Дело № 2-559/2010 от 28.12.2010 по иску Грибковой С.И. к ГУ УПФР о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за выслугу лет



Дело № 2-559/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

28.12.2010 года

Муромцевский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Ахметова А.М.,

при секретаре Прудниковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грибковой С.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за выслугу лет,

УСТАНОВИЛ:

Грибкова С.И. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что её трудовой стаж исчисляется с 17.07.1980 года - с указанного периода и по настоящее время она непрерывно занимается педагогической деятельностью в муниципальных образовательных учреждениях р.п. Муромцево Омской области. 27.09.2010 года она обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ в Муромцевском районе Омской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости досрочно в связи с наличием 25 лет педагогического стажа, однако в назначении песни ответчиком было отказано. При этом, из ее льготного стажа были исключены периоды: с 19.08.2003 года по 09.11.2008 года - работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования для детей «Ц», а также с 09.02.2004 года по 20.02.2004 года, с 27.03.2004 года по 30.03.2004 года, с 21.05.2007 года по 01.06.2007 года - нахождения на курсах повышения квалификации. Истица Грибкова С.И. полагает, что принятое пенсионным фондом решение является незаконным, просит суд включить указанные спорные периоды в ее льготный стаж, и обязать ответчика назначить ей пенсию с 27.09.2010 года.

Впоследствии, 10.12.2010 года и 21.12.2010 года истицей Грибковой С.И. были поданы дополнительное исковые заявления с требованием обязать ответчика включить в ее специальный стаж период обучения в И. с 22.08.1985 года по 04.07.1989 года, поскольку до начала учебы она работала преподавателем музыки и пения в Ш., а сразу после окончания учебы преподавателем по классу хорового пения и теоретических дисциплин в М., что в соответствии с Постановлением Совета Министров от 1959 года, дает ей право на включение периода учебы в специальный стаж. Кроме того, истица Грибкова С.И. просит суд обязать ответчика включить в её льготный стаж также периоды: с 01.01.2001 года по 18.08.2003 года –работы в должности преподавателя Д., с 10.11.2008 года по 27.09.2010 года – работы в должности педагога дополнительного образования МОУ ДОД «Ц», исключенные ответчиком при повторном рассмотрении материалов ее пенсионного дела. Полагает, что отказ пенсионного фонда включить указанные спорные периоды в ее льготный стаж противоречит требованиям как ранее действовавшего, так и ныне существующего пенсионного законодательства. Учитывая изложенное, истица Грибкова С.И. просит суд признать обязать ответчика включить спорные периоды в ее льготный стаж и признать за ней право на пенсию досрочно с 27.09.2010 года.

В судебном заседании истица Грибкова С.И. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. В обоснование своей позиции привела доводы, аналогичные изложенным в основном исковом и дополнительном исковых заявлениях.

Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в Муромцевском районе Омской области Кох А.А., действующий на основании доверенности № 3 от 11.11.2010 года, заявленные Грибковой С.И. исковые требования не признал полностью, пояснив суду, что отказ пенсионного фонда в назначении истице пенсии по старости досрочно является обоснованным, в связи с отсутствием у нее на момент обращения требуемого специального стажа 25 лет. При этом, при проверке льготного стажа истицы были исключены периоды ее работы: педагогом дополнительного образования в Д. с 01.01.2001 года по 18.08.2003 года, заместителем директора по УВР в Ц с 19.08.2003 года по 09.11.2008 года, педагогом дополнительного образования в Ц с 10.11.2008 года по 27.09.2010 года на основании Постановлений Правительства № 1067 и 781, предусматривающих включение в льготный стаж педагогов дополнительного образования только время такой работы до 01.11.1999 года. Работа на соответствующих должностях и в соответствующих учреждения после указанной даты может быть учтена как льготная, но при наличии двух условий - на 01.01.2001 года у лица имеется льготный стаж продолжительностью 16 лет 8 месяцев, а также у лица имеется факт работы с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года в должностях и учреждениях, указанных в п. 2 разделов «Наименование учреждений» и «Наименование должностей» Списков. В данном случае у истицы Грибковой С.И. не соблюдается первое условие, поскольку на 01.01.2001 года она имела стаж льготной работы продолжительностью 15 лет 3 месяца 10 дней. Что касается требований Грибковой С.И. относительно включения в ее льготный стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации, обучения в И., то они не подлежат включению в ее льготный стаж на основании Постановления Правительства № 516, поскольку в период обучения на курсах истица фактически не работала, то есть не несла повышенных психофизиологических нагрузок, а период учебы в институте вообще работой, как таковой не является. Учитывая вышеизложенное, представитель ответчика просит суд в удовлетворении заявленных Грибковой С.И. исковых требований, отказать.

