Дело № 2-361/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Муромцево | 10.09.2010 |
Судья Муромцевского районного суда Омской области Гужинов А.Н.
при секретаре Фроловой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Морева А.А. к ответчику Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области о признании права на пенсию в связи с тяжелыми условиями труда,
УСТАНОВИЛ:
Морева А.А. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к ответчику ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Муромцевском районе Омской области, мотивируя заявленные требования тем, что его страховой стаж работы составляет более 28 лет. В период своей трудовой деятельности он более 12 лет с 30.10.1989 по 18.02.2002 работал в должности кочегара в Курганском льнозаводе. Характер работы в данной организации был постоянно связан с вредными условиями труда: ручной подачей угля в топки и удалением золы из топок (шлака), очисткой котлов. Считает, что данное обстоятельство дает ему право на получение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста 60 лет. Котельная «Курганского льнозавода» работала постоянно, как в зимний, так и в летний период, так как это было промышленное производство, предприятие занималось переработкой льна. Котельная работала только на твердом топливе угле. 11.10.2008 ему исполнилось 55 лет и 23.03.2009 он обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда. Однако, Пенсионным фондом истцу было отказано в назначении пенсии по старости досрочно, при этом из его льготного стажа был исключен период его работы кочегаром в Курганском льнозаводе с 30.10.1989 по 18.02.2002, в связи с тем, что этот период надлежаще не подтвержден, организация ликвидирована, документы сданы в архив, а по представленным документам (трудовой книжке) невозможно определить характер выполняемых работ, на каком виде топлива работала котельная, отсутствуют сведения о периодах отопительного сезона. Не согласен с решением ГУ УПФ, считает, что его права на назначение досрочной пенсии нарушены. Просит суд включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, спорный период работы в должности кочегара в К... льнозаводе, а также признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста с 23.03.2009 года.
Истец Морев А.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, уточнив их и сократив период работы кочегаром, определив его с 30.10.1989 по 31.12.1999, поскольку с 01.01.2000 года АООТ «К... льнозавод» прекратил основную деятельность и котельная была остановлена.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Муромцевском районе Кох А.А., действующий на основании доверенности № 4 от 06.11.2009 года, сроком действия на 1 год, заявленные Моревым А.А. требования не признал, и пояснил суду, что истцом не было представлено доказательств того, на каком типе котлов и каком топливе он работал кочегаром. Полагает, что одной записи в трудовой книжке, не раскрывающей данные вопросы, недостаточно для удовлетворения требований истца и назначения ему пенсии досрочно.
Заслушав участников процесса, показания свидетелей Л. и Х., изучив материалы дела, суд находит заявленные Моревым А.А. исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения 60 лет мужчинам по достижении ими возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если они проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением пенсионного возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Аналогичные условия назначения пенсии по старости досрочно данной категории работников предусматривались и ст. 12 п. «б» Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», действовавшего до принятия вышеуказанного Федерального Закона.
Согласно ст. 1 п. «б» Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
При этом, время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10, предусмотрены должности - «машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы».
Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173), также были предусмотрены должности - «кочегары производственных котельных и производственных печей», без ограничения по виду топлива и способу удаления золы.
При этом, согласно п. 1 Разъяснения Госкомтруда Совета Министров СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 года N 5/8 "О порядке применения утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», Списки N 1 и N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, должны применяться вне зависимости от ведомственного подчинения предприятий и учреждений, где работали или работают обратившиеся за пенсией рабочие и служащие, профессии или должности которых поименованы в этих списках по соответствующим производствам и цехам.
Согласно подпункта 2 п.2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренными настоящими Правилами, суммируются, в том числе и периоды работ с тяжелыми условиями труда.
