения, допущено не было, в связи с чем, оснований для удовлетворения поданной ответчиком апелляционной жалобы не имеется. Руководствуясь ч. 1 ст. 160 ЖК РФ, Закона Омской области от 04.07.2008 г № 1061 – ОЗ ст. 36 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». П. 50 ст. 35 ФЗ № 122 – ФЗ от 22.08.2008 года «О внесении изменений в законодательные акты РФ» ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, ч. 1, п. 19, ст. 336.36 НК РФ, п. 4, ст. 328, ч.1, п. 4, ст. 362, ст. 329 ГПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Решение мирового судьи судебного участка № 14 Муромцевского района Омской области от 21.02.2012 года по иску Федоренко Г.А. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о взыскании расходов на оплату отопления за период времени с 01.02.2009 года по 31.12.2011 года в сумме 13640 рублей 91 копейку и расходов по оплате государственной пошлины в сумме 545 рублей 64 копейки, а всего 14186 рублей 55 копеек, оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области – без удовлетворения. Решение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Судья Муромцевского районного суда Омской области П.П. Бурчик