Представитель третьего лица – Комитета образования Администрации Муромцевского муниципального района в судебное заседание не явился, согласно заявления (л.д.97) просит суд о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные истицей Грибковой С.И. исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 27 п. 1 п.п. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями от 25.07.2002 г.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно ст. 80 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях», действовавшего до принятия вышеуказанного Федерального закона, пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей также устанавливалась при выслуге не менее 25 лет.

В данном случае, согласно записям в трудовой книжке, копиям приказов (л.д.18, 19, 20), справкам (л.д.17, 55), Грибкова С.И. с 17.07.1980 года по 29.08.1985 года работала преподавателем музыки и пения в Ш., с 22.08.1985 года по 04.07.1989 года обучалась на факультете КПР в И., с 01.08.1989 года по 18.08.2003 года работала преподавателем М. (впоследствии Д.) по классу хорового пения и теоретических дисциплин, с 19.08.2003 года по 09.11.2008 года работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе в Ц, с 10.11.2008 года и по настоящее время – является педагогом дополнительного образования в том же учреждении.

Из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования следует, что за указанной категорией лиц сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения такого права.

Применительно к данному случаю, суд находит обоснованными требования истицы Грибковой С.И. в части обязании ответчика включить в ее льготный стаж время обучения в И. с 1985 по 1989 годы.

Так, согласно п. 1 Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, действовавшего на момент начала истицей Грибковой С.И. своей трудовой деятельности, правом на указанную пенсию обладали учителя и другие работники просвещения, работавшие в средних, средних музыкальных и художественных школах, музыкальных школах-семилетках, школах музыкантских воспитанников.

При этом, п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного тем же Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года, было предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы указанной в п. 1 Положения, засчитывается также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Как следует из пенсионного дела Грибковой С.И. (л.д. 44 - 76), периоды ее работы в должностях преподавателя музыки и пения в Ш. и преподавателя хорового пения и теоретических дисциплин в М., имевшие место непосредственно до начала учебы в институте культуры, и непосредственно после его окончания, были зачтены ответчиком в специальный стаж как педагогическая деятельность, что в соответствии с приведенной нормой является основанием для включения в льготный стаж истицы и времени обучения в ВУЗе.

Так, из пояснений Грибковой С.И. следует, что в восьмидесятых годах прошлого столетия педагогические институты и университеты не готовили преподавателей музыки, педагогов музыкальных школ, в связи с чем она, являясь учителем пения в средней школе, поступила учиться в И., который являлся профильным ВУЗом для указанных профессий. По окончании института она сразу же была принята на работу в М. педагогом по классу хорового пения, то есть продолжила осуществление педагогический деятельности в качестве педагога дополнительного образования.

Согласно диплома (л.д. 13), приложения к диплому (л.д. 86) Грибкова С.И. действительно обучалась в И. с 1985 по 1989 годы по специальности культурно-просветительная работа, после окончания обучения ей была присвоена квалификация «Культпросветработник. Руководитель самодеятельного хорового коллектива». При этом, в перечне пройденных Грибковой С.И. за период обучения дисциплин, содержатся такие как «педагогика», «психология», характерные, по мнению суда, для профессии педагога.

Педагогический профиль полученной Грибковой С.И. специальности подтверждается также и подтверждением прибытия к удостоверению № 4 (л.д.85), копией приказа о приеме на работу (л.д.84), из которых следует, что истица по окончании И. была распределена на должность преподавателя Д., зачислена на указанную должность с 01.08.1989 года.