В данном случае, из протокола № 110 заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 24.04.2009 годал.д. 8 - 9) следует, что для назначения пенсии Мореву А.А. требуется 25 лет страхового стажа, 12 лет 6 месяцев стажа на соответствующих видах работ (специального стажа), достижение возраста 55 лет. Страховой стаж Морева А.А. составляет 28 лет 0 месяцев 9 дней, специальный стаж составил 6 месяцев 23 дня. Не включен в специальный стаж период работы Морева А.А. в качестве кочегара в Курганском льнозаводе с 30.10.1989 по 18.02.2002 г., поскольку по представленным документам (трудовой книжке) невозможно определить характер и вид выполняемых работ, на каком виде топлива работала котельная, отсутствуют сведения о периодах отопительного сезона. Произвести документальную проверку не представляется возможным, организация ликвидирована, документы по личному составу на хранение в архив не поступали. Включен в специальный стаж период работы истца в Экспедиции № 305 в партии № 1 на полевых топогеодезических работах в 05.05.1972 по 27.11.1972.
Вместе с тем, суд находит указанные доводы Комиссии и представителя ответчика в суде необоснованными, противоречащими законодательству и полностью опровергнутыми представленными по делу доказательствами.
В данном случае свидетели Л. и Х. пояснили суду, что на Курганском льнозаводе имелась котельная для производственных нужд, которая работала круглый год постоянно в 2 смены, используя твердое топливо в виде каменного угля для котла ДКВР с ручной загрузкой топлива и удалением золы. Истец Морев А.А. действительно работал в данной котельной кочегаром.
Показания указанных свидетелей, по мнению суда, могут быть приняты в качестве допустимых доказательств, подтверждающих имеющееся на предприятии оборудование и условия труда истца Морева А.А. в спорный период, поскольку они объективно подтверждаются записями в их трудовых книжках по Курганскому льнозаводул.д. 45-51), при этом в трудовой книжке свидетеля Х.л.д. 51) имеется прямое указание на его работу кочегаром на котле ДКВР 4/13.
При этом, суд критически оценивает доводы представителя ответчика Кох А.А. о недопустимости указанных доказательств в связи с изменением пенсионного законодательства и введением с 01.01.2010 запрета на установление характера работы на основании показаний свидетелей. Действительно, Федеральным законом от 24.07.2009 года часть 3 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях» дополнена условием о том, что характер работы показаниями свидетелей не подтверждается с 01.01.2010 года.
Вместе с тем, из правовой позиции, определенной Постановлением Конституционного Суда РФ № 2-4 от 29.01.2004 года, следует, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу положений Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Таким образом, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовашим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18,54,55 и 57 Конституции РФ.
В данном случае, как уже отмечалось выше, истец Морев А.А. обратился в пенисонной фонд с заявлением о назначении пенсии 23.03.2009л.д.10), а 24.04.2009 ему было отказано ГУ УПФ РФ в Муромцевском районе, то есть спорные правоотношения между сторонами возникли до вступления в законную силу изменений в ст. 13 ч.3 Федерального закона «О трудовых пенсиях», введших с 01.01.2010 запрет на установление характера работ свидетельскими показаниями.
Учитывая то, что на момент возкникновения спорных правоотношений указанного запрета в законодательстве не существовало, определение на основании показаний свидетелей, в совокупности с иными собранными по делу доказательствами, характера и условий выполнявшихся истцом Моревым А.А. работ в спорный период, его трудовой деятельности, по мнению суда, не противоречит требованиям закона и является допустимым.
Трудовой книжкойл.д.13-16), архивной выпиской из документальных материалов архивного фонда № 28 АООТ «Курганский льнозавод»л.д.20-21) следует, что Морев А.А. принят на К... льнозавод рабочим производственного корпуса согласно §2 приказа № 55 от 30.10.1989. 25.07.1989 переведен на основании §4 приказа № 63 от 25.07.1989 электриком 5 разряда. 30.10.1989 переведен кочегаром 3 разряда на основании §1 приказа № 87 от 30.10.1989 года. 25.09.1995 на основании §2 приказа № 60 от 30.10.1995, Мореву А.А. присвоен 4 разряд кочегара. 18.02.2002 приказом № 3 от 16.02.2002 Морев А.А. был уволен в связи с ликвидацией предприятия.
Из архивных справок по лицевым счетам фонда № 28 - К... льнозавод, впоследствии: АОЗТ «К... льнозавод», АООТ «К... льнозавод» Муромцевского района Омской области»л.д. 20,21,) следует, что должность истца Морева А.А. за период с января 1990 года по декабрь 1998 года, в указанных документах поименована как кочегар, в 1989 году - должность не указана. При этом, данные архивные справки содержат сведения о выплате заработной платы Мореву А.А. ежемесячно в течение всего календарного года, что по мнению суда подтверждает показания истца о том, что котельная предприятия работала круглогодично.
