Дело № 2-352/2010 от 23.08.2010 по иску прокурора в интересах Кокшенева И.Е. к Администрации Мурмоцевского МР о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и др.



Дело № 2 – 352/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

23 августа 2010 года

Муромцевский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Ахметовой А.М.,

при секретаре Прудниковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Муромцевского района Омской области в интересах Кокшенева И.Е. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, о признании Кокшенева И.Е. нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании принять его на учет и включить как участника ВОВ, инвалида 2 группы в список граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки с момента фактического обращения в органы местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился прокурор Муромцевского района с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о социальной защите ветеранов в деятельности Администрации Муромцевского муниципального района было установлено, что Кокшенев И.Е. является инвалидом 2 группы, а также участником Великой Отечественной Войны, в связи с чем имеет право на льготы, предусмотренные ст. 14, 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». 09.02.2010 года Кокшенев И.Е. обратился в Администрацию района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма для реализации своего права на обеспечение жильем как ветеран ВОВ. Однако постановлением Главы администрации Муромцевского МР от 09.03.2010 года № 102-П в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Кокшеневу И.Е. было отказано на основании ст. 54 Жилищного кодекса РФ - в связи с наличием у заявителя на праве собственности жилого помещения, общая площадь которого более учетной нормы площади жилого помещения, установленной решением Совета Муромцевского района № 2 от 29.01.2010 года. По мнению прокурора района отказ Администрации в признании Кокшенева И.Е. нуждающимся в жилых помещениях, принятии на учет в качестве такового является незаконным и нарушает право последнего как ветерана ВОВ на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Согласно акта № 13 от 01.07.2010 года жилое помещение, принадлежащее Кокшеневу И.Е. и расположенное в ... признано не соответствующим требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, он сам является престарелым, инвалидом 2 группы по общему заболеванию, нетрудоспособным, в связи с чем его проживание без центрального отопления, водоснабжения является невозможным. На основании изложенного заявитель просит суд признать отказ Администрации Муромцевского района в признании Кокшенева И.Е. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконным, признать Кокшенева И.Е. нуждающимся в улучшении жилищных условия на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, обязать Администрацию Муромцевского муниципального района принять Кокшенева И.Е. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с момента фактического обращения с заявлением – с 09.02.2010 года, обязать Администрацию Муромцевского района включить Кокшенева И.Е. как участника Великой Отечественной Войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренный п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправление – с 09.02.2010 года, взыскать с ответчика государственную пошлину.

В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурора Муромцевского района Омской области Кукк А.В. заявленные прокурором района требования поддержала в полном объеме, приведя суду те же доводы.

Представитель ответчика - Администрации Муромцевского городского поселения Астапович А.А., действующий на основании доверенности от 02.03.2010 года, сроком до 02.03.2011 года (л.д. 29) заявленные исковые требования не признал и пояснил суду, что отказ Администрации в постановке Кокшенева И.Е. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является законным и обоснованным. Существующим законодательством предусмотрен заявительный порядок реализации жилищных прав, требующий подачи не только заявления, но и ряда документов, подтверждающих жилищные условия заявителя, в том числе предоставления технического паспорта на дом, заключения межведомственной комиссии о признании жилья непригодным для проживания. В данном случае Кокшенев И.Е. указанных документов не представил, что в совокупности с наличием у него в собственности жилого дома, общая площадь которого превышает учетную норму, и послужило основанием для принятия Жилищной комиссией Администрации района решения об отказе в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье. С учетом изложенного, представитель ответчика просит суд в удовлетворении заявленных прокуратурой района исковых требований, отказать.

Истец Кокшенев И.Е. пояснил суду, что полностью поддерживает заявленные прокурором района в его интересах требования, просит суд их удовлетворить. Действительно он является ВОВ, воевал в танковой бригаде, имеет награды. По окончании войны он с семьей вернулся в дом отца, расположенный в ..., который был построен еще его дедом, и в настоящее время этому дому больше 100 лет. Он всю жизнь прожил в этом доме, и никогда никаких льгот для себя не требовал. Но в настоящее время он остался один, так как его сын погиб в 1991 году, жена умерла в 1995 году, имеет слабое здоровье, передвигается с помощь костылей, имеет инвалидность 2 группы, в связи с чем не может сам топить печь, носить воду и т.д. В связи с тем, что законодательством предусмотрены льготы для ветеранов ВОВ, он обратился в Администрацию района с заявлением о постановке на учет и предоставлении ему благоустроенного жилья, однако ему было отказано по формальным основаниям. С этим отказом он не согласен, но обжаловать его не стал, так как считает, что это результата все равно не даст.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокуратурой Муромцевского района исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", участникам Великой Отечественной Войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Согласно ст. 23.2 от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 г. N 99-п, право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах".

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.», предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В данном случае из заявления Кокшенева Е.И. (л.д. 9) следует, что 09.02.2010 года он обратился в Администрацию Муромцевского муниципального района с просьбой о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В качестве мотивов обращения Кокшенев И.Е. указал, что ему 83 года, он инвалид 2 группы, ветеран ВОВ, проживает один в частном доме, которому более 200 лет, все надворные постройки пришли в упадок, туалет, баня на улице, и он по состоянию здоровья не может проживать в указанном доме, просит выделить ему однокомнатную благоустроенную квартиру.

Однако из Постановления Главы Администрации района от 09.03.2010 года № 102-п (л.д. 10), протокола № 3 от 03.03.2010 года Жилищной комиссии (л.д.52) следует, что Кокшеневу И.Е., было отказано в принятии его на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, что, по мнению суда, является грубым нарушением вышеприведенных норм.

