Дело № 2 – 574/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Муромцево | 26 ноября 2010 года |
Муромцевский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Страшко Т.В.,
с участием помощника прокурора Муромцевского района Омской области Хусаинова М.А.,
при секретаре Замша Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Муромцевского района Омской области в интересах Снатович П.М. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о признании незаконным отказа в признании нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, признании Снатович П.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 08.12.2009г., и включить как участника ВОВ в список граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки с момента фактического обращения в органы местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился прокурор Муромцевского района в интересах Снатович П.М. к Администрации Муромцевского муниципального района с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о социальной защите ветеранов было установлено, что Снатович П.М. является инвалидом 2 группы, а также участником Великой Отечественной войны, в связи с чем имеет право на льготы, предусмотренные ст.ст. 14, 17 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». 08.12.2009 года Снатович П.М. обратился в Администрацию района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, для реализации своего права на обеспечение жильем как ветеран ВОВ. Однако постановлением Главы администрации Муромцевского МР от 30.12.2009 года № 548-П в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Снатович П.М. было отказано на основании ст. 54 Жилищного кодекса РФ - в связи с тем, что заявителем не представлены документы, подтверждающие его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Считает отказ Администрации в признании Снатович П.М. нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, принятии на учет в качестве такового является незаконным и нарушает право ветерана ВОВ на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Снатович П.М. участия в судебном заседании не принимал.
Представитель истца помощник прокурора Муромцевского района Хусаинов М.А. заявленные требования уточнил, отказавшись от требования об обязании Администрации Муромцевского муниципального района включить Снатович П.М. как участника ВОВ в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, утв.Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006г. №99-п. Отказ от части иска принят судом. Остальные заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика - Администрации Муромцевского муниципального района Попова О.В., действующая на основании доверенности от 05.10.2010 года №36 сроком действия до 05.10.2011 года, заявленные требования не признала и пояснила суду, что отказ Администрации в постановке Снатович П.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является законным и обоснованным. Существующим законодательством предусмотрен заявительный порядок реализации жилищных прав, требующий подачи не только заявления, но и ряда документов, подтверждающих жилищные условия заявителя, в том числе заключения межведомственной комиссии о признании жилья непригодным для проживания. В данном случае Снатович П.М. указанных документов не представил, что в совокупности с наличием у него в собственности жилого дома, который является пригодным для проживания, а также того, что Снатович П.М. является инвалидом не вследствие военной травмы, а по общему заболеванию, в связи с чем он не имеет права на льготы, предусмотренные ст.14 Закона «О ветеранах», и послужило основанием для принятия Жилищной комиссией Администрации района решения об отказе в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье. С учетом изложенного, представитель ответчика просит суд в удовлетворении заявленных прокуратурой района исковых требований отказать.
Представитель Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Муромцевскому району Омской области Глуховченко А.Ю., действующий на основании доверенности от 15.03.2009г. №07/08 сроком действия до 31.12.2010г., согласился с обоснованностью требований прокурора, пояснив, что Снатович П.М., являющийся участником ВОВ, имея инвалидность по общему заболеванию, в соответствии с Законом РФ «О ветеранах» приравнен к инвалидам ВОВ и соответственно имеет права на льготы, предусмотренные ст.14 и ст.17 указанного Закона, о чем указано в его удостоверении, которое он (Снатович П.М.) вместе с другими документами предъявил в Администрацию района в целях постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Таким образом Снатович П.М. имеет право на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Свидетель К., дочь Снатович П.М., пояснила суду, что ее отец едва передвигается в пределах жилого помещения, ограничен в движении, проживает один, сам себя обслужить не может, ему помогают родственники и соседи. В доме печное отопление, воду наносят с колонки, туалет на улице.
Свидетель П., секретарь Межведомственной комиссии Администрации Муромцевского района пояснил, что они не выезжали в ... и дом Снатович П.М. не осматривали в связи с отсутствием обращений.
Заслушав участников процесса, свидетелей, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокуратурой Муромцевского района уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Из заявления Снатович П.М. (л.д. 10) следует, что 08.12.2009 года он обратился в Администрацию Муромцевского муниципального района с просьбой о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В качестве мотивов обращения Снатович П.М. указал, что в принадлежащей ему квартире нет центрального отопления, топит печь самостоятельно, что вызывает постоянные проблемы. Необходимо приобретать дрова для отопления квартиры. По состоянию здоровья принести дрова в дом сам не может. Нужен теплый туалет, в доме нет водопровода. Воду ему приносит дочь или соседи с уличной колонки. В 2007 году перенес инсульт, с тех пор с трудом передвигается, проживает один в частном доме.
Постановлением Главы Администрации района от 30.12.2009 года № 548-п (л.д. 8) Снатович П.М. было отказано в принятии его на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении на основании ст.54 Жилищного кодекса РФ.
Из копии паспорта (л.д. 11) следует, что Снатович П.М. родился ... года, зарегистрирован проживающим по адресу: ....
Из удостоверения (л.д. 16) следует, что Снатович П.М. является ветераном и инвалидом – участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 14, 17 Федерального закона «О ветеранах».
Из справки МСЭ № ... (л.д. 14) следует, что Снатович П.М. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, бессрочно.
Согласно справки Администрации ... сельского поселения (л.д. 19) Снатович П.М. состава семьи не имеет, проживает один.
Согласно справки ГП «Омский центр ТИЗ» (л.д.18) Снатович П.М. в числе собственников домовладений и квартир не значится.
Из акта от 24.09.2010 года (л.д. 21), составленного специалистом отдела по строительству, архитектуре и ЖКХ Администрации Муромцевского муниципального района, следует, что частный жилой дом № ... по ... состоит из трех комнат, кухни и коридора, жилой дом в хорошем состоянии, нет центрального водоснабжения, отопление печное (л.д.21).
В соответствии с положениями ст.49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что Российская Федерация передает органу государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статьей 14 указанного ФЗ предусматривается обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
При этом в ч.2 ст.14 Закона РФ «О ветеранах» установлено, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания решаются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, в соответствии с п.12 которого жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Судом достоверно установлено, что в жилом доме, принадлежащем Снатович П.М., отсутствует хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция.
При таком положении законных оснований для отказа Снатович П.М. на его заявление от 08.12.2009г. в Администрацию Муромцевского муниципального района о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма для реализации своего права на обеспечение жильем как инвалида Великой Отечественной войны, у ответчика не имелось
Доводы представителя ответчика о том, что правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется, несостоятельны ввиду неправильного толкования вышеприведенных норм права.
Руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
Заявленные уточненные прокурором Муромцевского района Омской области в интересах Снатович П.М. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области исковые требования, удовлетворить.
Признать отказ Администрации Муромцевского муниципального района Омской области, в принятии Снатович П.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконным.
Признать Снатович П.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области принять с 08.12.2009 года на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Снатович П.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца ....
Взыскать с Администрации Муромцевского муниципального района Омской области государственную пошлину в доход бюджета Муромцевского муниципального района Омской области в размере 200 (двухсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 суток со дня изготовления мотивированной части решения.
Судья | Т.В. Страшко |
Мотивированное решение суда изготовлено 01.12. 2010 года.
Судья | Т.В. Страшко |