Согласно свидетельству и удостоверению № 1208 от 17.12.1990л.д.22), Морев А.А. с 17.09.1990 по 17.12.1990 года обучался на курсах Тарского филиала Омского учебно-курсового комбината и 17.12.1990 решением квалификационной комиссии ему установлен тарифно-квалификационный разряд - оператор, по профессии машинист-кочегар.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что работа истца Морева А.А. кочегаром в котельной Курганского льнозавода, начиная с 30.10.1989 и по 31.12.1999 в течение всего календарного года, подтвержденная как показаниями свидетелей, так и письменными доказательствами, являлась работой с тяжелыми условиями труда, предусмотренной Списками № 2 от 1956 и 1991 годов, так как была связана с работой в котельной на твердом топливе - каменном угле.
Согласно п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденного Постановлением Правительства № 555 от 24.07.2002 года, в страховой стаж включаются, засчитываются периоды работы, выполнявшейся на территории РФ, застрахованными лицами в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии с п. 6 указанных Правил, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются, помимо всего прочего, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В данном случае, работа истца в спорный период подтверждена не только трудовой книжкой, но и частично сохранившимися приказами о его приеме и увольнении с работы, архивными справками о заработной плате, что не противоречит приведенной норме, и позволяет суду сделать однозначный вывод о работе истца в должности «кочегара» в К... льнозаводе.
В соответствии со ст. 68 ч.1 ГПК РФ, объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами.
В данном случае, из объяснений истца Морева А.А., свидетелей Л., Х., следует, что отопительного сезона в Курганском льнозаводе как такового не было, котельная работала круглый год, обеспечивая непрерывный производственный процесс.
Приведенные доводы истца были подтверждены не только показаниями допрошенных по делу свидетелей, но и письменными материалами дела - в частности архивными справками о начисленной заработной плате, не содержащих сведений об уменьшении или отсутствии последней в летние периодыл.д. 17-19).
Вместе с тем, с учетом подтвержденного в суде специального стажа Морева А.А. продолжительностью 10 лет и 8 месяцев, суд в данном случае считает возможным применить правила пенсионного законодательства о сокращении наступления возраста, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости, который для Морева А.А. составит 4 года, или 1 год за каждые 2 года 6 месяцев специального стажа.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что при включении в льготный стаж истца Морева А.А. спорного периода его работы кочегаром в К... льнозаводе с 30.10.1989 по 31.12.1999, продолжительность его специального стажа на момент обращения в пенсионный фонд, то есть на 23.03.2009, не превышала требуемые законом 12 лет 6 месяцев, однако является достаточной для назначения Мореву А.А. трудовой пенсии по старости досрочно с 11.10.2009, т.е. по достижению истцом 56 летнего возраста.
Возражения представителя ответчика о том, что котлы паровые ДКВр выпускались и работали только на жидком и газовом топливе, дополнительно представленные сведения из открытых интернет источниковл.д. 63-67), суд находит не убедительными и опровергающимися материалами дела, а так же аналогичными открытыми интернет источниками, приобщенными к делу на основании ходатайства истцал.д. 68-71) и свидетельствующими о том, что котлы паровые ДКВр так же выпускаются и работают на твердом топливе - каменном и буром угле, и по объяснениям Морева А.А., именно на таком котле с двумя заслонками для загрузки угля он и работал в спорный период.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Морева А.А. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области включить в льготный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии Мореву А.А., период трудовой деятельности с 30.10.1989 по 31.12.1999 в должности кочегара на «К... льнозаводе» (АОЗТ, АООТ)
Признать за Моревым Александром Автономовичем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, с 11 октября 2009 года, в остальной части требований отказать.
Взыскать с Государственного Учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ в Муромцевском районе Омской области в пользу Морева Александра Автономовича возврат государственной пошлины в размере 200 (двухсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение десяти дней.
Судья | А.Н. Гужинов |
Решение вступило в законную силу 21.09.2010 года.