Из ответа А., ранее – И. (л.д.102-107) следует, что выпускники специальности «культурно-просветительная работа» могли быть задействованы на должностях, предусмотренных Госстандартами высшего профессионального образования, принятыми позднее обучения Грибковой С.И. - в 1996 и 2003 годах. При этом, указанными стандартами предусмотрено, что методика развития художественного творчества осуществляется на основе взаимодействия с общей педагогикой, психологией, развитие этнохудожественного сознания осуществляется в условиях самодеятельных коллективов, культурно-образовательных центров, а также в системе общего, дополнительного и специального образования. Специалист в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может осуществлять, помимо всего прочего, и учебно-воспитательную, педагогическую деятельность, в связи с чем с 2003 года выпускникам ВУЗа стала присваиваться квалификация «преподаватель» по соответствующему профилю (л.д.106).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обучение истицы Грибковой С.И. в И. являлось профильным обучением в педагогическом ВУЗе, что в соответствии с приведенными нормами дает ей право на включение данного периода в ее специальный стаж, поскольку непосредственно до начала учебы и сразу по ее окончанию, Грибкова С.И. осуществляла педагогическую деятельность, учтенную ответчиком как льготные периоды работы.

Также обоснованными суд находит требования истицы Грибковой С.И. в части обязания ответчика включить в ее льготный стаж периоды работы в должности преподавателя Д. с 01.01.2001 года по 18.08.2003 года, в должности педагога дополнительного образования в МОУ ДОД «Ц» с 10.11.2008 года по 27.09.2010 года.

Так из протокола № 286 от 05.10.2010 года, составленного ответчиком при повторном рассмотрении пенсионного дела Грибковой С.И. (л.д. 117-120), отзыва на исковое заявление (л.д.89-91), следует, что при расчете льготного стажа истицы как на основании Постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, так и на основании Постановления Конституционного Суда РФ № 2-п от 29.01.2004 года, были исключены вышеуказанные периоды ее работы, в связи с изменением условий пенсионного обеспечения для педагогов дополнительного образования – в связи с принятием Постановлений Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 года, № 781 от 29.10.2002 года, работа в соответствующих должностях подлежит включению в льготный стаж до 01.11.1999 года.

Действительно, согласно п. 3 Постановления Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 года, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.

При этом установлено, что работа в соответствующих должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 15 раздела "Наименование учреждений" Списка, засчитывается в выслугу за периоды с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. Периоды работы в этих должностях и учреждениях начиная с 1 января 2001 г. засчитываются в выслугу при условии, если на указанную дату гражданин выработал выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, и (или) пунктами 1-14 раздела "Наименование учреждений" и пунктом 1 "Наименование должностей" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего постановления, и одновременно с учетом выполнения работы в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях и учреждениях, предусмотренных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 15 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Пунктом 12 Правил исчисления льготного стажа, утвержденных принятым впоследствии Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, ранее установленные условия исчисления льготного стажа для педагогов дополнительного образования, были сохранены, в частности было определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

- на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Пунктом 2 раздела «Наименование должностей» и п. 15 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1067, а также пунктами 2 разделов «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 781, предусмотрена в качестве льготной работа в должностях преподавателя, педагога дополнительного образования в центрах внешкольной работы, детских школах искусств, в том числе музыкальных, хореографических и т.д.

Соответствие наименования замещаемых Грибковой С.И. в периоды с 01.01.2001 года по 18.08.2003 года и с 10.11.2008 года по 27.09.2010 года должностей преподавателя Д. и педагога дополнительного образования Ц, а также соответствие наименований указанных учреждений приведенным Спискам, подтверждено как представленными документами – должностными инструкциями (л.д.21-22,109), Уставом (л.д.110-113), тарификационными списками (л.д.26-33), примерными учебными планами (л.д.114-116), учебными программами (л.д.126-131), образовательной программой (л.д.132-142), так и не оспаривалось самим ответчиком.

При этом, суд полагает, что установленные законом специальные условия, требующиеся для включения анализируемых спорных периодов в льготный стаж истицы Грибковой С.И., в данном случае соблюдены, поскольку она имела на 01.01.2001 года стаж льготной работы (с учетом учебы в институте) продолжительностью более 18 лет (л.д.143), а также факт работы в период с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года в должности преподавателя Д., что предусмотрено Списками, утвержденными Постановлениями Правительства № ... и 781.