Так, из копии паспорта (л.д. 12) следует, что Кокшенев И.Е. родился ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован проживающим по адресу: ....

Из удостоверения (л.д. 13) следует, что Кокшенев И.Е. является ветераном – участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 15, 14 Федерального закона «О ветеранах».

Из справки МСЭ № 862509 (л.д. 14) следует, что Кокшенев И.Е. является инвалидом второй группы по общему заболеванию с ограничением способности к трудовой деятельности третьей степени, бессрочно.

Согласно справки Администрации Гуровского сельского поселения (л.д. 15), выписки из похозяйственной книги (л.д. 16), Кокшенев И.Е. состава семьи не имеет, проживает один.

Из справки (л.д. 18), регистрационного удостоверения (л.д. 20, 21) Кокшенев И.Е., имеет в частной собственности жилой дом, расположенный по адресу: ..., литера А (инв. № 2482).

Согласно справки о характеристиках объекта недвижимости (л.д.94), жилой дом, принадлежащий Кокшеневу И.Е., последний раз был обследован в 1986 году, имел на тот момент износ 21%, общую площадь 32, 7 кв. метра, жилую – 15,2 кв. метра.

Из акта № 13 от 01.07.2010 года (л.д. 23 – 24), акта № 05-03-05/4 (л.д. 25), заключения № 13 от 01.07.2010 года (л.д. 22), составленных специалистами Главного Управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, следует, что частный жилой дом № ... по улице ... не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, согласно Положению, утвержденному Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 и является непригодным для проживания, так как имеет многочисленные повреждения кровли, стен, стационарное отопление разрушено, электропроводка находится в неудовлетворительном состоянии, что подтверждается и фотоматериалами, предоставленными ответчиком по запросу суда (л.д.84-93).

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Кокшенев И.Е. имеет право, в соответствие с требованиями ст. 51 ч.1 п. 3 ЖК РФ, на признание его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с проживанием в доме, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, соответственно отказ Администрации района в постановке его на учет в указанном качестве, а также во включении в список лиц, имеющих право на получение выплат за счет средств федерального бюджета, является незаконным.

При этом, суд полагает, что и рассмотрение заявления Кокшенева И.Е., и постановленный отказ в принятии его на учет, являлись формальными, произведенными на основании резолюции председателя Жилищной комиссии ФИО14., изложенной на заявлении (л.д.9), без реальной оценки жилищных условий ветерана ВОВ.

Доводы представителя ответчика о том, что Кокшенев И.Е. имеет в собственности пригодное для проживания жилье, с общей площадью, значительно превышающую учетную норму, являются несостоятельными и полностью опровергнуты вышеуказанными доказательствами.

Доводы о том, что Кошеневым И.Е. при обращении в Администрацию района не были предоставлены все необходимые документы, в том числе и акты о состоянии занимаемого жилого дома, а Жилищная Комиссия не имела полномочий по получению недостающих документов, в связи с чем была лишена возможности оценить права заявителя, суд также находит формальными и неубедительными.

Так, согласно п.п. 6.1, 6.2 Положения о Жилищной комиссии Администрации района, утвержденного Постановлением Главы Администрации от 18.03.2009 года № 81-п, (л.д.49-51), комиссия вправе запрашивать в установленном порядке от структурных подразделений Администрации района и соответствующих организаций необходимые материалы по вопросам, относящимся к ее компетенции, осуществлять контроль за ходом выполнения решений, что давало специалистам Администрации района, с учетом возраста Кокшенева И.Е., его состояния здоровья, получить при рассмотрении заявления последнего по собственной инициативе технический паспорт либо справку БТИ о наличии у заявителя жилья, проценте его износа, а также поручить межведомственной комиссии, созданной на основании постановления № 306-п от 29.05.2007 года (л.д.41), проведение обследования жилищных условий ветерана ВОВ, с составлением соответствующего акта о признании жилого дома Кокшенева И.Е. непригодным для проживания.

Указанный формальный подход органа местного самоуправления к рассмотрению заявления Кокшенева И.Е., повлек грубое нарушение не только вышеприведенных норм, но и нарушение имеющихся у заявителя прав на жилище, обеспечение жильем, предусмотренных ст. 40 Конституции РФ, что недопустимо.

В связи с изложенным, и руководствуясь ст.ст. 98, 194-198, 245 п.2, 258 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области в интересах Кокшенева И.Е. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области исковые требования, удовлетворить.

Признать отказ Администрации Муромцевского муниципального района Омской области, содержащийся в постановлении Главы Администрации № 102-п от 09.03.2010 года, в принятии Кокшенева И.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца ..., инвалида 2 группы, ветерана–участника Великой Отечественной войны, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконным.

Признать нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма Кокшенева И.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца ..., инвалида 2 группы, ветерана–участника Великой Отечественной войны, в связи с проживанием в жилом доме, расположенном по адресу: ..., не отвечающем, установленным для жилых помещений требованиям.

Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области принять с 09.02.2010 года на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Кокшенева И.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца ..., инвалида 2 группы, ветерана–участника Великой Отечественной Войны.

Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области включить с 09.02.2010 года в Список граждан, претендующих на получение жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, формируемого в соответствии с п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, Кокшенева И.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца ..., ветерана–участника Великой Отечественной Войны.

Взыскать с Администрации Муромцевского муниципального района Омской области государственную пошлину в доход бюджета Муромцевского муниципального района Омской области в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 суток.

Судья

А.М. Ахметова

Мотивированное решение суда изготовлено 27.08.2010 года.

Судья

А.М. Ахметова