Вместе с тем, суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования истицы Грибковой С.И. в части обязания ответчика включить в ее льготный стаж периоды работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе Ц с 19.08.2003 года по 09.11.2008 года, обучения на курсах повышения квалификации, имевших место в 2004 и 2007 годах во время замещения ею указанной должности, а также в части признания за ней права на назначение пенсии по старости досрочно, по следующим основаниям.

Как уже отмечалось выше, в связи с принятием Постановления Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 года, с 01.11.1999 года изменились условия пенсионного обеспечения для ряда педагогических работников, в частности работа в должностях директора, заместителя директора по УВР учреждений для детей, в том числе учреждений дополнительного образования, к коим относится центр внешкольной работы, подлежащая ранее включению в льготный стаж на основании Постановления Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 года, после 01.11.1999 года, на основании п. 2 вновь утвержденных Правил, зачету в выслугу лет не подлежала.

Эти же ограничения предусмотрены и ныне действующими Правилами исчисления льготного стажа, утвержденного Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002 года, согласно п.п. «в» п. 8 которых, работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" списка подлежит включению в специальный стаж за период до 1 ноября 1999 года.

В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при применении п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, согласно которому работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии условий, перечисленных в этом пункте, судам следует учитывать ограничения, установленные подпунктом «в» пункта 8 Правил, что, по мнению суда, исключает возможность применения пункта 12 к лицам, замещающим должности директора, заместителя директора в учреждениях дополнительного образования детей.

В соответствии со ст. 56 ч.1 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В данном случае, как следует из трудовой книжки (л.д. 14-16), справки (л.д.17), копий приказов (л.д.18-19), истица Грибкова С.И. была принята на работу и работала в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе Ц с 19.08.2003 года по 09.11.2008 года, то есть после принятия вышеприведенных норм, в связи с чем исключение ответчиком этого спорного периода из ее льготного стажа на основании п.п. «в» п. 8 и не применение п. 12 Правил является законным и обоснованным.

Из тарификационных списков (л.д.26-33) следует, что Грибкова С.И., в период замещения должности заместителя директора Ц, имела и учебную нагрузку в объеме 12 часов, то есть фактически работала педагогом дополнительного образования, но на неполную ставку, что также исключает возможность оценки данного периода на основании п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства № ....

По этим же основаниям не подлежат включению в льготный стаж истицы Грибковой С.И. и периоды ее обучения на курсах повышения квалификации - дважды в 2004 и один раз в 2007 году, поскольку они имели место во время замещения ею должности заместителя директора по УВР, не подлежащего включению в льготный стаж в целом.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии у истицы Грибковой С.И. на момент обращения в пенсионный фонд, то есть на 27.09.2010 года, права на назначение ей пенсии по старости досрочно, поскольку ее льготный стаж, даже при включении в него спорных периодов обучения в И., работы в должности преподавателя в Д. с 01.01.2001 года по 18.08.2003 года, а также работы в должности педагога дополнительного образования МОУ ДОД «Ц» с 10.11.2008 года по 27.09.2010 года, составлял менее требуемых законом 25 лет (л.д.143).

На основании изложенного, руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Заявленные Грибковой С.И. исковые требования в уточненном объеме, удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области включить в льготный стаж Грибковой С.И., педагога дополнительного образования Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Ц», следующие периоды:

?с 22.08.1985 года по 04.07.1989 года - обучения в И. по специальности – «культурно-просветительная работа» с присвоением квалификации «руководитель самодеятельного хорового коллектива»,

?с 01.01.2001 года по 18.08.2003 года – работы в должности преподавателя Д.,

?с 10.11.2008 года по 27.09.2010 года – работы в должности педагога дополнительного образования МОУ ДОД «Ц».

В остальной части в удовлетворении заявленных Грибковой С.И. исковых требований, отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области в пользу Грибковой С.И. возврат государственной пошлины в размере 100 (ста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Муромцевский районный суд в течение 10 дней.

Судья:

А.М. Ахметова

Мотивированное решение изготовлено 11.01.2011 года.

Судья

А.М. Ахметова